В России начались работы по созданию первого самолета вертикального взлета и посадки, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителей компании-разработчика «Эколибри».
На предприятии сообщили, что уже завершен первый этап проектирования самолета в соответствии с действующими авиационными нормами, проходят стендовые испытания отдельных систем. В «Эколибри» рассказали, что самолет «будет представлять собой летательный аппарат, оснащенный гибридной силовой установкой», а «вертикальные взлет и посадка будут обеспечиваться электрическими двигателями собственной разработки».
В пресс-службе компании предположили, что создаваемое воздушное судно займет в сфере пассажирских перевозок нишу, ранее отводившуюся вертолетам, но при этом у него «не будет сложных механизмов типа автомата перекоса или редуктора, что позволяет снизить себестоимость».
Там рассказали, что самолет получит современную отечественную авионику и будет сделан в основном из производимых в нашей стране компонентов. «В результате в некоторых вариантах применения он будет более эффективным, чем вертолеты, — сообщили также на предприятии. — Особенно это касается продолжительных маршрутов, так как за счет крыла большой площади можно обеспечить высокие аэродинамические характеристики».
Глава научно-технического совета «Эколибри», бывший руководитель компании «Ил» Алексей Рогозин рассказал, что дальность полета у этого самолета будет 1,2 тыс. км, а скорость — примерно 270 км/ч. Он подчеркнул, что «воздушное судно и электрический двигатель создаются строго в соответствии с требованиями авиационного законодательства, что позволит обеспечить его сертификацию и реальную эксплуатацию в коммерческих и иных специальных целях».
Стоит напомнить, что в Советском Союзе такого рода самолеты создавались исключительно для оборонных нужд — например, палубные штурмовики Як-36, различные варианты Як-38, а также Як-41, опередивший по ряду характеристик свое время, но ему была суждена недолгая жизнь — грянувшие в стране «реформы» обрушили проект и он был закрыт в 1992 году.
Директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что работа над самолетом вертикального взлета и посадки в нашей стране ведется в рамках переживаемого мировой авиационной индустрии бума решений т. н. «городской аэромобильности».
— Огромные мегаполисы, задыхающиеся в автомобильных пробках, требуют переноса транспортных маршрутов, так сказать, в иную плоскость. Иными словами, появилась необходимость осваивать воздушное пространство над городами, что может существенно упростить работу различных специальных служб (в сфере медицины, правопорядка. пожаротушения
Согласно материалам разработчиков таких решений, двухчасовую поездку на авто в центр большого города можно заменить 20-минутным полетом на соответствующем транспортном средстве.
«СП»: — Разница существенная.
— Это, конечно, не точные оценки, а некий масштаб, дающий представление о том, на сколько может сократиться время в пути. При этом следует учесть характер требований к такого рода летательным аппаратам. В городе нет возможности оборудовать полноценные взлетно-посадочные полосы, предъявляются повышенные требования к безопасности, необходимость соблюдения экологических норм (в плане выброса вредных веществ и уровня шума).
«СП»: — Насколько такие полеты будут доступными для жителей больших городов?
— Разумеется, любой суперпроект, каким бы технологичным он ни был, взлетит только в том случае, если стоимость перевозки пассажиров будет конкурентной среди других видов транспорта. Все предлагаемые сегодня решения в области городской аэромобильности предполагают использовать электрическую или гибридную силовую установку; механизмы, предполагающие вертикальные или предельно укороченные взлет и посадку; различные конструктивные решения — будь то мультироторные системы
«СП»: — Есть ли какие-то особенности для реализации такого рода проектов у нас в стране?
— Мы от всего мира не слишком отличаемся: Москва — один из крупнейших мировых мегаполисов, Санкт-Петербург тоже очень крупный город, поэтому нам подобные решения очень нужны. Есть особенность, отличающая нашу столицу от других — это холодная и снежная зима. Это при разработке нужно учитывать.
«СП»: — Насколько вообще реален и осуществим данный проект?
— Можно сказать, что разработка базовых технологий находится на достаточно серьезной стадии, позволяющей обеспечить полет подобного воздушного судна. У нас в стране в целом есть отдельные наработки- по электродвигателям, источникам питания, системам управления
«СП»: — Какого рода трудности здесь присутствуют?
— Недостатки нормативно-правовой базы и части правоприменения, а также некоторые другие. И несмотря на то, что технологический уровень может быть весьма продвинутым, остальные моменты не позволяют говорить, что воплощение этих задумок мы увидим в ближайшей перспективе.
«СП»: — По скорости создаваемые самолеты вертикального взлета и посадки вроде бы сопоставимы с вертолетами. Причем несколько лет назад у нас в стране говорили о продвижении программы вертолетостроения и развития вертолетных перевозок. Означает ли это, что вместо вертолетов людям предлагают «пересесть» на самолеты?
— Это, конечно, не так. Для каждой размерности летательного аппарата характерны свои компоновочные схемы. Традиционно, вертолет — это летательный аппарат для одной из трех-четыре наиболее распространенных таких схем — классическая, соосная, продольная и поперечная и так далее. Для летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, который может иметь относительно высокую крейсерскую скорость, могут быть использованы как традиционные схемы, так и новые.
И какая схема окажется наиболее подходящей для требуемых характеристик — пока сказать трудно, авиационной науке в этом еще предстоит разобраться. Пока можно сказать, что развитие технологий здесь будет идти по принципу «назови хоть горшком — только в печь не ставь». То есть, как именно назовут эти летательные аппараты — мы не знаем.
Для нас важно, чтобы он отвечал предъявляемым требованиям, и чтобы стоимость летного часа была ниже, чем у традиционных вертолетов. В тоже время есть ряд масштабных направлений — скажем, освоение арктического шельфа — где замены вертолетам на нынешнем уровне технологического развития пока не предвидится.