Латвия решила заблокировать перевозки грузов между Россией и Евросоюзом. Более полутора тысяч грузовых автомобилей скопилось на латвийско-российской границе, следует из данных Службы государственных доходов Латвии.
Самая большая пробка образовалась в контрольно-пропускном пункте «Терехово», где скопилось 850 машин. Еще 400 стоят в Гребнево, 300 в Силене, 150 в Патерниеки. Время ожидания в очередях, по предварительной информации, может составить до 6 суток.
Скорее всего, задержки связаны с санкциями Евросоюза, который решил ограничить транзитные перевозки с Россией. Как ранее сообщалось, в России обсуждаются ответные меры, но запрет на въезд европейских фур планировался лишь с октября.
Месяц назад транзит в Калининградскую область прекратила Литва. Правда, это касалось доставки грузов из одного российского региона в другой и вызвало большой скандал, в который пришлось вмешаться Брюсселю. Действия Вильнюса, который в середине июня ввел запрет на железнодорожный транзит большой номенклатуры грузов через свою территорию, в МИД РФ расценили как провокационные, «нарушающие международно-правовые обязательства Литвы, прежде всего Совместное заявление Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации от 2002 года, как открыто враждебные». После разъяснений Еврокомиссии железнодорожный транзит был разрешен, а вот автомобильный по-прежнему остался под вопросом.
Пример Литвы, объясняющей свои действия антироссийскими санкциями, видимо, вдохновил руководство Латвии. Впрочем, и технические проблемы не исключены. Пока же фуры простаивают перед КПП в ожидании разрешения на въезд в Россию. Видимо, латвийские таможенники, как и их литовские коллеги, намерены самым тщательным образом искать в грузовиках подсанкционные товары.
Директор Центра международной и региональной политики Борис Кузнецов отмечает, что Латвия, конечно, проявляет определенную солидарность с Литвой, но возникшая ситуация, возможно, связана и с техническим оформлением на границе:
— Это не исключено, потому что с 15 июля практически всем гражданам разрешено пересечение сухопутной границы. Соответственно, достаточно большое количество людей поехали на своих автомобилях и в Латвию, и в Эстонию, и в Финляндию, и обратно. Пограничные посты просто не были готовы к такому наплыву. Скорее это все-таки не какой-то заговор, а больше технические проблемы.
«СП»: — Но ведь грузовики проходят отдельно.
— Да, но количество сотрудников на пограничных пунктах, которые досматривают, проверяют паспорта, может быть ограничено. В этом плане они могут быть не готовы.
Подобные ситуации были и раньше, например, на польско-белорусской границе стояли грузовики. Периодически такие проблемы возникали.
Научный сотрудник ИМЭМО Мария Павлова полагает, что проблема, в первую очередь, связана с санкциями.
— Был переходный период для провоза товаров, попавших под санкции. Скопилось огромное количество прежде всего грузового автотранспорта. Это связано с тем, что идет усиленный контроль и фур, и частного транспорта как в одну, так и в другую сторону. Проверяется весь транспорт на предмет ввоза попавших под санкции товаров, а их очень много — и древесина, и строительные материалы, и предметы роскоши.
Вторая причина может быть чисто техническая, потому что многие сейчас пытаются объехать Литву и едут через Латвию. Латвийская таможня наверняка не справляется. В латвийской прессе, по крайне мере, о этом уже писали, например, вчера: таможенники жалуются, что не хватает людей. И, конечно, человеческий фактор: думаю, делают пристрастный досмотр.
Мне кажется, здесь комплекс причин, но, прежде всего, исполнение санкций.
«СП»: — Ситуация может усугубиться или все-таки в ЕС будут искать решение?
— Улучшение вряд ли стоит ожидать. Мы видели, что происходило на примере Литвы: даже после решения Еврокомиссии транзит затруднен.
Директор Центра изучения перспектив интеграции Сергей Рекеда также считает, что ситуация на границе, вероятно, связана с ограничениями по транспортировке грузов для европейских перевозчиков по территории России и российских по территории Евросоюза.
— Это встроено в санкционную политику Евросоюза, поэтому, скорее всего, так или иначе связано с санкциями.
«СП»: — Ситуация схожа с транзитом через Литву, хотя там речь идет о перевозке грузов из одного российского субъекта в другой. Тем не менее в Вильнюсе упирали именно на санкции.
— Это немного другая ситуация. В случае с Литвой это между двумя территориями Российской Федерации, то есть это несколько иная категория грузов. В случае с Латвией это, скорее всего, поставки грузов на территорию Евросоюза без захода в Калининградскую область.
«СП»: — Если эта пробка будет нарастать, какими могут быть решения?
— Это будет, видимо, решатся в общей проблеме с санкциями. Перевозчикам, которые стоят на границе с Латвией, вероятно, придется искать другие КПП для въезда. Возможно, кто-то будет стоять достаточно долго, чтобы через Латвию въехать. Вряд ли эта проблема будет решатся как-то отдельно в виде исключений из общего списка санкций, как это было в литовской ситуации, так как там это было связано непосредственно с обеспечением товарами граждан Российской Федерации.