С транзитными поставками товаров через Турцию творится что-то непонятное, местные власти молчат, но грузы из ЕС и США больше не оформляют. Вроде как во всём виноваты европейцы и американцы, однако не всё так просто. Судя по всему, османы собираются увеличить свою прибыль от поставок «санкционных» товаров в нашу страну. Как на частном уровне, так и на государственном.
Проблемы начались ещё несколько дней назад, в первых числах марта. Турецкие таможенники внезапно прекратили выпускать грузы, следующие в РФ. Схема «реэкспорта» устроена просто: «санкционный» товар покупает в ЕС или США как бы местная фирма, импортирует его в свою страну, а потом реэкспортирует в Россию. Такой вот турецкий транзит.
Который не был ни для кого секретом. Османы на этом неплохо зарабатывали, европейцы, в общем-то, тоже. Ничего «предрассудительного» не везли и не везут, обычные товары для народа, плюс какое-то оборудование. Но последнего совсем немного.
Турецкий маршрут спокойно работал почти год, всё было спокойно. Но вмешались американцы.
«Действия Турции с большой долей вероятности объясняются недавним расширением списка экспортного контроля США, в который попала, в том числе, бытовая электроника. После очередного пакета санкций поставка товаров через третьи страны в обход ограничений стала в глазах американского законодательства уголовным преступлением, стала в глазах американского законодательства уголовным преступлением, а все замешанные в подобных схемах — соучастниками», — считает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев.
По сути, янкесы присвоили себе право решать, что на нашей планете является преступлением, а что — нет. Российские власти, во-первых, ничего с этим поделать не могу, а, во-вторых, ещё и не хотят. Совершенно логичным шагом в ответ на этот произвол — и не только на этот! — было бы ограничение экспорта из нашей страны. Того же газа, нефти, зерна, удобрений, урана и всего прочего. Причём ещё год назад. Но ничего подобного, как мы видим, не происходит. Что заставляет крепко задуматься.
Турки молчат, в том числе на официальном уровне, на запросы российского МИД не отвечают.
«Посольство России и торговое представительство РФ в Турции выясняют причины проблем, связанным с оформлением торговых операций ряда российских компаний. Российские дипломаты в настоящее время находятся в контакте с турецкими властями. Надеемся на разрешение ситуации в ближайшие сроки», — таково официальное заявление нашего посольства в Турции.
Неофициально вроде как проблему обещают на днях решить.
«Есть система NCTS, которая отвечает за контроль за транзитными грузами. Эта система была введена в ЕС ещё в 2011 году, а потом к ней присоединились Великобритания, Турция, Северная Македония, если я не ошибаюсь, и ещё Сербия. В этой системе европейские власти после введения десятого санкционного пакета ввели ограничения на выпуск транзитных деклараций для грузов, которые следуют в Россию. И, конкретно, для подсанкционных товаров.
Система не дает возможность оформить транзитные декларации. При этом кто-то говорит, что только на санкционные товары, кто-то говорит, что на все. Главный критерий: если груз следует в сторону России, система не дает возможность оформить транзит. Я сам говорил с турецкими коллегами, они заверили, что это не действия турецких властей, не санкционные ограничения, а связано исключительно с тем, что в европейской системе ввелись дополнительные критерии блокировки оформления транзита. И на турецкой системе это отразилось таким же образом. Обещают к 13-му числу, к понедельнику, что-то поднастроить, чтобы система начала работать", — говорит генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло.
«Что-то поднастроить» — это что? Вариант есть, но он как-то не радует.
«Решение Анкары не стало неожиданностью. Не исключено, что следующим шагом властей Турции будет полный законодательный запрет реэкспорта находящихся под ограничением товаров не турецкого происхождения через Турцию в Россию. Судя по всему, их дальнейшие поставки будут происходить сначала через таможенную очистку в Турции с оплатой всех таможенных сборов в местный бюджет, а затем, при продаже груза в РФ, будет производиться экспортное оформление — тоже с оплатой в бюджет. Транзитные сроки доставки товаров и цены на них в России значительно вырастут», — предполагает коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский.
Его коллеги того же мнения.
«Чисто технически проблема решается так: грузы растамаживаются в Турции, оформляются как турецкие и следуют в страну назначения. Но это прибавляет к их цене еще 35−50%. Товары будут поступать как турецкие, но уже дороже», — объясняет гендиректор логистической компании VTN Павел Гулякин.
То есть действия ЕС и США, бесспорно, имеют место, но сами османы тоже не прочь половить рыбку в этой мутной водичке. Как несложно догадаться, госбюджет Турции от новых правил реэкспорта сильно выиграет, ровно, как и местные предприниматели. Россия, как обычно, потеряет, а в МИД снова будут плакаться, что «нас опять обманули».
Санкции день ото дня ужесточаются. Неделю назад Вашингтон пообещал большое вознаграждение доносчикам, которые будут докладывать о «подозрительных» торговых операциях с РФ. Это касается, прежде всего, поставок через Турцию, Армению и Узбекистан. «Стучать» точно будут.
Под запретом уже не только промышленное оборудование, которое можно записать в «товары двойного назначения», но и вполне себе бытовые вещи. Холодильники, стиральные машины, пылесосы, одежда, продовольствие. Такими темпами поток импортных товаров в нашу страну сократится совсем до нуля.
Хотя за год, пока «коллективный Запад» раскачивался, можно было успеть многое. Навезти кучу оборудования, накупить технологий, позвать специалистов и открыть новые заводы и фабрики. По производству того, что сейчас мы вынуждены втридорога и с огромными трудностями импортировать. Пусть не всего, но частично.
Как известно, не сделано ничего. Хотя деньги есть. То есть они были. Теперь их почему-то нет — средства куда-то странным образом дематериализовались в пространстве-времени, и теперь у нас огромный бюджетный дефицит.
«Как при таком гигантском профиците платежного баланса мы умудрились получить дефицит федерального бюджета, равный 3,3 трлн руб. Во-вторых, почему говорится, что нам „не нужно занимать за рубежом“? При таком гигантском профиците нам не надо занимать вообще, в том числе и внутри страны. Оба эти вопроса не получили ответа в обращении президента РФ. Моя версия ответа: большая часть валютного профицита была разворована», — объясняет профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов.
Турецкий транзит, скорее всего, на днях опять наладят. Но нам, простым гражданам, придётся платить за импортные товары ещё больше. Не пора ли в стране что-то кардинальным образом поменять?