Мировое финансовое сообщество испытало на днях сильное потрясение — британский фунт резко обвалился по отношению к доллару и практически сравнялся с ним по стоимости. Прогнозы сугубо отрицательные — по мнению экспертов, после достижения паритета с американской валютой английские дензнаки быстро покатятся вниз под горку. Причины вполне обычные — инфляция, рост госдолга и общий спад в островной экономике.
Если взглянуть на график GBP/USD за последние 15 лет, то происходящее вроде как закономерно. С уровней два доллара и даже немного выше фунт постепенно и очень мучительно, с множественными отскоками вверх, откатывался вниз, достигнув в 2016 году отметки $1,22. Но потом последовала очередная «коррекция», и после ряда волн туда-сюда прошлыми летом курс достиг $1,40 — $1,41. Правда, тогда же пошло новое падение, но вполне себе плавное.
Летом сего года исторические минимумы были опять пробиты и фунт подешевел до $1,18 — $1,20, на 1 сентября 2022 года — уже до $1,15. А 25 сентября курс «клюнул» отметку в $1,035, правда, потом поднявшись до $1,07. На момент написания данного материала британская валюта стоила $1,11. Да, ситуация, на первый взгляд, немного выправилась, однако нисходящий тренд на графике очевиден даже непрофессионалу.
«Распродажа британских активов достигла апогея, в результате чего фунт упал до рекордно низкого уровня, ударив по государственным облигациям и спровоцировав разговоры о чрезвычайных действиях со стороны Банка Англии. Паника на рынке добавила нервозности, которая возникала после публикации новых фискальных мер правительства. Падение британских ценных бумаг привело к тому, что доходность 10-летних облигаций превысила 4% впервые с 2010 года.
Фунт стерлингов упал до $1,035 доллара, что приблизило его к паритету с долларом США. Причины падения — шоковое сокращения госбюджета, которое подстегнёт инфляцию. Рыночный кризис угрожает поглотить администрацию премьер-министра Лиз Трасс. Банк Англии может предпринять экстренные действия, в частности, продолжить агрессивное повышение ключевой ставки", — считают аналитики агентства Bloomberg.
Рост ставки рефинансирования всегда сопровождается упадком экономики, так как стоимость кредитов для промышленности возрастает. В Великобритании осталось не так уж и много предприятий, более 80% ВВП (данные Bloomberg) приходится на сферу услуг, промышленность — всего 13%. И она уже не та. Прошли те времена, когда английские металлурги и станкостроители диктовали свои правила игры всему миру. Увы, домны погашены, шахты заброшены, а оставшиеся заводы на корню скуплены американцами, китайцами и прочими индусами.
Тем не менее, промышленность имеется, и ей сейчас придётся худо. Той самой сфере услуг, заключительная часть которой — финансовый сектор — тоже. Дорогие деньги — зло, это понимают во всём мире. Кроме России.
«Обвал фунта свидетельствует о недоверии рынков к Великобритании. Фунт находится в шаге от паритета, и дальше ситуация будет только ухудшаться», — считает стратег Saxo Capital Markets Джессика Амир.
«Это огромный вотум недоверия со стороны рынков. И с политической точки зрения — катастрофа», — говорит профессор экономики Дартмутского колледжа Дэвид Бланчфлауэр.
Главная проблема тоже в сфере энергетики, хотя тут у англичан не всё так плохо, как у тех же немцев. На шельфе добываются углеводороды, и нефть, и газ, в земле более чем достаточно очень качественного угля. Легендарный британский кардиф считается едва ли не лучшим в мире, а общие запасы каменного угля на острове колоссальные — 163 млрд. тонн! Вот только отрасль давно заброшена, не менее легендарные британские шахтёры-угольщики тоже стали легендой. Твёрдое топливо давно не добывают. Впрочем, с нефтью и газом тоже не всё хорошо.
По доказанным запасам нефти Великобритания находится на первом месте в Европе, по газу — на втором. Но добыча падает. Если ещё 10−15 лет назад остров самостоятельно выкачивал из недр Земли около 90−95% потребляемых углеводородов, то сейчас это всего около 30%. Да, потребление отчасти выросло, но не до такой степени. С запасами тоже всё отлично, они не уменьшаются. У короля — много!
В чём же дело? А в том, что было выгодней печатать фунты, обменивать их на доллары и на них уже покупать у арабов (и у русских тоже) нефть и газ. Ничего не надо делать, по сути, углеводороды доставались бесплатно. Но в этом мире сейчас всё стремительно меняется.
В 1694 году Банк Англии стал первой в мире структурой, которая начала эмитировать ничем не обеспеченные дензнаки. Причём частной структурой — запутавшийся в долгах британский король тогда вынужден был отдать «печатный станок» менялам. Но в декабре 1913 года возник и второй такой центр, Федеральная резервная система (ФРС) США, тот же самый финансовый кагал просто перенёс свою столицу за океан, в Нью-Йорк. А Банк Англии оставили, по типу пусть будет. Да и Британская Империя ещё была жива, а ей нужно управлять.
Сейчас этой империи нет, одни обломки, и они уже не смотрят на Альбион. Канада постепенно превращается в часть США, Австралия тоже смотрит в рот Вашингтону, а Индия сама по себе. При этом Лондон со своей финансовой инфраструктурой становится всё менее востребованным.
При Маргарет Тэтчер в Великобритании добывали до 2750 тысяч баррелей нефти в сутки, сейчас — около 800 тысяч. Всё просто: компании частные, они принадлежат тем же американским банкирам, и ставший ненужным остров бросают на произвол судьбы. А месторождения ещё пригодятся. То же самое — по газу.
Англию просто приговорили, она заокеанским банкирам уже не особо нужна. В местной прессе британцы не очень дипломатично называют Лиз Трасс дурой, что вряд ли соответствует действительности. Просто она, как и все её предшественники, делает то, что приказывают в банке Англии. Который уже давно является филиалом ФРС. То есть пока ещё является. Контроль над Альбионом, конечно, терять не будут, но вероятность того, что остров отпустят в «свободное плаванье» (то есть отправят на дно) весьма велика. На рядовых англичан банкирам, как несложно догадаться, наплевать.
Причём американские финансисты ещё и издеваются.
«Мне грустно говорить об этом, но я думаю, что Великобритания ведет себя немного как развивающаяся экономика, которая скатывается к экономике третьего мира», — считает экс-министр финансов США, член «Группы тридцати» Ларри Саммерс.
По прогнозам американского инвестбанка Goldman Sucks в 2023 года инфляция в Великобритании может достичь 22,4%, а валовой внутренний продукт может упасть на 3,4%. Что при этом станет с фунтом, более-менее понятно. Он, условно говоря, превратится в унцию (если в мерах веса, то унция — 1/16 от фунта). Или типа того. Пока инфляция в стране на уровне 10%, однако по ряду позиций — продуктам питания и по энергоносителям, а также по услугам ЖКХ, она гораздо ниже. Но на острове тоже есть свой «Росстат», который всё считает «правильно».
Хотя это уже особо и не помогает. Фунтов на покупку углеводородов уже не хватает, курс валюты валят, а Банк Англии не спешит помогать. Напротив, он начал вредить. И вот итог — за последний месяц инвесторы вывели из британских ценных бумаг более 500 млрд., и это отнюдь не предел. В числе вышеозначенной суммы более $170 млрд. приходится на государственные облигации, то есть местным властям доверия тоже нет.
Хотя разговоры про «доверие» тут не очень уместны. Фунт — старинный конкурент доллару — решили окончательно утопить. Мысль о ненадёжности английской экономики в целом (вполне правдивую!) настоятельно внушают этим самым лохам-инвесторам. Так что если у вас до сих пор завалялись эти купюры, лучше побыстрей сдать их в банк. Пока они не стали стоить дешевле той бумаги, на которой напечатаны.