Человеку свойственно надеяться на лучшее. Иначе жизнь стала бы попросту невыносимой. Ведь, сколько бы адепты позитивного мышления не убежали нас в том, что каждый сам является кузнецом своего благополучия, мы понимаем, что есть сферы, на которые повлиять не можем. Никак. Даже если начнём лбом стены прошибать. Одна из них — отечественная экономика.
Последние несколько лет её трясло и колбасило по полной. Да что там несколько! Счёт надо вести с 2014, когда посыпались первые санкции. Потом — пандемия.
Не успели очухаться после ковида — начали прилетать санкционные пакеты после начала спецоперации на Украине. Помните, после первого пакета многие эксперты пророчили катастрофический обвал рубля, неуправляемый рост цен, тотальный дефицит всего, включая товары первой необходимости, и массовую безработицу. Как будто состязались, чей прогноз будет страшнее.
К счастью, пугающие сценарии не сбылись. Курс рубля стабилизировался, на место ушедших с российского рынка европейских компаний потянулись китайцы, турки, индийцы, вьетнамцы. И голым-босым никто не ходит. Всякий-разный кутюр большинству из нас и раньше был не по карману, так что об его отсутствии печалится нечего. А ширпотреба — полным-полно, причём по относительно гуманным ценам, особенно во время распродаж.
Но что нас ожидает в следующем году? Хватит ли у российской экономики запаса прочности выстоять?
Экономист Андрей Бунич полагает, что тут всё будет зависеть от собственных действий России.
— Если смотреть прошедший год, то даже при наличии 250 млрд вывода капитала экономика упала всего на 2−3%. Можно себе представить потенциал роста, ведь даже при таком выводе падение было незначительным. А если бы капитал не ушел, а был инвестирован, то мы получили бы значительный рост. Поэтому надо придумать решения по трансформации экономики, чтобы не повторилось ситуация с выводом капитала.
Следует создавать реальную, а не на словах, финансовую систему, чтобы можно было привлекать предпринимателей на мировом рынке — при таком курсе мы сможем начать развиваться достаточно быстро. Тем более, на фоне всеобщего кризиса мы могли бы отказаться от существующей модели экономики, которая господствует в мире. В этом случае нам даже выгодно будет, если она продолжит падать. Но пока что мы к ней привязаны. И это создаёт много проблем. Так что сейчас всё упирается в выбор нашего собственного пути, для этого самое время.
Эксперт уверен, что геополитическая ситуация подталкивает Россию к решительным переменам. Экономический рост может уравновесить все потери, вызванные санкциями. Кроме того, в стране не наблюдается роста безработицы и нет проблем со сбытом российской продукции на внешнем рынке, что оставляет свободу для манёвра.
Вот только какие шаги нужно предпринять для того, чтобы выстроить новую модель экономики? Понятно же, что меры должны быть крутыми и решительными…
Либерализм — это лишь средство, которым нужно оправдать решения. Если будет выгодно оправдать их какой-то другой теорией, они сразу переименуются. Нужно обратить влияние на их зависимость от западного влияния, поскольку они действуют по правилам Запада, что недопустимо для нашей экономике. Либерализм у нас только в валютной политике, и заключается в том, чтобы дать возможность вывезти из страны как можно больше валюты. А если бы дали свободу предпринимателям внутри страны — такое было бы только лучше.
Ещё один важный шаг, который по мнению Андрея Бунича предстоит сделать, это активизировать параллельный импорт, который не только насытит российский рынок товарами, но и вынудит поставщиков конкурировать друг с другом. А это приведёт к ощутимому снижению цен.
— Параллельный импорт, конечно, заработал в какой-то степени, но этого недостаточно. Понятное дело, что это лишь вспомогательный, фактор снижения цен, поощрение конкуренции. Но фактор ощутимый. Если какие-то сложности будут возникать, то через систему параллельного импорта их можно будет решать. Так что, хорошо, что эту схему отрабатывают — возможно, потом это на постоянной основе сделают, — считает экономист.
В целом же, по его прогнозу, никаких потрясений в следующем году российскую экономику не ждёт. Если, конечно, ответственные лица не будут ушами хлопать. Потому как имеющиеся проблемы сами собой не рассосутся. Вот уже без малого год говорим о том, что отвязываемся от доллара, да всё никак не отвяжемся. А Штаты их всё печатают и печатают.
Про импортозамещение разговоры идут еще дольше, с 2014 года. С продуктами питания подвижки есть, никто с этим не спорит. Но нельзя же всерьёз назвать «импортозамещением», к примеру, пошив в каком-нибудь Урюпинске костюмов из итальянской ткани по итальянским же лекалам. У нас, что, своих качественных тканей нет? Спойлер — есть, и немало. Да и модельеров немерено.
Или показывают по ТВ сюжет: начато производство деталей к чему-то там. А оборудование — китайское. На картинке чётко видны иероглифы. Значит, случись какая поломка, детали придётся заказывать в стране-изготовителе.
Про поддержку малого и среднего бизнеса и говорить не хочется, чтоб не расстраиваться лишний раз.
Проблемы перечислять можно долго. Но толку от этого не будет. Разве что власть примется за их решение.