Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Антироссийские санкции: Нефть по 100. Страховщики в шоке. США озабочены

Первым результатом потолка цен на российскую нефть стала пробка из танкеров у входа в Босфор

20720
Антироссийские санкции: Нефть по 100. Страховщики в шоке. США озабочены
Фото: ZumaTAСС
Материал комментируют:

Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы — единственный выход в открытый океан из акватории Черного моря. Находятся они под юрисдикцией Турции. Но формально правила судоходства через проливы регулируются не турецкими хотелками, а международной Конвенцией Монтре, принятой в 1936 году. Так что теоретически никаких проблем с проходом судов быть не должно: Турция не вправе чинить какие-либо препятствия. А закрыть проливы может только в случае официального объявления ей войны. Или в случае прямой военной угрозы.

Однако жизнь то и дело преподносит сюрпризы. И затор из танкеров — тому наглядный пример.

Возник он из-за того, что турки потребовали от страховщиков полностью застраховать суда, проходящие через проливы, после того, как страны G7, Евросоюза и Австралия ввели потолок цен на нефть из России, пишет Financial Times.

Читайте также
Британский терроризм вполне может приобрести специфический запах, хотя от него и так разит за версту Британский терроризм вполне может приобрести специфический запах, хотя от него и так разит за версту «Северных потоков» мало, британцы хотят уничтожить и аммиакопровод

Ограничение цен на российскую нефть, поставляемую по морю, вступило в силу 5 декабря. Танкерам, перевозящим нефть из России, просто-напросто перекрыли доступ к услугам западных морских страховщиков, если их груз стоил дороже $60 за баррель. А без страховки не поплывешь.

И тут Анкара приняла решение, что для прохода через проливы танкеры должны будут предъявлять письма от страховщиков из P & I Clubs, подтверждающие, в том числе страховое покрытие на случай разливов нефти и столкновения судов.

Перевозчики нефти слегка офигели, но поделать ничего не могут: кто проливами владеет, тот и условия прохода диктует. В 1994 году Турция в одностороннем порядке ввела в действие Регламент судоходства в проливах, и всем пришлось его проглотить. А ведь этот документ содержал множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство под предлогом проводимых в проливах работ, полицейских операций и многих других обстоятельств.

Регламент явно противоречил Конвенции Монтре, но турки на это чихать хотели. И мировому сообществу пришлось смириться. А тут — всего лишь дополнительную бумажку потребовали.

Вот только международная группа P & I Clubs, представляющая 13 взаимных страховщиков, страхующих риски 90% мирового судоходства, заявила, что запрос Турции «выходит далеко за рамки» обычных требований. И не смогла гарантировать покрытие даже в случае нарушения санкций.

В результате в понедельник, 5 декабря, по данным служб мониторинга судов, неподолёку от входа в проливы на якорях болтались 19 танкеров. Один бедолага тщетно ожидал разрешения аж с 29 ноября. При этом российские танкеры проходили свободно, потому что у них необходимый документ был.

Танкерную пробку у входа в проливы турки создали совершенно расчётливо, считает политолог Сергей Марков.

— Когда принималось решение об ограничении цен на российскую нефть, никто не подумал, что может возникнуть такая проблема. Турки создали её искусственно. Они не хотят портить отношения с Россией и активно участвовать в антироссийский санкционной кампании, но в то же время не хотят ругаться из-за этого с Западом. Поэтому и предприняли такой хитрый ход.

Смотрите, как получилось: не успели еще установить потолок цен, а Турция уже потребовалось дополнительное гарантии от страховщиков. Главные страховщики морских перевозок — западные компании. И они по мере сил стараются чинить препятствия перевозчикам российской нефти.

В таких условиях получить какую-либо дополнительную гарантию очень непросто. Вспомните, какая была первая реакция на действия турецких властей: все почему-то сразу решили, что это был такой вот антироссийский жест, что Турция хочет усложнить для российской нефти проход через Босфор и Дарданеллы.

Однако получилось с точностью до наоборот: большинство российских судов предоставили необходимые бумаги. Но к тому моменту уже все мировые СМИ восторженно написали: наши братья-турки уже нагадили России! На самом деле Турция пиар себе отыграла великолепно. Вот такими действиями она выбивает себе возможность не ввязываться в антироссийскую санкционную кампанию. Сохраняя хорошие отношения с Россией, Анкара сейчас получает колоссальные прибыли.

Эксперт отметил и еще один важный момент: турки в очередной раз показали, что Босфор и Дарданеллы — это их вотчина, и они что хотят, то и делают. Конвенция Монтре — это прекрасно, но у проливов есть хозяин. И как он захочет, так и будет. К чему захочет, к тому и придерётся, какие захочет дополнительные страховые обязательства получить, такие и потребует.

Читайте также
Нефтеналивная паника: Гешефт под шумок или острая необходимость? Нефтеналивная паника: Гешефт под шумок или острая необходимость? Весной Россия избавлялась от танкеров, сейчас их снова спешно закупает

В принципе, в мире есть еще одно узкое место, где российская нефть, перевозимая по морю, может застрять. Это Малаккский пролив, через который нефтепродукты доставляются в Китай. США, при желании, могут его заблокировать. По крайней мере, для танкеров, перевозящих российскую нефть. Но это абсолютно точно взбесит Китай. А Поднебесная — явно не тот противник, которого можно использовать в своей игре как пешку.

И всё-таки пробка из танкеров в турецких водах — первый признак того, что введенный потолок цен на нефть из России может привести к сбоям в мировых поставках нефти, в том числе и за пределами российского экспорта, отмечает FT. При этом издание ссылается на представителя Минфина США, заявившего об осведомленности в том, что новая политика правительства Турции может осложнить движение судов через турецкие проливы. Он добавил, что Штаты вместе с Великобританией «высказали эти опасения в недавних переговорах с турецкими официальными лицами». Но от этих опасений Анкаре ни холодно, ни жарко.

А вот Россия, похоже, подстраховалась. И, во-первых, обзавелась необходимыми письмами-подтверждениями, по всей видимости, от страховщиков, не входящих в P & I Clubs. А во-вторых, собрала «теневой флот» из более чем 100 танкеров, чтобы обойти западные ограничения на экспорт нефти. Эти суда могут перевозить чёрное золото либо без страховки, либо застраховав их в не-западной страховой компании. И вообще, российская танкерная флотилия не будет обязана отчитываться за свои операции перед ни перед европейскими, ни перед американскими регулирующими ведомствами. А новые основные покупатели российской нефти — Китай и Индия — готовы игнорировать западные ограничения.

Глава ВТБ Андрей Костин в октябре говорил, что на «расширение танкерного флота» необходимо потратить порядка $16,2 млрд, а вице-премьер Александр Новак еще в марте сообщал о том, что Россия будет наращивать свои «цепочки поставок» нефти. Западные СМИ писали о том, что Россия уже приобрела около сотни подержанных танкеров. А по данным энергетической консалтинговой компании Rystad, в 2022 году Россия добавит к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу.

По мнению экспертов, после введения Западом потолка цен на поставки данного топлива из РФ стоимость нефти может подняться выше 100 долларов за баррель.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня