Украинские силовики задержали директора завода «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, по обвинению в госизмене, сообщает запорожское издание «ЗаБор» со ссылкой на источники в правоохранительных органах.
По информации издания, Богуслаева отправили под конвоем в Киев, в субботу у него прошли обыски, при этом директор завода отказывался открывать двери и их пришлось вскрывать с помощью спецсредств. Собеседники издания также сообщили, что окружение Богуслаева не отвечает на звонки. По предварительной информации, обыски прошли не только у директора завода.
Позднее СБУ подтвердила задержание Богуслаева, а также начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия, обоих подозревают в работе на РФ.
По информации ведомства, также задержан начальник департамента внешнеэкономической деятельности предприятия. В СБУ утверждают, что задержанные «наладили транснациональные каналы незаконной поставки оптовых партий украинских авиадвигателей» в другую страну. По версии следствия, чиновники «действовали в сговоре» с представителями российского Ростеха.
«Им объявили о подозрении по двум статьям Уголовного кодекса Украины: коллаборационная деятельность, пособничество государству-агрессору», — добавили в СБУ. Задержанным грозит до 15 лет лишения свободы.
Могут ли эти обвинения быть правдой? Зачем России нужна продукция «Мотор Сичи», ведь официально объявлено, что она давно импортозамещена? Может, дело в сотрудничестве с Китаем, который выкупил предприятие, однако сделка была сорвана Киевом по указу из Вашингтона?
Или это все же внутриукраинские олигархические разборки?
— Я скорее сторонник версии финансового конфликта или сведения счетов на политической почве, чем того, что причиной ареста стало реальное сотрудничество Богуслаева с Россией, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Это просто удобный повод, который сегодня активно применяют на Украине против неугодных, тем более что «связи с Россией» можно найти чуть ли не у каждого жителя Украины, не говоря уже о представителях крупного бизнеса, тем более такого бизнеса, как у Богуслаева.
«СП»: — Вообще-то слухи о связях Богуслава с Россией давно ходят. Почему сейчас решили взяться за него?
— Его предприятие имеет долгую историю сотрудничества с российскими компаниями, в том числе военно-промышленного комплекса. И сегодня на многих российских самолетах и вертолетах все еще стоят двигатели, произведенные в Запорожье. Почему именно сейчас? Скорее всего, это просто «надводная часть айсберга» какого-то более глубокого кулуарного конфликта с действующей властью, либо банальный передел активов, тем более что сейчас «война все спишет».
«СП»: — Чем он мог помогать? Что России может быть интересно на «Мотор Сичи»?
— Олег Царев в своем телеграм-канале написал, что в свое время Богуслаев обещал перенести свои производства на территорию России, и даже получил под это какие-то деньги, однако ничего реально в этом направлении сделано не было. Звучит достаточно правдоподобно, по крайней мере, переговоры такие вполне могли вестись. Россия на самом деле очень нуждается в авиационных двигателях, сегодня удалось, по крайней мере частично, наладить производство таких двигателей в России, но мощности и технические наработки предприятия «Мотор Сич» были бы очень полезны и сегодня.
«СП»: — Ряд СМИ пишет, что Богуслаеву также вменяются неофициальные контакты с инвесторами из КНР, которые через МИД Поднебесной подали в суд на Зеленского и обратились в гаагский арбитраж о взыскании 4,5$ млрд за утраченный на Украине актив. Может, дело в связях с Китаем?
— Да, вполне может быть, что дело в связях с Китаем. Возможно, это стало, по крайней мере, одной из причин, по которой пришли за Богуслаевым. Ведь в КНР тоже были реально заинтересованы в этом предприятии — и с точки зрения производственных мощностей, и с точки зрения получения технологий. Причем китайцы достаточно остро отреагировали в свое время на разрыв сделки, что могло дополнительно осложнить отношения Киева с Пекином. И теперь это своего рода месть Зеленского и его окружения.
— Я уверена, что Богуслаев не поддерживал никаких политических и экономических связей с Россией после 2014 года, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Лариса Шеслер.
— Как типичный украинский олигарх, он больше всего заботился о собственных доходах и собственной безопасности, а не о процветании отрасли или интересах страны.
Совершенно объяснимо, что с 2014 года в России начало развиваться направление на импортозамещение, поскольку двигатели предприятия «Мотор-Сич» запретили продавать в Россию. С этого же времени Богуслаев демонстративно отстранился от политической деятельности и даже символической поддержки русскоязычного населения Запорожья. Его арест я могу объяснить только стремлением переделить рынок Укроборонпрома и намерением припугнуть все олигархические группы Украины.
«СП»: — Реально «Мотор Сич» интересен России? Своего не можем производить?
— «Мотор-Сич» была флагманом советского авиамоторостроения, и до сих пор некоторые мощные двигатели не освоены на российском заводе Климова. Однако основную номенклатуру двигателей для вертолетов и самолетов уже научились производить в России.
При этом масштаб производства полностью законченного цикла на заводе «Мотор-Сич», технологии и научные наработки, делают предприятие до сих пор очень привлекательным в глазах любых инвесторов или новых хозяев.
«СП»: — Все же теоретически каким образом технологии и детали могли с «Мотор Сичи» попадать в Россию?
— Могу допустить, что какие-то утечки документации и деталей могли протекать в Россию через третьи страны, однако уверена, что ни о какой масштабной совместной тайной работе речь не идет.
«СП»: — А Китай? Может, Богуславский пытался с ним наладить сотрудничество, а списать решили на Россию?
— Богуслаев отлично понимает, что любые контакты с Китаем находятся под плотным колпаком у американских спецслужб. Я не думаю, что он так самоубийственно смел, чтобы продолжать сотрудничать с Китаем после увесистого подзатыльника, которым Госдеп наградил Украину при попытке продать «Мотор Сич» китайцам.
«СП»: — По-вашему, что ждёт предприятие после СВО? Нужно ли оно будет России? На экспорт ничего не пойдет, никто не признает же. А что с китайскими претензиями?
— Если предприятие не будет разрушено в ходе военных действий, я уверена, что ему найдется применение. Украина производила вертолетные и самолетные двигатели, фактически уже не имея собственного авиастроения, а Россия серийно производит и военные и гражданские самолеты и вертолеты.
Это предприятие может выпускать как двигатели для беспилотников, так и большие двигатели для крупных вертолетов, и уже этим может заинтересовать российский оборонный комплекс. Внутреннее потребление России вполне достаточно, чтобы загрузить производство предприятия.
Кроме того, появляется предмет для переговоров с Китаем, поскольку можно вести речь о совместном управлении предприятием, учитывая приобретением Китаем акций в 2017 году.