В ближайшей перспективе Германию ожидает «новое экономическое чудо». Безработица больше не будет проблемой для страны — напротив, рабочей силы будет не хватать. Об этом канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил в интервью ряду местных СМИ, сообщает немецкий телеканал N-TV.
Образцом для подражания он считает период 1950—1960 годов, отличавшийся бурным развитием экономики, при котором ежегодный рост ВВП Западной Германии составлял примерно 8%. В нынешних условиях, по мнению Шольца, достичь аналогичных показателей Берлин сможет, вложив серьезные средства в развитие программ по защите климата.
«Благодаря высоким инвестициям в защиту климата Германия сможет в течение некоторого времени достичь таких темпов роста, как в 1950—1960-х годах», — утверждает политик.
Необходимо только действовать по плану, быстро принимать решения и оперативно, без бюрократических проволочек, внедрять их в жизнь, подчеркнул Шольц.
Также он считает, что энергетический переход позволит в ближайшее десятилетие решить в стране проблему безработицы, поскольку рабочей силы станет не хватать. Такая ситуация, по мнению канцлера, будет особенно характерна для восточно-германских земель, которые особенно страдают от структурных изменений.
Планы, действительно, амбициозные. Однако эксперты, даже в самой Германии, весьма скептически оценивают оптимизм канцлера, отмечая, что хоть его прогнозы и звучат красиво, фактически ничем они не подкреплены.
Шольц, конечно, пытается убедить немецких избирателей в том, что все в порядке, и экономике страны ничто не угрожает.
В недавнем интервью CNN он, например, заявил, что ФРГ легко пережила отказ от поставок российских углеводородов и обеспечила себе энергонезависимость.
«Мы справились, и ничего не произошло из того, что ожидали люди. Экономического кризиса в Германии нет, как нет и нехватки газа, и есть определенная социальная стабильность», — похвастался глава правительства.
Однако больше это похоже на самовнушение. Реальность говорит, скорее, об обратном — о том, что Германия переживает крайне непростые времена.
Как пишет австрийское издание ExxPress, «немцы и австрийцы вылетают в трубу: денег на привычный уровень потребления просто не хватает». При этом издание признает, что скачок цен стал следствием отказа от российского газа. Правда, об этом почти нельзя говорить публично.
Согласно одному из последних опросов, выполненных по заказу Postbank, постоянно растущая инфляция (в феврале она составила 8,7%) создает миллионам жителей Германии значительные финансовые трудности.
Так, 58% из 2100 респондентов сообщили социологам, что им приходится расходовать больше денег на ежедневные закупки. Каждый третий, что вынужден тратить накопления на покрытие каждодневных расходов. Семерым из десяти человек пришлось снизить потребление, а каждый шестой вообще считает, что находится на грани выживания. Лишь 3,6% опрошенных (то есть каждый двадцать восьмой) признался, что инфляция их почти не затронула.
В стабильность уровня жизни, как выяснилось, верят лишь 32% респондентов. А свыше половины уверены, что ситуация со временем лишь усугубится.
И такой пессимизм вполне оправдан. Ведь пока Шольц и его «светофорное» правительство вещает о своих настоящих и будущих победах на экономическом поприще, предприимчивые американцы активно прибирают к рукам рентабельные немецкие промышленные предприятия. О переводе производства в США, где газ в шесть раз дешевле, уже заявили химический концерн BASF и машиностроительный гигант Siemens. За ними, скорей всего, туда же последуют инновационные подразделения Mercedes, BMW, Porsche и Volkswagen, Evonik.
Так что говорить о повторении «экономического чуда» в Германии нет и, видимо, не будет никаких предпосылок в ближайшее время. Если только под этим «чудом» не подразумевается фокус с исчезновением немецкой промышленности…
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, доцента факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадима Трухачёва:
— То, что каждому шестому немцу не хватает денег на повседневные нужды, здесь нужно делить на два. Все-таки речь идет не о том, что в Германии вот-вот голод наступит. Да, выбор товаров существенно уменьшился. Немцы привыкли к очень высокому уровню потребления, а сейчас они опустились на тот уровень, на котором находятся, скажем, Чехия или Словения. Это, конечно, ниже. Не самый низкий, мягко говоря, уровень, но все равно немцы привыкли к уровню повыше.
Поэтому это уже падение. Значительное падение где-то на четверть. Потому что Чехия и Словения беднее Германии по доходам примерно на четверть.
Следующий момент, он нам не очень приятен. Пока что большая часть населения Германии, как и других европейских стран, не видит связи между поддержкой Украины и экономическими неурядицами. Да, они требуют сохранить уровень жизни, который был, но пока что прямой связи не наблюдают. Эту зиму все-таки Германия пережила благополучно, и многое будет зависеть от того, как она переживет следующую.
До следующей зимы народ связи в массе своей не увидит. А вот тогда, может быть, уже разглядит эту связь. Пока же не стоит тешить себя иллюзиями.
Что касается «зеленого» перехода, то проблемы с ним начались еще до этих событий. Наверное, в 2021 году стало понятно, что никакой «зеленый» переход не удастся, и то, сколько денег Германия в него вложила, было чистым безумием.
«СП»: Недавно, тем не менее, стало известно, что правительство Германии выделит еще миллиард евро предприятиям, которые готовы отказаться от ископаемых источников энергии. Некуда больше потратить?
— А какой у них выход, кроме как на это тратить. Связи с Россией они себе обрубили. Американский газ дорогой. У них выхода нет. Они сами себя поставили в безвыходное положение, поэтому им, действительно, только и остается уповать на альтернативные источники энергии.
Но солнце в Германии светит не круглый год — эта страна все-таки не в тропиках находится. Реки мелеют. Рейн уже сейчас обмелел. В прошлом году к лету обмелел, а эта зима была малоснежной, и он обмелел уже сейчас.
Какие альтернативные источники энергии Шольц здесь хочет использовать? Ветер? Ветер тоже не всегда дует. И в этом году ветра тоже было мало.
Поэтому это все из области фантастики.
Но здесь не будем забывать одну вещь. Шольц возглавляет пеструю коалицию из трех партий. И часть того, что он говорит, в большей степени отвечает не точке зрения его партии социал-демократов, а «зеленых» и свободных демократов.
Перевод производств в Америку — это свободные демократы, самая проамериканская партия. Они за этим стоят. За «зеленым» переходом — понятно, какая партия правящей коалиции стоит.
Поэтому Шольц вынужден делать такие заявления, даже если он с ними не согласен. Но в ближайшее, по крайней мере, время, если ничего не изменить, ничего, кроме экономического кризиса, Германию не ждет.
«СП»: То есть, оснований для повторения «чуда» 50−60-х годов нет?
— «Экономическое чудо» того периода было связано, во-первых, с присоединением Федеративной республики Германии к плану Маршалла. Да, конечно, он обеспечил зависимость Германии от США, в особенности, в военно-политической области. Но, с другой стороны, надо признать, все-таки способствовал росту уровня жизни.
Второй момент: большое «экономическое чудо» тогда было возможно в условиях почти полного отсутствия военных расходов. А сейчас Германия огромные военные расходы на себя взваливает.
И, наконец, момент третий. В 50−60-е гг. еще не наступил демографический кризис. И, к тому же, у Германии было достаточно дешевой рабочей силы из числа немцев, которых изгнали из Польши, из Чехословакии, из Югославии, из нынешней Калининградской области. Это был огромный резерв дешевой и квалифицированной рабочей силы.
Сейчас такого резерва нет. А есть огромное количество иждивенцев-захребетников. Прежде всего из числа мигрантов с Ближнего Востока и Африки, которые сидят на шее немецкого государства. Сейчас к ним еще украинцы добавились до кучи.
Поэтому планы Шольца иначе как благоглупостями назвать нельзя. Он выдает желаемое за действительное, что просто смешно. Ну, хоть бы сказал: «Граждане, потерпите, придется затянуть пояса»…
«СП»: Получается, немцы сделали все, что пожелали американцы, но сами же оказались в дураках?
— Нельзя сказать, что немцы делали то, что им говорили американцы. Современные немцы, особенно, те, которые находятся в правительстве — партии «зеленых» и свободных демократов, — это глубоко идеологизированные люди.
Свободные демократы — да! — это насквозь проамериканская партия. С «зелеными» сложней. Там достаточно много вещей в США, которые «зеленым» не нравятся. И я бы не говорил, что «зеленые» проамериканская партия.
Немцы сами по себе гораздо более, чем американцы, глубоко идеологизированные люди. Поэтому им дорогой «демократический» газ из США ближе, чем дешевый, но «недемократический» из России.
Что, американцы придумали стереотипы, которые в Германии существуют? Нет, американцы их только используют. А эта дурь (у меня другого слова нет), она имеет собственно немецкое происхождение. Американцы лишь используют то, что в Германии и так есть.
Ради идеологии немцы сами завели себя в тупик. Американцы это лишь использовали — не более того.
Что касается вывода производства в Америку, то не так-то просто это сделать.
«СП»: Почему?
— Потому что, очень многие знаменитые немецкие концерны на самом деле являются государственными компаниями. И они переданы лишь в управление частным лицам.
Поэтому здесь спор идет. И, прежде всего, социал-демократы и ныне оппозиционный ХДС, они-то как раз, каждый по своим соображениям, этому препятствуют насколько возможно.
Какая-то часть производства в Германии, я думаю, останется. Но, как говорится, все равно она будет куда менее рентабельной, чем раньше.
Все-таки вывести Volkswagen или Siemens в Америку никто не даст, потому что это стратегические немецкие предприятия. Предприятия, находящиеся лишь в управлении у частных лиц, но не являющиеся частными компаниями. Поэтому здесь только какую-то часть производства, возможно, удастся вывести. Но это все равно для Германии потеря. Потеря производства, потеря рабочих мест со всеми вытекающими…