Федеральное агентство «Ростуризм» упразднено, его функции переданы Минэкономразвития. Но не просто так, а с огромными бюджетами на поддержку отрасли, что, собственно, и предрешило участь конторы, которой руководила Зарина Догузова. Большие дяди решили, что с «освоением» этих средств они и сами успешно справятся, посему отраслевая контора и прекратила своё существование. Несмотря на наличие нареканий к «Ростуризму» будущее видится участниками рынка очень печально.
230 млрд. рублей — столько выделено на туристические нацпроекты в 2022 году, аналогичная сумма запланирована и на 2023-й. Плюс всякие дополнительные гранты и иные «плюшки» в виде субсидий, всевозможных льгот
В начале сентября сего года губернатор Приморского края Олег Кожемяко попытался повернуть процесс вспять, а именно настучать по блудливым лапкам чиновников.
«Возникновение разобщенности в вопросах туризма тормозит развитие регионов, и возникла необходимость создания профильного министерства, которое займется координацией всех структур и работой с регионами», — заявил тогда Олег Кожемяко.
н, конечно, величина, глава рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Туризм, физическая культура и спорт». Вот только по сравнению с министерскими его мнение не котируется. Когда на кону стоят триллионы рублей — половина триллиона уже выделена, будет и ещё — чиновники готовы на всё.
Госдуму тоже подключили.
«Действующие туристические программы после упразднения „Ростуризма“ не нуждаются в пересмотре. На уровне Государственной Думы мы будем прикладывать максимум усилий для дальнейшей их реализации. Вы прекрасно знаете, какая непростая и напряженная сейчас международная обстановка. Развитие внутреннего туризма связано с инфраструктурным развитием страны, которым в свою очередь занимается правительство РФ, в том числе Минэкономразвития России. Министерство будет увязывать планы по развитию внутренней инфраструктуры с увеличением внутренних туристических потоков», — говорит вице-спикер Госдумы Шолбан Кара-оол.
Министерство будет отвечать за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования, координацию деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности и осуществление госнадзора за деятельностью туроператоров.
Министерство имеет необходимые полномочия по разработке и реализации программ социально-экономического развития, лицензированию, аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые позволят нарастить темпы развития сферы туризма.
Решение президента РФ позволит повысить эффективность реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором участвуют 17 федеральных ведомств и все регионы страны, а также бизнес-сообщество", — в Минэкономразвития радостно потирают ладошки.
Кто бы сомневался — «госрегулирование туристской деятельности и осуществление госнадзора» дело тоже выгодное. Правда, этих самых туроператоров осталось уже совсем немного, но пока есть кого доить.
Новость об упразднении «Ростуризма» огорошила отрасль.
«Для нас для всех это неожиданность. Мы с огромной благодарностью относимся к „Ростуризму“ в том составе, в котором он работал последние годы. Мы очень благодарим за программы кешбэка, субсидирование чартерных программ, грантовую поддержку некапитальных отелей, глэмпингов, кемпингов, за нацпроект в целом. Мы надеемся, что лучшие инициативы, которые были запущены „Ростуризмом“ будут реализованы и поддержаны в Минэкономразвития», — говорит и.о. президента Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
Это, так сказать, политес. Между тем де-факто участники рынка в ужасе. Отраслевой портал tourdom.ru провёл опрос, в котором приняли участие более 350 представителей туристического рынка. Не поддержали упразднение «Ростуризма» 20% респондентов — они считают, что это может навредить турбизнесу. Оптимистов, которые думают, что Минэкономразвития им поможет, всего 6%. Уж больно странная у ведомства репутация…
31% опрошенных считает, что ничего не изменится, а остальные 43% решили, что нужно подождать. Посмотреть, чего ждать от нового регулятора.
«Организационно-правовые изменения, связанные с передачей Минэкономразвития функций Ростуризма, не повлекут изменений в работе отрасли. Реализация востребованных туротраслью проектов и практик будет продолжена и усилена. Обязательства перед регионами и организациями, работающими в сфере туриндустрии, будут выполняться. Сервисы, запущенные в том числе для информирования граждан, будут сохранены», — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
То есть просто сменился распорядитель бюджетной «кормушки», её забрала под себя более сильная структура. Обычные аппаратные склоки.
Деньги «освоят», тут сомнений нет. Всё, что дали, и что удастся выцыганить сверх этого. Хотя в нынешней внешнеполитической и экономической ситуации России по-хорошему совсем не до туризма. Промышленность в полном ауте, и сейчас вместо кемпингов и непонятных «глэмпингов» нужно строить заводы, заводики, фабрики, фермы и прочие производства. Так как если работы нет, то нет денег и на отдых.
Но это если по уму, по правильному, с ответственным государственническим подходом. К сожалению, о таковом остаётся только мечтать, все проекты, реализуемые Минэкономразвития, эффективности дали мало. В 2020 году вообще был поставлен вопрос о ликвидации этого монстра. Но тогда чиновникам удалось выжить, более того, с той поры ведомство неожиданно обрело «второе дыхание».
«Минэкономразвития становится пятым колесом в экономическом блоке правительства, занимаясь по сути только подготовкой абстрактных прогнозов, а так быть не должно. Его задача — стать ориентиром в политэкономике, давать точные планы и не менее точные прогнозы, а не успокаивающие, как сейчас, иначе развития экономики можно не ждать», — возмущался тогда руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Развития экономики нет и по сей день, планы и прогнозы, как и ранее отсутствуют, тему реиндустриализации спустили на тормозах, а импортозамещение свели к замене одного импорта на другой.
Где экономика, а где — развитие? Вот всего несколько цифр. Расходы федерального бюджета по статье «национальная экономика» в 2023 году будут урезаны на 20% — с 4,317 трлн. рублей до 3,514 трлн. рублей. Причём ряд направлений пострадают ещё сильней.
На фоне этого беспредела туризм, как говорится, не пляшет. Но и ему достанется «на орехи».