Raiffeisen Bank International (RBI) может лишиться более половины своих доходов, после чего судьба данной структуры повиснет на волоске. Однако проблема вовсе не в самом банке, там, напротив, дела обстоят неплохо. Вся беда в российской «дочке» этой австрийской кредитной организации, янки и их «шестёрки» из руководства ЕС усилили давление на финансистов дабы те её ликвидировали. Таким образом США собирается решить сразу две задачи — и нагадить русским, и ещё раз подтолкнуть уже шатающуюся банковскую систему Старого Света.
«Группа RBI продолжит изучение возможных сделок, которые могут привести к продаже или выделению „Райффайзенбанк Россия“ или деконсолидации его из группы RBI. Всё будет в полном соответствии с местными и международными законами и нормами. Банк продолжит сокращать деятельность в России, пока рассматривается этот вариант. Но мы оставим там часть бизнеса, чтобы сохранить свою банковскую лицензию», — заявил гендиректор RBI Йоханн Штробль.
В официальном сообщении самой группы вдобавок прозвучали слова про то, что «рыночные условия для бизнеса в России очень сложны». Но это так, политкорректная оговорка. А вот тут уже серьёзней: «международные законы и правила, регулирующие продажу бизнеса в России, подвержены постоянным изменениям» и «чистым эффектом снижения деловой активности в России станет снижение доходов».
В 2022 году RBI заработала 3,8 млрд. евро чистого дохода — неплохо. Причём 2 млрд. евро пришлись на «Райффайзенбанк Россия». То есть подразделение в нашей стране для австрияков та самая курица, которая несёт золотые яйца. А от таковых избавляются лишь законченные идиоты.
В группе RBI таковые отсутствуют, но европейцев как-то никто не спрашивает. Американцы давят, и ЕЦБ тоже. Недавно министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг попытался заступиться за своих соотечественников, но это, судя по всему, лишь разозлило янкесов и их брюссельских ручных шавок. В общем, как в известной поговорке — «Нравится, не нравится — терпи, моя красавица». Банкирам предлагается расслабиться и получать удовольствие от изнасилования.
«Очевидно, что на акционеров оказывается определенное давление, но тут вопрос в том, смогут ли они ему противостоять. Законных способов заставить продать „Райффайзенбанк Россия“ у европейских регуляторов нет. То есть это чисто информационное давление — постоянная работа над тем, чтобы заставить это сделать. Но в реальности принудительного механизма нет. Затянуться всё это может надолго, потому что очевидно, что продаваться и выходить на сделку быстро означает терять в деньгах. Интерес в том, чтобы по максимуму это отсрочить», — рассуждает генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.
Да, австрийцы будут тянуть резину до последнего, сколько смогут. Так как в России у них всё хорошо, они получают отличные прибыли. Что же касается законных методов давления, то штатники этим никогда не заморачивались. Не получается законно — будем действовать незаконно. «Если джентльмены проигрывают, они просто меняют правила игры» — придумано это отнюдь не вчера.
Судя по всему, где-то до середины лета сего года российское подразделение RBI закроется. Это — «позитивный сценарий», если австриякам не будут сильно бить палкой по голове. Однако его вероятность значительно меньше 50%, так как нагадить России задача, в общем-то, вторичная. Посему более вероятен «негативный сценарий», когда владельцам банка сделают предложение, от которого невозможно отказаться. И те будут вынуждены спешно сворачивать бизнес в нашей стране. С огромными убытками.
RBI — отнюдь не гигант даже по европейским меркам, не говоря уже о мировых. На конец 2022 года его активы составляли чуть более 220 млрд евро. Для сравнения: активы BNP Paribas — 2,7 трлн. евро, у Deutsche Bank — 1,334 трлн. евро, у Societe Generale SA — 1,6 трлн. евро, у группы UniCredit SpA — на уровне 920 млрд. евро, у Commerzbank AG — где-то 590 млрд. евро, у Banco de Sabadell SA и то больше — около 270 млрд. евро.
Тем не менее, всё равно деньги огромные. И выпадение из банковского бизнеса даже такого игрока может привести к непредсказуемым последствиям. Точнее, к вполне себе предсказуемым. К кризису доверия, неплатежам и общему коллапсу как банковской системы ЕС, так и всей еврозоны. Что заокеанским банкирам-космополитам, собственно, и требуется.
На затыкание «дырки» в балансе Credit Suisse властям Швейцарии пришлось потратить более 100 млрд. евро, причём своих денег, никто не помогал. В маленькой горной стране на банковском бизнесе, по сути, держится вся экономика, и допустить его крах никак нельзя. То есть американцы им, конечно, друзья, но деньги важней. Попытки свалить Deutsche Bank пока не увенчались успехом, уж больно здоровая структура. Но американцы не сидят сложа руки, ищут другие варианты дать пинка своим европейским друзьям.
Внезапно начались обыскив BNP Paribas и Societe Generale — типа там не платили налоги, поэтому получите «маски-шоу». Как несложно догадаться, рейтинги банков это не улучшит. Но этих финансовых монстров так просто не взять, поэтому ищется более лёгкая мишень.
Свалить RBI не так уж и сложно, хотя бизнес у них идёт очень даже неплохо. Если вычесть российское подразделение, вся остальная группа тоже продемонстрировала достойный результат. На 220 млрд. евро активов они заработали чистыми 1,8 млрд. евро, то есть доходность по этому параметру (рентабельность) чуть меньше 1%. BNP Paribas в 2022-м заработал всего 10,2 млрд. евро, хотя активов у него в десять с лишним раз больше. У Deutsche Bank чуть получше, но примерно на том же уровне — 5,66 млрд. евро. UniCredit SpA заработал 6,47 млрд. евро — итальянцы старались. Однако всё равно у RBI рентабельность (без учёта РФ) выше.
Почему? Это пусть разбирают эксперты банковского рынка. Тем не менее, запас прочности у вышеозначенных крупных финансовых структур совсем иной. А у RBI на балансе тоже хватает всякого барахла в виде ценных бумажек. Жёсткий запрет на бизнес в России плюс биржевой кризис — трупик готов.
Хватит ли у властей Австрии денег, чтобы заткнуть «дырку» и не спровоцировать кризис неплатежей в банковской системе? Не факт, особенно если при этом янкесы проведут отвлекающую атаку ещё на кого-то. На тот же Deutsche Bank, к примеру. Он-то устоит, а вот RBI — не факт.
Система тяжело больна, вся, тотально. Кого и когда свалят в первую очередь, по сути, уже не особо важно.
«В 2008 году отдельные банки имели лишь от 1% до 2% собственного капитала в активах. Сравните: если вы, как частное лицо, хотите получить кредит на покупку недвижимости, то банк потребует от вас, как правило, от 20% до 30% собственного капитала. Сейчас же крупные банки имеют лишь 4−5%. Этого недостаточно. Мы требуем как минимум 10% собственного капитала, чтобы в итоге налогоплательщику вновь не пришлось расплачиваться за чужие ошибки», — говорит бывший депутат Бундестага Герхард Шик.
RBI просто удобная мишень. Работает в России, да ещё и получает от этого солидную прибыль. На Украине группа объявлена пособником агрессора. Ату его! Собственно, когда Йоханн Штробль выступал с заявлениями о своих намерениях на него пытались активно наезжать — ему хамили, перебивали. Что там, у «общечеловеков», в общем-то, как бы и не принято. В хорошем обществе так себя не ведут. Не вели. Теперь всё поменялось.