Новая реальность в мире антироссийских санкций всё сильнее напоминает популярный американский сериал «Байки из склепа», каждая серия которого являлась историей тщательнейшим образом продуманного и совершенного преступления. Вот только злоумышленники никогда не получали желаемого (награды, наследства, высокой должности): результат тщательно выверенного преступного плана всегда оказывался прямо-таки жутким.
То же и с антироссийскими санкциями. Они, как бумеранг, возвращаются к тем, кто их запускает и больно дубасят западную экономику. Особенно сильно сейчас достаётся энергетической отрасли.
Чтобы избежать газового коллапса, Европа жёстко урезает допустимые объёмы его использования.
И судорожно изыскивает возможности как-то обуздать растущие цены на нефть. США тоже суетятся и пытаются нащупать твёрдую почву, чтобы вылезти из болота энергетического кризиса. И похоже, что замминистра финансов США Уолли Адейемо, решил, что им это почти удалось.
«В минувшие выходные я был воодушевлен, увидев сообщение от министра нефти Индии о том, что они рассматривают возможность присоединения», — радостно сообщил он в передаче ТВ Bloomberg. И принялся расхваливать усилия по установлению предельных цен на экспорт российской нефти, которые, по его словам, «еще больше ограничит возможности Москвы в будущем». Также высокопоставленный чиновник пообещал, что от этой инициативы выиграют даже те страны, которые к ней не присоединятся, потому как «они окажутся в лучшем положении», когда будут вести переговоры о ценах.
Настроение мистеру Адейемо подняло заявление министра нефти и газа Индии Хардипа Сингха Пури, который в ходе выставки Gastech 2022 в Италии пообещал оценить предложение стран G7 о введении ограничения цен на российскую нефть. При этом он отметил, что остается открытым вопрос, какие государства примут участие в предлагаемом ограничении цен и какие последствия это может иметь для рынков.
Вот только рассматривать инициативу можно бесконечно долго. Особенно когда страна, против которой она направлена, является проверенным временем союзником и помощником. И хотя присоединение к антироссийским санкциям теоретически может принести индийским компаниям более высокие прибыли, поскольку сейчас цена нефти для индийских покупателей все же выше, чем предлагаемый потолок в $60 за баррель, но попадать в список недружественных России стран Индии, скажем прямо, не с руки. Тут надо трижды подумать, прежде чем принять решение.
Поэтому индийцы крайне осторожны в своих заявлениях. Да еще издание Economic Times уточнило, что Индия рассмотрит возможность поддержки предложения по ограничению цен только в том случае, если будут гарантированы поставки из Венесуэлы и Ирана. А это не самые дружественные США страны. И они наверняка потребуют от Вашингтона многих уступок в обмен на свою нефть.
И даже если вдруг США сумеют с ними договориться, далеко не факт, что им удастся убедить Индию присоединится к ограничению, — считает российский политолог Сергей Марков.
— Что касается Индии, то я не очень верю в то, что она присоединится к каким бы то ни было антироссийским действиям. Она этого не делала до сих пор, это дружественная России страна. Кроме того, индийцы прекрасно понимают, что если российское руководство сказало: те, кто попробует присоединиться к инициативе по ограничению цены на российскую нефть, не получит вообще ничего, то именно так и будет. Скорее всего, если вдруг возникнет рынок с более низкой ценой, то индийцы будут покупать нефть на обоих рынках, но на конфронтацию с Россией не пойдут.
Да и само предложение по ограничению цены несколько странное. Вот, представьте, некоторые страны взяли и сказали: мы требуем, чтобы нефть стоило столько-то, и не дороже. Иначе покупать не будем. Но Россия отказывается продавать им нефть по той цене, какую они хотят. Возникает патовая ситуация. Возможно, что на какое-то время Россия просто перестанет торговать своим «чёрным золото»". И из-за этого цены на него во всем мире резко подскочат еще выше, чем сейчас. Они могут стать просто астрономическими.
Эксперт считает, что, в этом случае вменяемые страны будут выходить из этой ситуации, договариваясь с Россией чтобы она продавала им нефть со скидкой. И, какой бы большой эта скидка не была, платить они будут существенно выше тех 60$, о которых ведут речь сейчас западные страны. Так же будут решаться вопросы с газом. При этом Россия всё равно будет в плюсе, поскольку сейчас цены на энергоносители ненормально взвинчены выше той цены, по которой их реально торговать. Поэтому какие бы скидки Россия не делала, она продолжит получать прибыль.
«СП»: — Каковы перспективы, что Иран или Венесуэла пойдут навстречу США в вопросах увеличения поставок нефти?
— Вашингтон готов на многое пойти ради достижения этой цели. Кстати, он уже идёт на различные уступки. Но ситуация такова что эти две страны, особенно Иран, будут торговаться до последнего и выбивать куда больше преференций, чем те, на которые готовы пойти Штаты. Но не факт, что даже в том случае, если с ними удастся договориться, Индия примет решение, нужное Западу. Потому как гарантий поставок из Венесуэлы и Ирана недостаточно, чтобы обеспечить нужное количество нефти на рынке.
На сегодня крупнейшими производителями этого энергоресурса являются три страны: Россия, Саудовская Аравия, и США. И все они законтрактованы, мировая экономика сейчас требует очень много нефти. Без российской обойтись просто невозможно. Индийцы это понимают. И я предполагаю, что они вообще ведут разговоры о том, что могут присоединиться к чему-то там, только затем, чтобы США их не прессовали.
Важно, что Хардип Сингх Пури напомнил, что Индия уже сталкивается с критикой из-за того, что увеличила поставки российской нефти. И пояснил, что для него важнее благополучие жителей Индии, чем какой-то «моральный конфликт», из-за которого, по-видимому, и страдают граждане Европы.
«Я сказал, что европейцы покупают за один день больше, чем я за квартал. Я был бы удивлен, если бы это не было так до сих пор. Но да, мы будем покупать в России, мы будем покупать где угодно», — заявил индийский министр.
Так что за индийцев можно искренне порадоваться: похоже, их правители думают сначала о доверившим власть народе, а потом уже о красивостях, вроде «европейских ценностей».