В Минске открылся первый магазин сети «На дому», которая в ближайшем будущем должна занять место ушедшей с рынка Белоруссии и РФ шведский компании IKEA. Пока мебели там нет, только текстиль для дома, посуда и прочие мелочи, но всё будет. Промышленность соседнего государства активно развивается, власти помогают, в том числе финансированием, площадями и различными льготами. Ничего подобного в нашей стране нет, российские чиновники на корню гасят любую инициативу.
По сути, это пока не IKEA — мебели нет, бытовой техники и многих прочих товаров тоже. Аналог, скорее, Zara Home, но с прицелом именно на шведскую модель, когда всё для дома будет собрано в одном большом торговом зале. Причём всё — местного производства.
«Продаются исключительно отечественные товары для дома, льняной текстиль, декор, глиняные изделия и многое другое. В ассортименте около 90% уникальных вещей, созданных специально под этот проект», — говорит председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина.
Судя по компоновке помещения и по виду самих вещей скандинавская тема во многом вдохновляла дизайнеров, хотя видны и отличия в лучшую сторону. Причём существенные. Происхождение аскетичного шведского стиля просто — это лютая бедность, в первой половине ХХ века данная страна перебивалась с хлеба на воду. А собственно IKEA пошла в гору только после окончания Второй Мировой войны, когда у людей в разорённой Европе не было денег на что-то приличное.
Вот тогда убогая шведская табуретка стала востребованной, так как стоила копейки. Ровно как и иные непритязательные и недорогие творения суровых скандинавских дизайнеров.
У белорусов ситуация иная. Живут, конечно, небогато — у небольшой страны нет своих природных ресурсов, всё приходится зарабатывать — зато с трудолюбием нет проблем. И со вкусом тоже.
Традиционные славянские мотивы даже грешно сравнивать со шведским убожеством, хотя, стоит признать, что и у наших северных соседей есть подобные орнаменты. Культуры очень близки, просто в Европе церковь очень качественно поборолась со старинным наследием, и от богатой языческой культуры норманов, к сожалению, мало что осталось. У нас в этом отношении всё гораздо лучше.
Но всё это — дела художественные — вернёмся к экономике. А с ней у Батьки всё позитивно. Развиваются. Причём теснить шведов белорусы начали давно, на мебельном рынке — особенно.
«Лет десять назад мебель от IKEA была интересной по цене, но теперь она стала слишком дорогой. Плюс проблемы с ассортиментом, они начали часто менять свои убогие „коллекции“, и докупить потом предметы в том же цвете и стиле стало невозможно. Денег у меня имелось ограниченное количество, поэтому остановился на белорусских товарах. И кухню взял, и остальное тоже. По соотношению цена-качество всё очень понравилось», — рассказывает москвич Кирилл.
Квартиру он обставлял за год до СВО, IKEA тогда ещё вовсю работала. Но прежних толп покупателей там не было уже давно, так как ценники кусались. В РФ данная сеть вообще внезапно стала очень дорогой, цены в разы превышали таковые на иных рынках. Даже без учёта разницы в зарплатах! Потому, что аналоги отсутствовали, вот скандинавы и «рубили бабло». До поры до времени…
Собрать под одной крышей всё, как это было в IKEA, у белорусов получится. Почти всё для этого есть. Текстиль у них отличный, мебель тоже хорошая, посуду делают крепкую и красивую (и стекло, и фарфор), даже бытовую технику в РБ выпускают — свою, полностью импортозамещённую. С холодильниками «Атлант» всё понятно, они вообще вне конкуренции, но есть и мясорубки, и иные товары. Тоже востребованные.
Что сами не произведут — закажут в КНР. Например, всякую электронику и электротехнику. Собственно, шведы так и делали, то есть собирали свой ассортимент по всей планете. Что-то делалось в РФ, что-то — в Румынии, во Вьетнаме, в Турции, в Китае, и так далее. Кстати, непосредственно шведских товаров, если кто не забыл, в IKEA не было вовсе.
У бизнеса, конечно, получение прибыли на первом месте, но устроен он там, за бугром, совсем иначе, чем у российских предпринимателей. Идеология иная, иной менталитет.
«В IKEA есть центральный офис, который занимается ассортиментом. Он находится в Швеции, там работают много людей, много разных отделов, каждый занимается своим направлением, и ведется очень большая, серьезная работа. И у них накоплен очень большой опыт в этом направлении. Вряд ли у какой-то российской компании есть такой центральный офис, который также работает над ассортиментом и этим занимается. Такого нет.
Они вообще отличаются от российских компаний. Я первый раз это услышал в IKEA — что мы работаем для наших покупателей. Это как бы несложно, но поначалу было необычно. То есть я работал не для своего начальника, не на босса, а работал для наших покупателей. Ведь это те люди, которые покупают нашу мебель и которые фактически обеспечивают зарплату всех работников. В тех компаниях, которые создают что-то для продажи физическим лицам, главными являются люди, которые покупают их продукцию", — объясняет гендиректор мебельной фабрики «Ластра» Михаил Куликов, который до этого 17 лет проработал в IKEA.
Есть ли понимание этого в российских компаниях? Да, уже есть, хотя подобного пока мало. Зато хватает временщиков-хапуг, которые думают лишь о том, как бы побыстрей получить сверхприбыли, выйти из бизнеса и вывести все деньги из страны.
У белорусов иной подход, там думают о будущем — и своём личном, и страны в целом. Развиваются, хотя со средствами всё не очень хорошо. В РФ, напротив, денег куры не клюют. По самым скромным оценкам за 2022 год отток капитала составил $500 млрд., есть оценки в два раза больше — то есть триллион и выше. Причём чиновники, якобы, ничего с этим не могут поделать, лишь констатируют факты.
Хотя проблем остановить этот поток, а также повернуть его вспять, нет. Наши соседи из КНР не столько успешно пресекли вывоз капиталов, но и вернули средства в Поднебесную. Да, не все жулики при этом выжили. Бывает. Но ведь подействовало!
Огромные магазины IKEA сейчас стоят пустыми, да и предприятия, где шведы выпускали детали для своей мебели, тоже не при делах. Деньги в РФ есть, нужно просто заставить олигархов и прочих богатеев вкладывать их в производство на территории нашей страны. Возможно ли это? При нынешней системе российской «государственности» однозначно нет.
«Власть до сих пор продолжает обслуживать интересы бенефициаров той бандитской приватизации — «российских олигархов» (слово «российские» ставлю в кавычки, поскольку они по совместительству граждане целого ряда других государств, преимущественно «недружественных»). Глава государства как бы отчитывается перед этими «бенефициарами», говоря: «Мы избежали избыточного административного регулирования, перекоса экономики в сторону государства». Да, такого «перекоса» действительно нет. Перекос в другую сторону. Вместо национализации экономики мы имеем приватизацию государства», — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Именно поэтому и «высочайшее» дозволение на вывод капитала, и финансовый голод в промышленности, и отсутствие чётких планов экономического роста. Есть только какие-то очередные «ориентиры» — что к 2030 году (или 2130-му…) у нас всё будет. Наверное…
Желающих трудиться, в том числе обеспечивать всех хорошими товарами для дома, в России хватает. Наш народ и работящий, и талантливый. И понимание как оно должно быть устроено, как сказано выше, уже местами есть. Нет только денег, нет поддержки и всего того, чем государство стимулирует деловую активность. Поэтому вероятность появление «русской IKEА» пока равна нулю. А вот белорусская сеть «На дому», скорее всего, к нам вскоре придёт.