«Блудные» компании, ушедшие с российского рынка из-за антироссийских санкций караваном тянутся обратно. Без лишнего информационного шума и «звёздных» презентаций. На арендуемых площадях появляется новая вывеска и — вперёд. Среди ожидаемых в ближайшее время «возвращенцев» три популярных бренда: Bershka, Zara и Pull&Bear. Bershka появится под вывеской Ecru, Pull&Bear возьмет название DUB, а Zara «перекрасилась» в Maag. Их второе пришествие в Россию ожидается в апреле.
Вообще-то, они уже должны были вернуться, но землетрясение в Турции испортило праздник: ведь вещи отшиваются, в том числе, на турецких фабриках. А у турок сейчас полный форс мажор.
Брендами Bershka, Zara и Pull&Bear ранее владела испанская компания Inditex. Но в рамках антироссийских санкций она с помпой ушла из России и… перепродала российский бизнес ливанскому партнёру Daher Holding.
Ливанцы на старте засиделись. А вот китайцы оказались куда шустрее.
Польский ритейлер LPP Group едва ли не впереди планеты всей высказал России своё «фи» и еще в конце марта прошлого года показательно закрыл в России свои магазины Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay. И продал российское подразделение бизнесменам из Поднебесной. Китайцы бойко начали торговать ширпотребом уже в конце мая.
Бренд Cropp на скорую руку они переименовали в CR, House стал называться XC. Mohito получил название М. Reserved сократили до Re. А Sinsay ещё и русифицировали в «Син».
Ассортимент соответствует прежним брендам. В Re — повычурней и подороже, с претензией на стиль. Остальное — уличная мода.
Американцы тоже не лаптем щи хлебают. Знаменитый производитель джинсовой одежды Levi Strauss & Co тихой сапой вернулся на российский рынок после почти четырехмесячного перерыва. Вот только вывеску сменил на JNS.
Благому примеру последовал и Nike. Его магазины закрылись минувшим летом. Но торговые точки приобрела российская сеть Sport Point, и теперь американские товары продаются под маркой NSP.
Ну, а там, где Nike, там и его всегдашний конкурент Reebok. На реализацию его товаров в России получил право турецкий холдинг Flo.
Полюбившийся многим россиянам японский бренд Uniqlo уходить из России не хотел. Очень не хотел. Руководство компании об этом неоднократно заявляло и билось за российский рынок с самурайской стойкостью. Однако антироссийской истерией рулят США, а Япония слишком от них зависима. Так что компания все же приостановила деятельность в РФ.
Но товары Uniqlo продолжают продаваться на разных интернет-площадках. Первоначально было озвучено, что таким образом распродают остатки с российских складов. Прошёл уже почти год, но товаров волшебным образом становится всё больше и больше. Приобрести, как и раньше, можно всё: от трусов до зимнего пальто. В том числе — и из новых коллекций.
Но что мы всё о шмотках, да о шмотках… Давайте о высоких технологиях поговорим.
Вот американская компания Microsoft покинула нас весной прошлого года. А по осени её ПО снова появилось в России. Причём совершенно официально. В онлайн-магазинах можно приобрести лицензию на пользование пакетом Microsoft Office 2021 и операционную систему Windows 10.
Помните, сколько шума была из-за того, что нас покинула Shell? Сеть её автозаправочных станций выкупил «Лукойл». Эти АЗС работают в России под финским брендом Teboil. Кроме них «Лукойлу» достался завод по производству смазочных материалов в Тверской области. Тоже неплохая сделка!
Вездесущая Coca-Cola переименовала российское подразделение в Multon Partners. «Та самая Coca-Cola теперь называется «Добрый кола». И ей приходится конкурировать с аналогичной продукцией российских производителей, которые после ухода американцев на радостях стали выпускать газировку по сходной рецептуре. Так что теперь этих кол у нас хоть пруд пруди. Fanta превратилась в «Добрый Orange». А Schweppes — в «Rich тоник». Впору справочник соответствий выпускать!
Мудрее всех поступила французская косметическая фирма L’Occitane. Она также приостановила свою деятельность в России. Но очень быстро её магазины открылись снова. С русифицированным названием «Л'Окситан». Прижимистым французам не пришлось даже на раскрутку нового названия денег тратить, потому как большинство покупателей попросту не заметили разницы.
Перечислять «возвращенцев» можно долго. Российский рынок слишком привлекателен, чтобы с него уходить, объясняет байер Елена Терехова. Она занимается закупками брендовой одежды уже почти четверть века.
— Россия — страна уникальная, в то время, как на юге ещё на пляжах лежат, на севере могут быть уже сугробы. Поэтому у нас спрос всегда и на всё. Плюс люди у нас в массе своей всё ещё не избалованы изобилием. У нас разбирают всё. Наверняка ведь те, кто ездит за границу, обращали внимание на то, что в брендовых магазинах ассортимент и цены отличаются от того, что представлено в России.
И, как правило, не в нашу пользу. Ну, и не секрет, что к нам под видом новых коллекций завозят залежавшийся товар. Вот в 2010-х в моду вошли джинсы с высокой посадкой. У нас они стали появляться в массовой продаже всего несколько лет назад, в то время в Европе и США уже вернулась мода на среднюю и низкую посадку. И вряд ли сейчас ритейлеры откажутся от подобной практики.
Впрочем, возвращение к привычному набору товаров, пусть даже под другими брендами — это всегда хорошо, считает социолог Мария Домарёва.
— Зона комфорта, связанная с насыщением рынка, у нас определялась наличием услуг, товаров и продуктов, возможностей и прочих договоренностей с властью.
Нарушение баланса рынка запускает множество негативных процессов. Потому что любое резкое изменение привычного образа жизни влечет за собой чувства тревоги, поиск виноватого, поиск выхода. Люди могут впадать в депрессию, становиться агрессивными. Тому было немало примеров и в других странах, и у нас.
Представители старшего поколения наверняка помнят, какое недовольство вызывал дефицит многих товаров в 80-е годы и в начале 90-х. Так что скорейшее возвращение к привычному образу жизни в экономической и других сферах важно для здоровья нации в целом.