Менее чем за неделю в США прекратили работу сразу три банка с общими активами на 333 млрд. долларов. Это стало крупнейшей чередой банкротств с 2008 года, когда схлопывание американского ипотечно-банковского пузыря положило начало мировому финансово-экономическому кризису. Впрочем, сейчас американские власти изо всех сил пытаются убедить избирателей, что с 2008 годом ситуация не имеет ничего общего.
13 марта президент США Джо Байден выступил с экстренным обращением к нации на фоне банкротства Signature Bank, Silicon Valley Bank и Silvertage. Правда, все выступление уложилось в 5 минут и ничего конкретного американский лидер не сказал. Он пообещал, что вкладчики будут иметь доступ к своим депозитам, налогоплательщики не понесут убытков, а вот инвесторы компенсаций не получат, так как знали, на что шли — «такова суть капитализма». Он также по традиции обвинил во всех проблемах предыдущую администрацию и пообещал, что нынешние власти сделают все, чтобы больше подобного не повторилось. Ни на один вопрос журналистов президент США не ответил и быстро покинул зал.
Почему-то такое выступление Байдена рынок не убедило, и после него торги американскими бумагами резко пошли вниз, некоторые банки даже вынуждены были полностью остановить продажи после того, как акции упали на 60−80%.
Чтобы погасить пожар, Минфин США, ФРС и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) предприняли несколько шагов для «укрепления общественного доверия к банковской системе». Вкладчики SVB и Signature Bank получат полный доступ к своим депозитам. Так как система страхования в США распространяется на депозиты суммой до $250 тыс., а около 95% вкладов SVB превышали эту планку, FDIC получит дополнительную ликвидность. Оба банка пройдут санацию, ФРС также запустит программу, направленную на защиту организаций, пострадавших от краха SVB.
Несмотря на это, говорить о том, что все проблемы американской банковской сферы на этом закончатся, рано. По оценке Marketwatch, в США в ближайшем будущем могут лопнуть еще 10 банков. Убытки на данный момент терпят 20 крупных финучреждений. Как стало известно CNN, объем нереализованных убыточных активов в американской банковской системе составляет 620 млрд долл.
«Мрачное экономическое лидерство Байдена привело нас в эту точку. Когда инфляция в 2021 году „достигла стратосферы“, Белый дом сначала отмахнулся от нее как от „временной“, а затем безумно попытался возложить главную вину за повышение цен на президента России Путина и жадные корпорации, наказывая простых граждан США», — пишет The New York Post.
Пока что американские власти и Запад в целом пытаются делать вид, что проблема не носит масштабного характера. Еврокомиссия не увидела серьезных рисков для финансовой системы ЕС после банкротства двух банков в США, заявил еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони. Многие эксперты также считают, что банкротства кредитных организаций в США с малой долей вероятности перерастут в серьезный финансовый кризис.
С другой стороны, несколько американских банков могут стать костяшкой домино, которая повлечет глобальную волну банкротств по всему мире. Например, Newsweek пишет, что пенсионные фонды по всему миру потеряли миллионы долларов в результате краха Silicon Valley Bank. По данным журнала, Пенсионный фонд госслужащих Калифорнии вложил в SVB $67 миллионов, а шведский фонд Alecta — около $848 млн.
Но даже если это случится, в отличие от 2008−2009 годов Россию подобный кризис практически не затронет. Как сказал 14 марта пресс-секретарь президент РФ Дмитрий Песков, благодаря западным же санкциям против нашего финансового сектора, «нет худа без добра, здесь мы в определенной степени застрахованы от того кризиса, который разворачивается за океаном».
Зато США от проблем не застрахованы, как написал в своем Telegram-канале бизнесмен Олег Дерипаска, «в таких условиях денег не хватит не только на войну, а тем более с Китаем, но и на продолжение политики по смене не устраивающих администрацию США режимов по всему миру».
Политолог Юрий Светов, однако, сомневается, что США действительно свернут свою экспансию или ослабят участие в конфликте на Украине, даже если у них разразится полноценный кризис.
— Для американской элиты, да и не только для американской, экономика и внешняя политика — это разные вещи. Олицетворение этого — слова главы МИД Германии Бербок, заявившей, что избиратели, которые хотят, чтобы правительство занималось их нуждами, могут об этом только мечтать, а они будут заниматься тем, что считают нужным, то есть помощью Украине.
Американская элита ведет себя точно так же. И она может это делать, пока у них есть возможность печатать деньги. Они заливали так называемыми «вертолетными деньгами» экономику во время пандемии, будут делать это и сейчас. Предварительно им нужно 47−60 миллиардов чтобы справиться с последствиями закрытия банков, они их мгновенно напечатают.
Вопрос в одном: то, что мы видим сейчас на поверхности, это весь кризис или там что-то глубже? Кризис банка Silicon Valley Bank объяснили тем, что он финансировал убыточные стартапы, но теперь выясняется, что он тесно связан с виноградарством в Калифорнии, а это большая и развитая сфера экономики США. Выступление президента США после крушения трех банков выглядит неадекватно случившемуся. Он вышел, что-то сказал, и сегодня весь день эксперты пытаются понять, в чем же смысл этого выступления.
«СП»: — Можем ли вы рассчитывать, что если проблемы в американской экономике усугубятся, они ослабят свою вовлеченность в события на Украине?
— Время покажет, насколько серьезны проблемы в банковской сфере США. Но, как бы то ни было, они не откажутся от финансирования конфликта на Украине, потому что они на нем зарабатывают. Европа, Россия, Украина — все теряют, а американцы зарабатывают. Советское оружие на поле боя выкинули, теперь нужно перевооружаться, его будут продавать американцы. Россию выдавили с европейского газового рынка — место заняли американцы, которые продают свой СПГ втридорога.
Поэтому нельзя однозначно сказать, что раз у них возник банковский кризис, они изменят свою внешнюю политику. Да, может быть, они перенесут начало конфликта с Китаем не на 2025, а на 2030 год. Но они все равно будут идти по этому пути. В американской элите сидит глубинное убеждение, что если США не командуют миром, в мире будет хаос. Поэтому они до конца будут биться за то, чтобы лидерство было за ними.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев поясняет, что если США не ослабят санкционную политику и не откажутся от авантюр на внешней арене, их может ждать кризис, но Россию он затронет в меньшей степени, чем другие страны.
— Нынешние события похожи на 2008 год только потому, что и тогда, и сейчас произошла неурядица в американской экономике. В 2008-м был чисто банковский кризис. Тогда надулся колоссальный финансовый ипотечный пузырь, который потом лопнул, потому что не был подтвержден физическими продажами жилья. Основы и последствия этих кризисов другие.
«СП»: — Что же случилось сейчас?
— Американская экономика ослаблена, это ясно. Вся их экономическая политика последние годы вела к ослаблению реального сектора и гипертрофированию финансовой сферы. Потом случился COVID-19, а затем американцы ввязались в геополитический и экономический передел мира. Они ввели санкции по отношению к России, которые в итоге отрикошетили по ним самим и по Европе, вызвав серьезный всплеск инфляции.
Американцы прошлым летом находились в предкризисном состоянии. Им удалось этот кризис преодолеть, но экономика пострадала еще сильнее. Сейчас в США лопнули два крупных банка. Один связан со стартапами, а такие компании хорошо работают только тогда, когда экономика находится в устойчивом состоянии. ФРС США, борясь с инфляцией, повысили ключевую ставку до 5%, чем сделали работу экономики и стартапов затруднительной. А когда они обрушились, лопнул и банк. Signarure Bank на фоне неурядиц в экономике много вложил в криптовалюту, и когда она обрушилась, за ней последовал и банк.
«СП»: — Что же будет дальше?
— Американское правительство и ФРС США предприняли стандартные стабилизирующие меры. Что будет дальше зависит от экономической политики Вашингтона. Если власти перестанут давить на ФРС и они не будут больше повышать ключевую ставку, а, может, даже ее снизят, чтобы экономика задышала, если они бросят игры в санкции и конфронтацию и с нами, и с Китаем, тогда ни о каком кризисе говорить нам не придется. Если же они будут продолжать свои игры и неадекватно управлять экономикой, тогда у них начнутся серьезные затруднения как в банковской сфере, так и в экономике в целом.
«СП»: — Если в США начнется полноценный кризис, затронет ли это Россию?
— Если такой кризис возникнет, он не пройдет для нас, как для участников глобальных экономических отношений, бесследно. Но он ни в коем случае не станет ни фатальным, ни даже тяжелым. Мы уже практически не работаем с долларом, наши банки мало связаны с американскими кредитными отношениями, мы почти полностью вышли из ценных бумаг США. Так что существенных каналов воздействия на нас больше не существует.
Но так как это приведет к осложнению международных экономических отношений, участниками которых мы являемся, нам придется действовать с учетом сложившейся ситуации. Но мы находимся в более благоприятном положении из-за того, что мы производим энергетически и сырьевые ресурсы, которые нужны всем, даже во времена тяжелых кризисов.