Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
18 июля 2022 19:46

Латвия вслед за Литвой решила проверить Россию на прочность

На латвийско-российской границе уже более тысячи грузовиков застряли в пробке, но таможня не спешит давать добро

12013
На фото: многокилометровая очередь фур у латвийского таможенного поста Терехово(архив)
На фото: многокилометровая очередь фур у латвийского таможенного поста Терехово (архив) (Фото: Инна Шебеко/ТАСС)
Материал комментируют:

Латвия решила заблокировать перевозки грузов между Россией и Евросоюзом. Более полутора тысяч грузовых автомобилей скопилось на латвийско-российской границе, следует из данных Службы государственных доходов Латвии.

Самая большая пробка образовалась в контрольно-пропускном пункте «Терехово», где скопилось 850 машин. Еще 400 стоят в Гребнево, 300 в Силене, 150 в Патерниеки. Время ожидания в очередях, по предварительной информации, может составить до 6 суток.

Скорее всего, задержки связаны с санкциями Евросоюза, который решил ограничить транзитные перевозки с Россией. Как ранее сообщалось, в России обсуждаются ответные меры, но запрет на въезд европейских фур планировался лишь с октября.

Читайте также
Почему «Байрактар» полностью сдулся в украинском небе Почему «Байрактар» полностью сдулся в украинском небе Современные средства ПВО российской армии сводят эффективность распиаренного беспилотника к нулю

Месяц назад транзит в Калининградскую область прекратила Литва. Правда, это касалось доставки грузов из одного российского региона в другой и вызвало большой скандал, в который пришлось вмешаться Брюсселю. Действия Вильнюса, который в середине июня ввел запрет на железнодорожный транзит большой номенклатуры грузов через свою территорию, в МИД РФ расценили как провокационные, «нарушающие международно-правовые обязательства Литвы, прежде всего Совместное заявление Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации от 2002 года, как открыто враждебные». После разъяснений Еврокомиссии железнодорожный транзит был разрешен, а вот автомобильный по-прежнему остался под вопросом.

Пример Литвы, объясняющей свои действия антироссийскими санкциями, видимо, вдохновил руководство Латвии. Впрочем, и технические проблемы не исключены. Пока же фуры простаивают перед КПП в ожидании разрешения на въезд в Россию. Видимо, латвийские таможенники, как и их литовские коллеги, намерены самым тщательным образом искать в грузовиках подсанкционные товары.

Директор Центра международной и региональной политики Борис Кузнецов отмечает, что Латвия, конечно, проявляет определенную солидарность с Литвой, но возникшая ситуация, возможно, связана и с техническим оформлением на границе:

— Это не исключено, потому что с 15 июля практически всем гражданам разрешено пересечение сухопутной границы. Соответственно, достаточно большое количество людей поехали на своих автомобилях и в Латвию, и в Эстонию, и в Финляндию, и обратно. Пограничные посты просто не были готовы к такому наплыву. Скорее это все-таки не какой-то заговор, а больше технические проблемы.

«СП»: — Но ведь грузовики проходят отдельно.

— Да, но количество сотрудников на пограничных пунктах, которые досматривают, проверяют паспорта, может быть ограничено. В этом плане они могут быть не готовы.

Подобные ситуации были и раньше, например, на польско-белорусской границе стояли грузовики. Периодически такие проблемы возникали.

Читайте также
Центробанк РФ предрекает россиянам тяжелые времена уже с осени Центробанк РФ предрекает россиянам тяжелые времена уже с осени В экономике РФ не выявлено положительных тенденций, разрушительные процессы набирают обороты

Научный сотрудник ИМЭМО Мария Павлова полагает, что проблема, в первую очередь, связана с санкциями.

— Был переходный период для провоза товаров, попавших под санкции. Скопилось огромное количество прежде всего грузового автотранспорта. Это связано с тем, что идет усиленный контроль и фур, и частного транспорта как в одну, так и в другую сторону. Проверяется весь транспорт на предмет ввоза попавших под санкции товаров, а их очень много — и древесина, и строительные материалы, и предметы роскоши.

Вторая причина может быть чисто техническая, потому что многие сейчас пытаются объехать Литву и едут через Латвию. Латвийская таможня наверняка не справляется. В латвийской прессе, по крайне мере, о этом уже писали, например, вчера: таможенники жалуются, что не хватает людей. И, конечно, человеческий фактор: думаю, делают пристрастный досмотр.

Мне кажется, здесь комплекс причин, но, прежде всего, исполнение санкций.

«СП»: — Ситуация может усугубиться или все-таки в ЕС будут искать решение?

— Улучшение вряд ли стоит ожидать. Мы видели, что происходило на примере Литвы: даже после решения Еврокомиссии транзит затруднен.

Директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда также считает, что ситуация на границе, вероятно, связана с ограничениями по транспортировке грузов для европейских перевозчиков по территории России и российских по территории Евросоюза.

— Это встроено в санкционную политику Евросоюза, поэтому, скорее всего, так или иначе связано с санкциями.

«СП»: — Ситуация схожа с транзитом через Литву, хотя там речь идет о перевозке грузов из одного российского субъекта в другой. Тем не менее в Вильнюсе упирали именно на санкции.

— Это немного другая ситуация. В случае с Литвой это между двумя территориями Российской Федерации, то есть это несколько иная категория грузов. В случае с Латвией это, скорее всего, поставки грузов на территорию Евросоюза без захода в Калининградскую область.

«СП»: — Если эта пробка будет нарастать, какими могут быть решения?

— Это будет, видимо, решатся в общей проблеме с санкциями. Перевозчикам, которые стоят на границе с Латвией, вероятно, придется искать другие КПП для въезда. Возможно, кто-то будет стоять достаточно долго, чтобы через Латвию въехать. Вряд ли эта проблема будет решатся как-то отдельно в виде исключений из общего списка санкций, как это было в литовской ситуации, так как там это было связано непосредственно с обеспечением товарами граждан Российской Федерации.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня