Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
7 февраля 2023 16:12

У российских самолетов то с шасси проблемы, то с обледенением, вот только в санкциях ли дело?

Авиаэксперты бьют тревогу и просят помощи президента, чтобы избежать возможных катастроф

13444
У российских самолетов то с шасси проблемы, то с обледенением, вот только в санкциях ли дело?
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Новый год начался с череды ЧП, которые произошли с самолетами российских авиакомпаний. Ряд экспертов связывает эти происшествия с введением международных санкций в отношении российской авиаотрасли, в парке которой сотни лайнеров иностранных авиапроизводителей, однако неприятности происходят и с российскими самолетами.

Так, 5 января борт авиакомпании UTair, следующий из Тюмени в Новый Уренгой, вернулся в аэропорт вылета из-за неисправности системы кондиционирования.

На следующий день из-за повреждения лобового стекла в аэропорт вылета вынужден был вернуться самолет авиакомпании Azur Air, вылетевший из Новосибирска в Таиланд. Из-за повреждения шасси у самолета этого же авиаперевозчика 4 февраля не смогли вовремя вылететь пассажиры рейса из Пхукета в Москву. Проблемы с шасси возникли в этот день и у самолета авиакомпании Utair, вылетавшего из Сургута.

Читайте также
Дачи-2023: Шашлык-машлык – культур-мультур Дачи-2023: Шашлык-машлык — культур-мультур У чиновников начало «подгорать» — они больше не хотят злить народ

В последний день января в связи с неисправностью, по предварительной информации, системы индикации двигателей прервал взлет самолет авиакомпании «Ираэро», выполнявший рейс из Казани в Стамбул. В середине января Airbus А319 этой же компании, летевший из Иркутска во Владивосток, вернулся в аэропорт вылета из-за сработавшей сигнализации неисправности тормозного оборудования.

И ответственные ведомства, и эксперты признают, что зачастую причинами происшествий становятся не только технические проблемы, но и человеческий фактор, и форс-мажорные обстоятельства.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев уверяет, что средний возраст российского авиапарка 15 лет и перелеты безопасны.

«Ни одна авиакомпания не поднимет в воздух самолёт, если она будет не уверена в безопасности. Ни Росавиация, ни Ространснадзор, ни Минтранс, мы никогда этого не поддержим», — заявил он в одном из интервью.

Он также заверил, что все службы, занятые обслуживанием самолетов, работают в штатном режиме и имеют необходимый набор запчастей.

Солидарен с ним и глава Росавиации Александр Нерадько. По его словам, ему приходится много летать и практически всегда он перемещается обычными рейсовыми самолетами и вертолетами коммерческих авиакомпаний. Эксперт считает, что безопасность не связана с наличием или отсутствием оригинальных запчастей.

«В авиации есть понятие — исправность. Исправным считается самолет, у которого есть запас ресурса, на борту устранены все замечания и на который оформлена соответствующая документация. Без документа, где ставится подпись ответственного должностного лица, не вылетит ни один самолет. Это персональная ответственность тех, кто работает в гражданской авиации», — заявил он РБК.

Как пояснил эксперт, перестановка исправных запасных частей с самолета на самолет является общемировой практикой и существует не один десяток лет. Пообещал он и переход на новую отечественную технику.

Парк самолетов иностранного производства в России действительно большой, однако происшествия происходят с разными самолетами, в том числе и российскими. Эти самолеты принадлежат разным авиакомпаниям и ЧП с ними происходят в разных аэропортах.

Как заявил на пресс-конференции в НСН вице-президент Профсоюза летного состава России Олег Буленков: «Невыявленные и неустраненные обстоятельства и условия, которые остаются в авиатранспортной системе, как бомба замедленного действия, ждут подходящего момента, чтобы еще раз произошло авиационное происшествие по тем же самым причинам».

Эксперт ранее уже обратился к президенту России с просьбой встретиться и обсудить проблемы российской авиации.

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов отмечает снижение в настоящее время интенсивности полетов, которое положительно сказывается на их безопасности.

— Проблема с запчастями — это, конечно, дополнительные трудности. Часть авиапарка стоит на приколе на земле, какие-то модули с него снимают, но на безопасность полетов это не влияет, потому что их проверяют. Установка блоков — это небольшая, несложная процедура, но это дополнительная работа. На саму безопасность это не очень влияет, потому что люди в авиации относятся к каждой мелочи очень серьезно, но сама обстановка негативно воздействует, в том числе и на пассажиров.

Читайте также
Пока дипломаты чешут затылки, зону влияния застолбил «Вагнер» Пока дипломаты чешут затылки, зону влияния застолбил «Вагнер» Россия должна вернуть в Африке то влияние, которое имел СССР

«СП»: — Как велико влияние санкций на состояние российского авиапарка?

— Доля импортных самолетов порядка 90%. По крайней мере, летали раньше. То, что у нас своего российского авиапрома практически единицы, в том числе и малой авиации (там целая трагедия), это большая проблема, даже трагедия для нашей авиации.

Одна из самых больших трагедий — мы практически уничтожили около тысячи с лишним аэродромов, посадочных площадок. Раньше у каждого более-менее значимого населенного пункта был свой аэродром, это уничтожено.

Проблема в том, что для аварийной посадки нужны аэродромы. При полетах по трассе нужны площадки, чтобы провести вынужденную не в чистом поле или на лес.

Я считаю, что управляют несведущие люди. Это примерно, как Ельцин управлял Берлинским оркестром.

«СП»: — Можно ли говорить о росте летных происшествий за последний год или эта статистика очень условна?

— К сожалению, в авиации в России проблема большая, потому что экономика стала превыше безопасности. Случаев, когда отказывает авиатехника, довольно много. Кроме того, пилотов и бортпроводников используют с экстремальным превышением допустимых норм рабочего времени.

Читайте также
Денежки Россия платит, а ее от спорта отстраняют Денежки Россия платит, а ее от спорта отстраняют Русским пора вернуться с достоинством и победителями, и не вестись на очередную «морковку» от Запада

Все зависит от того, что у нас отраслью, как и многими другими отраслями, управляют люди, которые далеки от авиации, у которых нет авиационного образования, которые не понимают, что такое авиация. Таких структур довольно много. Как в поговорке — у семи нянек дитя без глазу.

Я считаю, что надо менять саму систему управления — возвращать министерство гражданской авиации, которое бы отвечало непосредственно за авиацию, а не за все транспортные отрасли. Только после этого ставить туда нормальных людей, не чьих-то сынков (не как у нас сейчас — везде сынки больших людей). Что они натворили всем уже известно, с этим надо заканчивать.

«СП»: — Очень часто в последнее время мы слышим об обледенениях и проблемах с шасси. А какие чаще всего встречаются?

— Самая большая проблема, которая отнимает много финансов у авиакомпаний — это попадание птиц. Экология угнетающая, вокруг аэродромов свалки. Должно быть минимум 15, даже 30, километров, только после этого можно делать свалки, а у нас чуть ли не на глиссаде скопление пищевых отходов, поэтому птицы летают бесконтрольно, хотя денег на орнитологическую службу уходит довольно значительно, но эффект малодейственный.

Я считаю, на это надо обратить внимание в ближайшее время.

«СП»: — Человеческий фактор сильно влияет на безопасность?

— Человеческий фактор — это общее понятие. Кто-то что-то не докрутил, что-то забыл… Все это человеческий фактор. Считается, что это 80−90% от всех инцидентов.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня