Минтранс РФ готовит документ о запрете въезда в РФ грузовиков из ЕС, который, по сути, будет зеркальным ответом нашей страны на европейские санкции. Большого урона данная новация не нанесёт, напротив, у оставшихся не у дел российских дальнобойщиков появится хоть какая-то работа. Теоретически. А практически Запад может и вовсе повесить на границах РФ амбарный замок.
«В настоящее время Минтрансом России с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработаны проекты указа президента Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации по введению ответных ограничительных мер со стороны Российской Федерации в отношении транспортных компаний стран Европейского союза, предусматривающих возможность перецепки или перегрузки товаров на приграничных терминалах», — заявили в министерстве.
Собственно, предприниматели занимаются этим с середины весны этого года, когда российским фурам перекрыли доступ в Евросоюз. Механизм обхода запретов быстро придумали и реализовали.
«Плечо логистики не увеличилось, но сложности возникли. Ранее в ЕС ездили наши фуры, так было дешевле и, главное, удобнее, сейчас у нас „комбинированная“ доставка. По Европе едет местная машина, а на границе товар перегружают из неё в российскую. В целом стоимость доставки выросла, хотя и не катастрофически. Сроки увеличились, но не так уж и значительно. Сейчас все к этому уже привыкли», — рассказывает предприниматель Пётр.
Поэтому означенные в заявлении Минтранса «перегрузки и перецепки» работают, чиновники просто констатируют факт, не более того. Изображают активную деятельность.
Европейские фуры на наших дорогах остались, хотя их уже и не так много. Но есть. Тогда, в апреле текущего 2022 года, ряд российских предпринимателей написали в правительство слёзное письмо с просьбой не вводить зеркальные меры. Власти пошли на поводу у бизнеса — а зря. Проблема-то не собственно в импорте, ещё и в самом транспортном бизнесе.
«На западных границах страны российские грузы, как по экспорту, так и по импорту, возят транспортные компании из прибалтийских стран. Российские перевозчики с 2014 года начали уходить с западного направления, передавая контракты белорусским компаниям, а некоторое время назад практически перестали ездить в Европу через западные границы России», — говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Вот эти самые «транспортные компании из прибалтийских стран» — наиболее интересный момент. Принадлежит они людям из РФ, по сути, это российские компании, только выведенные за границу. Не все, конечно, но таковых хватает. Судя по всему, вышеозначенное апрельское письмо имеет, в том числе, и эти корни.
В отличие от российских чиновников, Батька делает дело и кота за хвост не тянет — Белоруссия ещё 16 апреля ограничила передвижение европейских фур по своей территории. Российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) уже неоднократно просила наших чиновников сделать то же самое, но те раскачивались уж очень долго. Не иначе, имели какой-то интерес.
«Мы ждем решения о запрете на въезд для европейских транспортных средств как можно скорее. Это поможет сбалансировать ситуацию на рынке. Ведь сейчас из-за создавшегося дисбаланса европейцы подняли ставки фрахта на перевозку в два-три раза. Наши транспортники, конечно, частично работают на территории Белоруссии. При этом они зарабатывают лишь чуть более четверти от общей суммы фрахта, хотя участок от западной границы Белоруссии до Москвы или другого города РФ длиннее, чем европейский.
В некоторых компаниях уже начались простои водителей — их отправили в отпуска. Кроме того, на рынке образуется избыток подержанных грузовиков — бизнес вынужден освобождаться от парка, который не используется из-за резкого сокращения товарооборота на автотранспорте на европейском направлении", — объясняет директор транспортной компании «Грин Лайн» Алексей Богданов.
Тут нужно пояснение. После запрета на поездки российских фур в ЕС тамошние, европейские, перевозчики сразу подняли цены. Причем в несколько раз — конкуренции-то больше нет! Если до начала спецоперации стоимость прогона фуры (не важно какой, нашей или иностранной — цены были примерно равными) из центра Европы до Москвы составляла около 3000 евро, то после 24 февраля они выросли до 15 тысяч и выше. Так как ездить могут только иностранцы.
Дело вроде как сдвинулось с мёртвой точки, хотя хитрые «слуги народа» таки придумали некий список исключений — иностранные фуры с рядом товаров продолжат пускать в РФ.
«Под исключение предлагается внести такие категории товаров, как продукция фармацевтической и медицинской промышленности, скоропортящиеся, а также требующие особых условий хранения грузы», — заявили в Минпромторге.
Понятное дело, в категорию «требующие особых условий хранения грузы» можно записать что угодно. Деньги западников, а также «русских иностранцев» продолжают работать.
По оценкам АСМАП, введенный 8 апреля запрет пропуска в ЕС российских фур обошёлся нашим перевозчикам в 22 млрд. рублей. Причём в случае немедленных зеркальных мер данные убытки можно было бы минимум ополовинить. В настоящий момент из 60 тысяч грузовиков, которые до апреля ездили в Европу, простаивает около 40 тысяч. Но нашим властям на отечественную экономику наплевать, равно как и на водителей, которые сидят без зарплаты. Хотя все давно могли бы быть при деле — возить товары от границ по всей России. Да, компании получали бы меньшие доходов. Но хотя бы так.
Запрет — как видим, только частичный — может заработать уже с 1 октября. Если, конечно, не случится чего-то, что подвигнет чиновников включить задний ход. Эти могут. Поэтому нашим дальнобойщикам стоит готовиться к всевозможным пакостям, просто так «пятая колонна» в российской власти не сдастся.
В частности, таможня вроде как не особо готова «давать добро» на эти самые перегрузки и перецепки. Дескать, ничего не отлажено. Но есть и иные мнения.
«С 1 октября мы планируем ввести режим перецепки-перегрузки. Инфраструктура к этому готова. Склады временного хранения есть. Осталось только нормативно оформить — указом президента и постановлением правительства», — говорит гендиректора АСМАП Андрей Курушин.
В принципе, со стороны Евросоюза может последовать и ответный шаг — эскалация «транспортной войны». Логики в решениях Брюсселя искать не стоит, что Вашингтон прикажет, то ЕС-овские марионетки и сделают. Запрет на торговлю с Россией — а именно так это будет выглядеть — должен тут же получить адекватный ответ из Москвы. То есть ответный запрет, в первую очередь, на поставки газа. Хотя это, скорее всего, уже не особо поможет — поздно. Хранилища наполнены, и эту зиму Старый Свет худо-бедно переживёт.
И тогда опустится полноценный железный занавес — европейские товары исчезнут вообще. Включая лекарства и прочие жизненно важные вещи. И перевозки на данном направлении станут совсем не нужны. Впрочем, пока что это не более чем гипотетический сценарий, позиция ЕС становится всё менее консолидированной.