Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / День в истории
9 февраля 2023 11:57

100 лет Гражданской авиации РФ: Когда я вижу сломанные крылья

Достигнет ли российская авиация величия советской? А когда?

4197
100 лет Гражданской авиации РФ: Когда я вижу сломанные крылья
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

9 февраля этого года гражданской авиации России исполняется 100 лет. Но не ждите от этой статьи стандартных сравнений достижений гражданской авиации «тогда» и сейчас, то есть советской и российской гражданской авиации. Потому что сравнения будут далеко не в пользу последней. Не будет здесь и цифр количества выпущенных самолетов и перевезенных авиапассажиров.

Но и поддерживать бравурные речи и пламенные обещания-заверения министров, вице-премьеров и других официальных лиц, отвечающих за развитие отечественной пассажирской авиации, мы здесь тоже не будем. Они уже доказали на деле, что их прогнозам и громким обещаниям — грош цена. Всегда находится масса причин и «объективных обстоятельств», которые приводят к срывам далеко идущих планов «генералов от авиации» и руководителей авиастроительной отрасли.

Но громкие обещания, которые ничего практически не стоят, это лишь полдела. За время «эйрбасовщины» и «боинговщины» страна потеряла компетенции в выпуске всего необходимого, включая сами самолеты и авиадвигатели.

Читайте также

Прозападное лобби

При изучении «развития» постсоветской авиапромышленности, складывается впечатление, что у руля находятся люди, усиленно лоббирующие интересы Запада, но никак не наши собственные. Ведь именно Западу было выгодно пропихнуть в наше небо «Эйрбасы», «Боинги» и «Эмбраеры». Именно Западу было выгодно уничтожение нашей авиапромышленности, (а это именно так и нужно называть) и так называемая «кооперация» в самолетостроении (SSJ 100). Запад убирал нашу гражданскую авиатехнику с мирового рынка освобождая небо от конкурентов в виде наших самолетов, двигателей, вертолетов. Опять-таки Запад, радостно подсадил нас на свои двигатели и авионику — с немалой для себя выгодой.

Но ничего этого у условного Запада не получилось бы, не будь у нас в стране мощных, влиятельных проводников иностранных интересов. Ведь не зря в ежегодном отчете перед акционерами корпорации Boeing в одной из статей расходов значились средства на подкуп российских чиновников, отвечающих за принятие решений по закупке воздушных судов. И ведь не зря был пролоббирован закон о беспошлинном ввозе «авиаиномарок» в нашу страну.

Было пролоббировано и разрешение о регистрации самолетов где угодно, только не в России. Кто-то разрешал и запускал отверточную сборку самолетов и двигателей иностранного производства у нас в стране. Причем сие преподносилось как «международная кооперация», а на деле нас просто использовали как дешевую рабочую силу и площадку для продвижения своих товаров и услуг. И ведь все эти персонажи-лоббисты продолжают работать на высоких постах!

А вы знаете что такое иностранный самолет, взятый в лизинг и имеющий регистрацию в офшорной зоне? Это значит, что все налоги уходят стране-производителю самолета, стране-лизингодателю, стране, где он зарегистрирован. Это означает, что ремонтные и регламентные работы должна делать компания-производитель самолета. Ну, или персонал, обученный на фирме-производителе (за свой счет разумеется). Опять-таки оплату и налоги получает кто? Правильно, страна-производитель. Запчасти, комплектующие, выполнение обязательных бюллетеней на технике — все это завязано на заокеанских поставщиков.

А наши деятели в министерствах и госкорпорациях усердно лоббировали чужие интересы, не забывая, впрочем, и свои личные. Эти самые чиновники подстраивают и лоббируют законы под свои интересы, а не под интересы страны. Вносят поправки в государственные программы развития авиапромышленности. Пример нужен? Вот вам пример.

Есть такая программа ГП-17 — программа развития авиаотрасли, написанная в 2017 году. Исполнитель программы — Минпромторг РФ (или как злые языки называют его — «Министерство промышленной торговли»). У любой госпрограммы есть паспорт, в котором указаны цели, задачи, подпрограммы, исполнители и соисполнители. Есть кураторы, целевые индикаторы и показатели и, наконец — бюджет. Так вот, в ГП-17 практически каждый год вносились поправки. Причем поправки важные, смысловые. Которые касаются и бюджетирования (разумеется, в сторону ежегодного увеличения бюджета), и показателей выполнения госпрограммы, и прочего. Но главное в ней — это формулировки самой программы.

Начнем с того что наши авиаруководители постоянно бредят завоеванием мирового рынка, вместо того чтобы насытить свой собственный рынок достойными самолетами. И даже госпрограмма была «заточена» под «создание конкурентоспособной авиационной техники отечественного производства». Но дело даже не в этом. Про создание авиатехники писали в ГП-17 в редакции 2019 года. А в 2021 году цели госпрограммы уже выглядели так: «создание конкурентоспособной отечественной авиационной промышленности, обеспечивающей вовлеченность России в глобальную экономику с увеличением объема валовой добавленной стоимости в отрасли авиастроения в 2,9 раза по отношению к 2013 году».

Вот такая подмена — вместо создания техники — создание промышленности. Так и хочется спросить у авторов поправки — а что, отечественная авиапромышленность куда-то делась? Или акцент нужно делать на слове «конкурентоспособная». Тогда вопрос возникает — с кем она должна конкурировать? Если с западной техникой, то почему наш рынок в первую очередь не обеспечен? Ведь прежде чем лезть за длинным и зеленым «рублем» надо бы свое небо обеспечить своими самолетами. А если создание «конкурентоспособной» внутри страны, тоже непонятно. С кем конкурировать-то, если у нас один холдинг на всю страну (ОАК в составе ГК «Ростех»). Или отрасль так «заоптимизировали» что ее надо заново создавать, и это поняли сочинители ГП-17?

Читайте также

В общем — неясно. Особенно с фразой о вовлеченности России в глобальную экономику. Так и подмывает спросить: ну что, вовлеклись в глобальную экономику? Но не будем злорадствовать…

Те же самые подмены понятий мы видим и в задачах ГП-17. В 2019 году — «содействие разработке авиатехники», в 2021 «содействие созданию конкурентоспособной высокопроизводительной отечественной отрасли» авиационной промышленности. Не верите? Проверьте на досуге вот здесь.

Кстати, в целевых индикаторах и показателях госпрограммы на первом месте значатся: валовая добавленная стоимость отрасли авиастроения; выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ и услуг организаций отрасли авиастроения. В 2021 году начался III этап (с 2021 по 2025 гг.) реализации программы ГП-17. Про ожидаемые результаты выполнения ГП — «сохранение статуса Российской Федерации как мировой авиационной державы; обеспечение потребности Российской Федерации в гражданских воздушных судах в значительной степени за счет отечественной продукции», видимо, можно забыть на ближайшие десятилетия.

Как можно с такой Государственной программой заниматься авиапромышленностью? Ну так — какая программа, такая и реализация. Ведь «содействие развитию» было оказано, деньги из бюджета выделены, а там уж извините, что-то не так пошло. То буржуи проклятые с своими санкциями, то коронавирус, то комплектующие недопоставили.

Читайте также

Новые обещания или удивительное рядом…

Почитайте заявления из недалекого прошлого. Как говорится — «no comment». Конечно, вы можете возразить что, мол, все планы перечеркнули жуткие санкции и начало СВО… А вы уверены, что не будь этих обстоятельств, у нас к концу 2022 года наладили бы выпуск МС-21 по 36 штук за год (то есть по три самолета в месяц)?

12 июля 2021 г. Газета.ру:

Минпромторг разработал программу создания «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности» стоимостью 1,84 трлн руб. До 2030 года в России должны построить 735 новых гражданских самолетов.

К концу 2022 года программа предполагает выпуск 36 самолетов МС-21 в год и начало его серийных поставок. К декабрю 2027 года «Иркут» (входит в «Ростех») должен поставить 120 воздушных судов и производить 72 самолета в год.

МОСКВА, 2 сентября 2022 г. ТАСС:

Минпромторг России предлагает увеличить в 2022 году бюджетные ассигнования на более чем 5 млрд рублей на расширение производственных мощностей по выпуску гражданских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Об этом говорится в перечне предложений главных распорядителей средств федерального бюджета по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, который есть в распоряжении ТАСС.

Читайте также

Или вот еще из этой же серии. ТАСС пишет:

Ранее Мантуров в интервью ТАСС говорил, что свыше тысячи самолетов планируется поставить для нужд гражданской авиации российским авиакомпаниям до 2030 года.

Возьмем обещанную тысячу самолетов для простоты и поделим на семь лет (до 2030 года) — получим 142,8 самолета в год! Или 11,9 самолета в месяц! Извините, это в СССР при Сталине могло быть такое выполнено, а в наше время, даже если поставить всех руководителей под расстрельную статью — ну просто никак невозможно такое!

Еще из новых цитат

2 июня 2022 г., AviaStat.ru — Генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что до 2025 года планируется запустить более 110 самолетов различных типов, а к 2030 году — более 500, его слова приводит турецкая газета Star. Об этом пишет Прайм.

И хочется сказать, мол, поживем — увидим. Да сколько же можно поживать, не видя ничего. Точнее, лишь два разработанных в новой России с нуля самолета — МС-21 да полуотечественный самолет, у которого даже название иностранное.

Вот так, и не хотелось критиковать российский авиапром и его руководителей, да ведь хвалить то особо нечего. Конечно, краски несколько сгущены, точнее, выбраны самые прискорбные факты. Есть, конечно, и «свет в конце тоннеля». Только тоннель у нас получился длинной больше 30 лет, и никто с уверенностью не скажет, когда мы из него выйдем.

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня