В 2022 году пропускная способность Восточного полигона достигла намеченного в нацпроекте «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» ключевого показателя в 158 млн тонн.
Несмотря на масштабные строительные работы, железнодорожники смогли перевести БАМу и Транссибу 148,8 млн тонн грузов, что почти на пять миллионов тонн больше действовавших в прошедшем году провозных показателей. Об этом сообщил глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров президенту России Владимиру Путину на встрече, посвященной текущей деятельности компании и итогам 2022 года.
Для РЖД прошлый год стал рекордным по объему проведенной работы. Компания не просто выполнила, а перевыполнила строительную программу по Восточному полигону: всего были проведены работы на 138 млрд рублей, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2021 года.
В ситуации, когда логистика грузоперевозок резко переориентировалась с западного направления на восточное, и вопрос увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба встал особенно остро, результаты РЖД внесли существенный вклад в поддержку экономики. Впервые в истории грузооборот в восточном направлении (80 млн тонн) превысил западное (76 млн тонн).
Как отметил Белозеров на встрече с президентом Путиным, многие вопросы приходилось решать в режиме работы оперативного штаба, в постоянном взаимодействии с правительством и грузоотправителями. Не менее чем для 700 российских предприятий были созданы индивидуальные условия по логистике, позволившие им сохранить производства и рабочие места.
Работа в режиме нон-стоп
В настоящее время продолжается строительство объектов II этапа развития Восточного полигона. Он завершится в конце 2024 года. В 2013 — 2022 годах в рамках I этапа было построено более 1200 объектов, реконструировано 5 тысяч километров пути. Реализация II этапа началась еще до окончания первого — в 2018 году. В его рамках планируется уложить тысячи километров дополнительных главных путей, возвести и реконструировать сотни объектов.
Работа в заданных направлениях активно велась на протяжении всего прошлого года. За это время были уложены более 1300 километров путей, введены в эксплуатацию крупные объекты, причем восемь из них — досрочно. Один из них — самый крупный в России зерновой сухопутный терминал полного цикла Забайкальск. Его торжественный запуск состоялся в сентябре в рамках ВЭФ-2022.
В церемонии открытия в режиме видеосвязи принимал участие президент Владимир Путин. Терминал позволяет отследить путь зерна от сельхозпредприятия до покупателей за рубежом, его проектная мощность превышает 8 млн тонн в год.
Также в прошлом году завершилась проходка еще одного знакового объекта — Керакского железнодорожного тоннеля. Он строится на перегоне Ульручьи — Ковали в Амурской области на замену старому и является самым длинным тоннелем на Забайкальской железной дороге.
В эксплуатацию он будет введен к концу 2024 года. Тогда же должна завершиться реконструкция крупнейшего на Восточном полигоне сортировочного узла — станции Тайшет, где пересекаются БАМ, Транссиб и Абаканский ход Красноярской железной дороги. На станции уже построен новый грузовой терминал, реконструирован пост электрической централизации, обновлены главные пути. В рамках развития Восточного полигона осуществляется строительство и вторых путей участка Тайшет — Тагул.
В прошлом году продолжалась активная работа по строительству новых разъездов, возводились вторые пути и двупутные участки на отдельных перегонах на всех железных дорогах Восточного полигона. Усилия РЖД были сфокусированы и на модернизации тяговых подстанций — таких как Хабаровск-2, Саянская, Крупская, Спасск-Дальний, Смоляниново, Анисимовка.
Кроме того, построены новые подстанции — в частности, на станциях Шмаковка и Мыс Астафьева. Эта инфраструктура позволяет обеспечить надежное тяговое электроснабжение грузовых поездов, в том числе сдвоенных и повышенной массы, повышает пропускную способность на отдельных участках Восточного полигона, сокращает межпоездные интервалы. Например, благодаря обновлению железнодорожного узла Смоляниново станция получила возможность пропускать уже не 60, а свыше 70 — 75 поездов в сутки. В результате объем перевозимых грузов по направлению к портам Находки увеличился на 34,7%.
Трафик на Восток
Собственно, увеличение пропускной способности российских железных дорог в азиатской части страны является основной целью масштабного проекта модернизации Восточного полигона. Как сообщил Олег Белозеров, уже к концу следующего года этот показатель на БАМе и Транссибе вырастет до 173 млн тонн. С этой целью возведут еще 1 400 километров путей сообщения, завершат строительство запланированных объектов.
Повышение провозной способности достигается не только за счет строительства новой инфраструктуры, но и благодаря применению новейших технологических и логистических решений. В частности, активно вводятся маршруты движения поездов с увеличенной длиной и массой.
В прошлом году на Восточном полигоне были задействованы более 16 тысяч тяжеловесных поездов массой свыше 7100 тонн, а также начали работу уникальные удвоенные составы массой 14 200 тонн и длиной свыше 2 км. Кроме того, уже используются технологии соединенных контейнерных поездов, которые курсируют практически по одной нитке графика.
Более того, широкое применение получила технология так называемой «виртуальной сцепки», объем которой вырос в 3,4 раза. В контейнерных перевозках не первый год динамично развивается технология объединенных поездов. Новые технологии требуют усовершенствованных локомотивов. Как рассказали в РЖД, их новые серии спроектированы с учетом требований технологии, а также специфики эксплуатации в сложных климатических и рельефных условиях БАМа и Транссиба.
Предпринятые РЖД усилия для обеспечения увеличенного трафика в восточном направлении привели к росту показателей грузоперевозок с Китаем. Если в 2021 году он составлял 100 миллионов тонн, то по итогам 2022 года достиг 119 млн тонн. В текущем году, по мнению экспертов, этот показатель значительно вырастет. Со своей стороны для поддержки тренда железнодорожники планируют увеличить пропускную способность БАМа до 43 пар поездов в сутки.
Для этого будет проведена модернизация однопутных участков. В том числе в рамках проектов по реконструкции станций и созданию двухпутных вставок планируется построить 18 новых объектов инфраструктуры, а также 23 объекта, связанных со энергоснабжением. Усилия перевозчика в 2023 году будут сосредоточены на реконструкции таких крупных станций как Тайшет, Тулун, Зима, Большой Луг.
«2023 год для «Российских железных дорог» — это год юбилейный: исполняется 20 лет, когда МПС (Министерство путей сообщения) было преобразовано в акционерное общество «Российские железные дороги», — сообщил Олег Белозеров на встрече с главой государства. По его словам, трудовой коллектив компании намерен «встретить юбилейную дату с рекордами — 2022 год показывает, что это возможно».