Один из крупнейших мировых оптовых торговцев сельхозпродукцией прекращает брать зерно у России. А ведь американский Cargill входил в топ-10 экспортеров российского зерна, занимая там почетное седьмое место.
На нашем экспорте в целом это не отразится, поспешили заверить в Минсельхозе. Речь о том, как вывоз зерна из России будет осуществляться в следующем сельскохозяйственном году, в сезоне 2023/2024, который начнется лишь с 1 июля 2023-го и продлится до 30 июня 2024-го.
О своих планах американцы уведомили Минсельхоз. Точнее, российская «дочка» американской компании ООО «Каргилл» доложила, что не планирует экспорт зерна из России «в соответствии с состоявшимся ранее обсуждением … и рекомендациями министерства».
Но намеченные на сезон 2022/2023 отгрузки будут выполнены «в полном объеме в соответствии с существующей квотой». А это 2,2 млн тонн зерна, или почти 4% всего объема российского экспорта.
Квоты между компаниями-экспортерами распределяются «по историческому принципу», то есть чем больше компания вывезла в прошлом, тем весомее квота в будущем, и наоборот. Так что «Гудбай, Америка!» насовсем и с большими для нее издержками. Грядет распродажа портфеля активов, связанных с экспортом зерна, сообщает РБК со ссылкой на документ, имеющийся в его распоряжении.
Экономист Василий Колташов напоминает, что сейчас цены на зерно и продовольствие пошли вниз:
— Это результат того, что Соединенные Штаты повышают ставку Федеральной резервной системы (ФРС). Поэтому нам, например, выгодно, чтобы никакое продовольствие никуда из той же Украины не выходило. США по сути высвобождают из бутылки «джина» экономического кризиса. Он прежде вырывался лишь временно с 2008 года. Речь идет о падении уровня жизни на Западе, банковском кризисе, снижении деловой активности и банкротстве компаний далеко за пределами финансового сектора.
Происходит давление на фондовый рынок, оно передается на нефть и зерно. И цены на мировом рынке снижаются. Поэтому сейчас для России очень важно осознать, что нам несомненно будут мешать экспортировать продовольствие и зерно. В принципе, цены, которые мы будем иметь в 2023 году, окажутся существенно ниже, чем прежние. Если не радикально хуже.
Так что встает вопрос о сельскохозяйственной стороне внешнеполитической стратегии. Я думаю, что зерновая сделка по Украине будет отменена. Наши действия в отношении транспортной системы Украины и Одесского порта станут более жесткими. И вообще будет происходить наращивание жесткости в отношении и наших конкурентов, и собственного экспорта. Ведь Запад будет и далее создавать нам проблемы на рынке продовольствия.
«СП»: Получится у него или зря старается, «догоним и перегоним»?
— Главная задача перед нами уже поставлена — снижение цен на продовольствие. Поэтому возникает вопрос внутреннего потребления зерна.
«СП»: Все дружно перейдем на булочки? Но ведь мучное портит фигуру!
— Речь идет о наращивании производства крупного рогатого скота. В том числе следует налаживать не стойловое содержание, а свободный выпас. В чистом виде он конечно не дает скотине быстро набрать вес, но с основательной зерновой подкормкой это получится сделать. То есть нужно использовать классическую схему откорма: животное содержится на воздухе и при этом, благодаря нашему дешевому фуражному зерну, нам удастся увеличить поставки мяса крупного и мелкого рогатого скота на экспорт. Они могут быть направлены в страны Юго-Восточной Азии.
Но самого зерна следует вывозить меньше. Нам нужно, во-первых, подумать о том, как помешать бандеровскому государству комфортно чувствовать себя, как минимум, на рынке Евросоюза, а во-вторых выгодным для нашей страны образом сократить вывоз, прежде всего, кормового зерна. Так мы создадим неприятную ситуацию для конкурентов. Прежде всего для животноводов в ЕС, а может быть, и в США.
Но параллельно нам следует быстро наращивать поголовье скота и создавать механизмы вывоза из нашей страны не зерна, но так сказать результата его переработки, я имею в виду мясо и молочные продукты.
«СП»: Можно и курятину присовокупить? Вспоминаются в этой связи «ножки Буша», завалившие пустые прилавки нашей страны в 90-е годы. Может быть, когда-нибудь, где-нибудь в Азии и Африке нашу сельхозпродукцию назовут «ножками Путина»?
— Я надеюсь, это будут гигантские бычьи окорока. Пусть называют, но такого результата еще нужно добиться. Судя по статистике вывоза продуктов питания, этого пока нет. Крупный рогатый скот у нас не производится в достаточном количестве, и, соответственно, не экспортируется. И, наконец, с нашими запасами кормового зерна лучше нацеливаться на производство не птицы, а более интересного, здорового и полезного продукта — говядины.
«СП»: На пути к этому светлому будущему встают разные трудности, например, перевозки. В конечной стоимости зерна треть составляет логистика. Уже традиционны высокие ставки фрахта за перевозку грузов морем, но растут и внутренние цены: на автотранспорте наполовину, по железной дороге в два раза. Власти готовят предложения по стабилизации ситуации. Опять внутренние противоречия?
— Проблема внутренних перевозок в том, что раньше наши основные потоки шли с востока на запад, в Европу, и значительная их часть — по трубопроводам. Теперь эти же товары перемещаются с запада на восток, и железной дорогой, в цистернах. Естественно увеличена загруженность железной дороги, происходит изъятие вагонов из резерва по максимуму и формирование длинных составов. «Транссиб» и БАМ крайне загружены. Встает вопрос развития транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Нужны огромные вложения и дополнение имеющихся железнодорожных линий новыми, следует развивать сеть наших дорог. Это во многом является условием и стимулом для нашей обрабатывающей промышленности…
А еще из-за внешнеэкономических санкций дорожают кредиты, необходимые аграриям, растут цены на средства защиты растений, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и топливо. Надо поддерживать и обновлять парк сельхозтехники, что тоже зависит от импортных поставок, ведь тракторы с комбайнами на полях в основном «иномарки», как и авто на дорогах.
И тут бац: потребовалась полная перенастройка логистических цепочек. И экспортная пошлина давит. Хотя в Минсельхозе не видят оснований для отмены экспортной пошлины на зерно. Американцам легче, они встали и ушли, а нашим что делать?
В общем снизились цены на зерновые не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, и, как обычно, не хватает складов для хранения огромного урожая. Логистика и сложности с реализацией продукции стали главными факторами, беспокоящими наших аграриев на фоне запасов прошлого года.
Цены на зерно снижаются из-за комплекса причин. В прошлом году тонна пшеницы четвертого класса стоила 16 тыс. рублей. Сейчас ее стоимость на юге России — около 11 тысяч, а в отдаленных регионах цены у сельхозпроизводителей упали ниже себестоимости — до 9 тыс. руб. за тонну. Фуражная пшеница стоит вообще 7 тыс. руб. А поскольку транспортные услуги составляют около трети в себестоимости зерна, то в далекой Сибири жалуются, что продажа уже идет себе в убыток.
Так уж исторически сложилось со времен похода Петра Великого на Азов, что экспорт российского АПК осуществляется главным образом через порты на юге России. Больше 90 процентов от нашего общего объема перевалки зерновых грузов идет через Новороссийск и другие порты этого бассейна. А до них из той же Сибири еще довезти надо.
Встает вопрос роста цен на транспортные услуги и его влияния на рентабельность производства у аграриев. Дальнейший рост себестоимости прогнозировался уже давно, а это — снижение рентабельности. И вопрос нашей продовольственной безопасности. Минтранс, Минсельхоз и ФАС конечно намеренны подготовить механизм регулирования цен на транспортные услуги при перевозке сельхозгрузов. Посмотрим, что у них получится.