26 октября Госдума РФ приняла в I чтении федеральный бюджет на 2023−2025 годы. Однако запланированное в проекте увеличение налоговых ставок и введение новых фискальных инструментов, которое призвано частично компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, может ударить по другим источникам налоговых поступлений, инвестициям и деловому климату. Об этом говорится в нескольких экспертных заключениях на проект бюджета 2023−2025, поступивших в профильный комитет по бюджету и налогам.
Из материалов к бюджету следует, что нефтегазовые доходы в 2023 году снизятся на 23%, в следующие два года это падение продолжится, хоть и не такими быстрыми темпами. Компенсировать эти потери правительство предлагает в основном за счет увеличения фискальной нагрузки, в первую очередь, в сырьевом секторе, но не все эксперты согласны с тем, что это хорошая идея.
«Увеличение налоговой нагрузки в текущих условиях приведет к прямо противоположному фискальному эффекту: в результате ухудшения положения компаний из-за возросшей на них нагрузки бюджета система недополучит налоги. Тренд на хаотичное и „ползучее“ повышение нагрузки нужно прекратить», — говорится в отзыве Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
С ними солидарны эксперты РАНХиГС и Института Гайдара, которые в своем отзыве указывают, что изъятие дополнительных доходов через повышение НДПИ и экспортной пошлины на газ ставит под вопрос выплаты дивидендов в 2023 году, а также инвестиции в новые проекты (например, в инфраструктуру транспортировки СПГ для перераспределения экспортных потоков газовой отрасли в условиях санкций).
Напомним, что для сырьевого сектора предусмотрен целый ряд новых фискальных мер: повышение ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ, повышенная ставка по налогу на прибыль от экспортеров СПГ, введение экспортной пошлины на удобрения и уголь. Но не только для них. В проекте бюджета предусмотрены другие явные или скрытые сборы, например, новый акциз на сахаросодержащие продукты в размере 7 рублей за литр, который по оценкам экспертов, может привести к росту цен, сокращению спроса и снижению объемов производства.
Также с 2024 года в казну начнет поступать НДФЛ на доход по банковским вкладам, введение которого отложили на два года из-за кризиса, а с 2025 правительство планирует рассчитывать налог на имущество бизнеса по кадастровой стоимости для всех объектов недвижимости, что также может привести к существенному росту.
Кандидат экономических наук, глава «Союза арендаторов и предпринимателей России» Андрей Бунич считает, что без изменения фундаментальных принципов, на которых построен бюджет и экономика в целом, предложенные меры пополнения действительно могут привести только к стагнации, а не к росту.
— Мне кажется, основное противоречие не в мерах наполнения бюджета, а в том, какая экономическая политика у нас осуществляется. Я считаю, что нельзя проводить ту же политику, что до февраля и не менять основных принципов, на которых она основана, а это, прежде всего, тотальный вывоз капитал, который в этом году прогнозируется в размере 250 миллиардов долларов. И денежно-кредитная, и бюджетная политика, которая за 20 лет навязла в зубах, полностью сохранена, хотя все это нужно было менять без всяких спецопераций.
Сейчас Россия присутствует в мировой экономике совершенно в другом качестве, да и сама мировая экономика меняется, происходит деглобализация. Если в таких условиях у нас целиком и полностью сохранится старая экономическая система, то любая мобилизация сведется к банальному фискальному террору — просто взять побольше денег в рамках этой системы. Это любимое занятие нашего Минфина, которое они называют бюджетной консолидацией. Это как раз то, чем они любят и умеют заниматься — срезать социальные расходы, делать секвестры, повышать налоги. То есть все то, что и загнало экономику в нынешнее состояние.
«СП»: — Но если говорить об этом конкретном проекте, к чему приведет усиление налогового бремени?
— Достаточно представить, к чему приведет, если мы всю структуру экономики оставим такой, как была, и просто нажмем на кнопку «Выудить больше налогов и сократить все расходы, кроме военных». Естественно, это приведет к стагнации экономики, падению темпов экономического роста и снижению уровня жизни. Более того, это будет самоусиливающийся процесс. Чем больше они будут жать на фискальную дисциплину, тем больше будет душиться бизнес, тем больше будет падать занятость населения, спрос и так далее, стагнация будет только усиливаться.
Я вижу в этом проекте бюджета противоречие и нежелание ставить вопрос о месте нашей экономике в мире, о том, какие отрасли должны развиваться. Нам нельзя больше делать ставку на экспорт, соответственно, нужно менять принципы налоговой системы, которая построена под большой экспорт. Денежно-кредитная политика тоже должна быть другой, как и структура внешнеэкономических связей.
Мы больше не может допускать бесконтрольный вывоз всего из России по любым ценам под предлогом, что нам нужны деньги, как происходит сейчас. Как можно производить структурную перестройку, если мы все вывезем по бросовой цене, а потом будем платить за произведенные из этого сырья импортные товары по тройной цене? Если нам нужно развиваться строительство, значит, нужно ограничить вывоз металла. Если хотим развивать хозяйство, зачем вывозить удобрения? Но это нужно мировой экономической системе, зависимой частью которой мы являемся.
Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно принимать кардинальные решения по контролю над внешнеэкономическими связями, над вывозом капитала, который всегда у нас был, но сейчас уже превышает почти в два раза максимальные показатели прошлых лет. Как можно позволять беспрецедентный вывод денег в условиях, когда мы находимся в противостоянии с государствами, куда эти средства и выводят?
Получается, олигархи все вывезли, а после этого тех, кто остался, а это малый и средний бизнес и население, решили прижать и брать с них повышенные налоги. Нет, налоги для олигархов тоже в какой-то степени повысят, но, как я уже сказал, они все вывезли и заранее себе все компенсировали и дальше будут так же делать. Не понимаю, какой бюджет можно обсуждать при таком выводе капитала из страны.
«СП»: — Но ведь предлагается обложить налогом и экспортные отрасли вроде нефтегаза?
— Меры, предлагаемые по увеличению налогов с отраслей, которые имеют хорошую конъюнктуру по экспорту — это суррогат, который не заменит структурную перестройку. Нужно не повышать с них сборы, а разработать программу развития, закупок. Условно говоря, если мы развиваем авиастроение, как можно весь алюминий гнать на экспорт?
И даже сами по себе эти суррогатные меры не выдерживают критики. Вы уже опоздали на год облагать дополнительными налогами сверхдоходы, потому что сейчас конъюнктура может и измениться. На это в правительстве отвечают, что будут брать больше, исходя из условий на рынке. Но это полный волюнтаризм и очень вредный подход. Он не дает развития.
«СП»: — Почему?
— Потому, что зная, что если их средняя прибыльность будет выше, им повысят налогообложение, предприятия будут делать то, что часто происходило в советское время, когда предприятия, зная, что при хороших показателях им просто повысят план и заберут излишки, занижали свои цифры.
Понятно, что все игроки системы начнут придумывать, как занижать показатели своей деятельности и всячески прятать прибыль. Думаю, такие способы они найдут, и в итоге бюджет получит меньший доход. Не говоря уже о том, что и другие отрасли задумаются о том, чтобы выводить свои деньги в другие страны, если здесь кто-то не решит, что у них слишком высокая рентабельность.
Нынешний бюджет — это замок, который возводят на песке. Поэтому все участники экономической деятельности будут страховаться, максимально выводить средства из страны и ничего не инвестировать. Вот к чему приведет «мобилизация экономики» в нынешнем виде.