Новые кадровые назначения, особенно инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, всегда вызывают бурную реакцию обсуждений в СМИ. Не явилось исключением и недавнее назначение на пост главы государственной корпорации Роскосмос Юрия Борисова. Прежний руководитель, Дмитрий Рогозин, соответственно, свой пост покинул. Что это было: просто ротация кадров или причина в ином? Попробуем разобраться.
Надо заметить, несмотря на отсутствие технического образования (что многими ставилось ему в упрек), Рогозин сумел навести должный порядок в российской космической отрасли. Сделать это удалось главным образом за счет налаживания системной работы в управлении корпорацией, четкого планирования и жесткого сквозного контроля во всех ее подразделениях и производственных предприятиях. В итоге можно смело говорить о достигнутых в последние годы результатах, коих немало. В этом плане лучше всего говорят слова самого Рогозина, сказанные им в заключительном интервью: «Спустя четыре года я оставляю отрасль, которая сумела выбраться из болота системного кризиса, которая имеет видение своих перспектив, которая активно работает над созданием уже принципиально новой и конкурентной ракетно-космической техники».
Отсюда следует, что причиной увольнения Рогозина просчеты и недостатки в его работе быть не могут. Налицо успехи и движение вперед. Обнуление же коммерческих запусков было вызвано исключительно политическими причинами, а никак не просчетами в работе Роскосмоса. Единственным упреком Дмитрию Олеговичу являются его подчас излишне политизированные высказывания в адрес западных партнеров по космосу. Как ни крути, но вопросы внешней политики — это все-таки прерогатива МИД РФ.
Однако смена руководителя все-таки произошла. И получается, что назначение на должность генерального директора Роскосмоса Юрия Борисова было вызвано исключительно новыми задачами, которые призвана решать отрасль в силу радикально изменившейся международной обстановки. Что же это за задачи?
Ответ на этот вопрос 29 июля дал сам новоиспеченный руководитель Роскосмоса Юрий Борисов во время своего посещения НПО им. Лавочкина. Он заявил, что космическое ведомство задолжало российской экономике, так как не смогло своевременно наладить серийное производство спутников различного назначения.
На дисбаланс в выпуске отечественных спутников и ракет-носителей давно и многократно указывалось специалистами. Когда часть РН уходила на коммерческие запуски полезных нагрузок зарубежных заказчиков, эта проблема несколько сглаживалась. Теперь же она по объективной причине, что называется, вышла на поверхность, и ее необходимо срочно решать.
Здесь нелишне напомнить, как с подобной проблемой столкнулись и успешно ее решили китайцы. Лишившись заказов от США и Европы, они планомерно увеличивали число выведенных на орбиту спутников собственного изготовления. Мало того, стали продавать иностранным заказчикам изготовленные спутники вместе с услугой по их доставке на орбиту, что оказалось намного выгодней. Они теперь не запускают иностранные спутники, но делают их для зарубежных заказчиков сами и сами же выводят их на орбиту — фактически сдают заказчику объект «под ключ». И в последние годы этой услугой уже сумели воспользоваться такие страны, как Венесуэла, Пакистан, Бразилия… А Китай сегодня стал одним из лидеров по годовому числу запусков ракет-носителей, а вот сможем ли мы повторить китайский опыт — вопрос.
Хотя задача понятна: поставить на конвейер выпуск космических аппаратов различного класса и назначения. Ведь будут спутники — будут востребованы и РН всех классов, в том числе конверсионные. Исключение составляет, пожалуй, лишь сверхтяжелая РН. На данном этапе (ближайшие лет десять) потребность в ней вообще не наблюдается по причине отсутствия в планах космической отрасли России пилотируемой программы полетов на Луну.
Не станем ничего придумывать, а лишь приведем слова президента России Владимира Путина, сказанные им на совещании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам: «Скромные результаты продемонстрированы по направлениям, за которые ответственен Ростех. Проект по развитию микроэлектронной отрасли пришлось полностью перезагружать в прошлом году».
Поэтому что бы там ни говорили «эффективные менеджеры» о прорывах в области импортозамещения, но такое направление как производство элементной базы в микроэлектронике провалено и продолжает оставаться самой уязвимой позицией — даже президент с озабоченностью указал на это слабое звено в многочисленных производственных цепочках отечественной промышленности. Попавшие же под полный запрет иностранные компоненты на отечественные аналоги в одночасье заменить не получится по причине банального отсутствия таковых.
Спрашивается, а почему до сих пор не сумели наладить собственное производство? Да все просто: кто имел доступ к финансированию — не был способен и не спешил создавать новую продукцию, а кто был способен — тот не получал денег. За примерами далеко ходить не надо — Сколково. Никто не может вразумительно ответить, что реально там произвели для страны и людей. А ведь денег туда вложили и продолжают вкладывать немало.
Иными словами, без налаживания полноценного производства элементной базы, о серьезном увеличении выпуска отечественных спутников придется забыть. Недавнее приобретение Роскосмосом Ярославского радиозавода, что является абсолютно правильным решением, само по себе при отсутствии отечественной микроэлектроники проблемы не решит. Дом не построишь, если нет кирпичей. Наши космические предприятия смогут собирать спутники еще максимум года два-три, исходя из наличия на складах закупленных ранее за рубежом требуемых компонентов. Возможно, какие-то микросхемы можно будет докупить в Китае, но это временный и вынужденный вариант. Ключевые технологии и производства Россия обязана иметь только свои.
Итак, какие же задачи призван решать новый руководитель Роскосмоса? В основном круг задач переходит по наследству от прежнего руководства, однако некоторые корректировки неизбежно последуют.
В первую очередь упор будет сделан в сторону военного космоса и боевых ракетных комплексов, несколько потеснив гражданские и научные космические программы. Будут продолжены испытания и постановка на боевое дежурство МБР «Сармат», а также создание новых боевых систем.
В первую очередь будет наращиваться численный состав и увеличиваться возможности военной спутниковой группировки. Продолжится поддержание в рабочем состоянии космических аппаратов двойного назначения: дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), связи, навигации, картографии, метеорологии… Начнется развертывание группировки по программе «Сфера».
Научный космос, безусловно, не будет заброшен и забыт, но сроки создания КА для науки неизбежно сместятся вправо. И главная причина переноса сроков вовсе не в работе самого Роскосмоса, а в отказе ряда зарубежных партнеров от сотрудничества с Россией в области космоса.
В пилотируемой космонавтике будет осуществляться переход от полетов на МКС к собственной орбитальной космической станции. И сам Борисов уже заявил, что в 2024 г. Роскосмос завершит участие в программе МКС и сосредоточится на создании российской космической станции РОСС, которая будет летать по высокоширотной, проходящей над территорией нашей страны орбите.
Никуда не деться от продолжения создания новой линейки ракет-носителей. В первую очередь семейства легкого и тяжелого класса «Ангара» и РН «Союз-5», а также будущие многоразовые РН. Существующие РН «Союз-2» и «Протон-М» все-таки своими корнями уходят в советский период и при всех их достоинствах постепенно требуют замены.
Международное сотрудничество в космосе оставляет желать лучшего и требует переформатирования. После отказа западных партнеров от совместных космических проектов выбор у России невелик. Основным партнером видится, конечно же, Китай, буквально на глазах превращающийся в великую космическую державу. Кроме него просто не с кем реально осуществлять масштабные проекты типа освоения Луны, деля с ним финансовые затраты и возможные риски. Здесь уместно напомнить, что именно лунная программа является главной стратегией российской космонавтики на ближайшее будущее. Но и о других дружественных странах также не нужно забывать в плане космических проектов.
Все указанные задачи придется решать новому руководству Роскосмоса. При правильной постановке дела решить их вполне по силам профессионалам, коим является сам Юрий Борисов. Хочется верить, что и Министерство финансов не подведет — и не урежет финансирование, как это не раз бывало в прошлом.
Президент России Владимир Путин не случайно постоянно подчеркивает значение ракетно-космической отрасли в обеспечении стратегической стабильности и безопасности страны. Без развития космонавтики у России, как у великой державы, не может быть будущего. Поставленные задачи и будущие космические проекты должны быть одновременно амбициозными, и реальными, а также, что немаловажно, неуклонно воплощаться в жизнь.
Поэтому смена руководства Роскосмоса — это совсем не обмен шила на мыло. Она обусловлена исключительно новыми целями и задачами, стоящими перед космической отраслью в связи с новыми политическими реалиями.