В ФРГ закрываются три последних атомных электростанции — Emsland, Isar-2 и Neckarwestheim-2. Остаются только генерации, использующие ископаемые углеводороды, а также так называемые «возобновляемые источники энергии». Впрочем, последние — не более чем дань моде на экологию, толку от них, если брать в целом, а не отдельные страны мизер. Следующим шагом логично было бы запретить немцам автомобили и пересадить всех на лошадок. И, действительно, всё к тому идёт, кроме шуток.
«Отказ от атомной энергетики делает нашу страну более безопасной, риски, связанные с ядерной энергетикой, в конечном итоге становятся неуправляемыми. Подача энергии будет по-прежнему гарантирована — даже без атомных электростанций. Впереди нас ждут десятилетия демонтажа. Из 33 атомных электростанций, которые когда-то были введены в эксплуатацию, только три были полностью демонтированы (то есть, до основания разобраны — ред.), — заявила министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности ФРГ Штеффи Лемке.
И само происходящее, и приведённая выше фраза — лучшее свидетельство того, что Германия находится под внешним управлением. Причём железная хватка заокеанских оккупантов сжимается на горле немцев всё сильней. По сути, сегодняшнее событие поставило крест на всех программах развития местной экономики. И серьёзно её ослабило перед лицом конкурентов из США.
По состоянию на вторую половину 90-х годов ХХ века тогда уже объединённая Германия вырабатывала более трети электроэнергии на АЭС. Углеводородная генерация давала около 320 Тераватт-час, тогда как ядерная — 160 Тераватт-час. Причём были резервы в виде построенных Советским Союзом, но не введённых в эксплуатацию станций. Очень быстро долю АЭС можно было довести до 50% и выше.
Однако 14 июня 2000 года внезапно был провозглашён так называемый «Атомный консенсус», предусматривающий запрет на строительство новых АЭС и ограничение по времени использования имеющихся. Про Чернобыльскую катастрофу тогда все уже подзабыли, а кто надо знал и истинную причину того, что тогда там случилось. До аварии — тоже, судя по всему, рукотворной, — на станции «Фукусима» было ещё 11 лет. То есть всё было тихо-мирно.
Проблема была в том, что немцы имели все возможности вырваться из топливной кабалы и стать полностью независимыми в энергетическом плане. Атомные электростанции ФРГ плюс многочисленные АЭС в бывшей ГДР давали такую возможность. А дешёвая и обильная электроэнергия — это снижение себестоимости производства, это новые технологии, как в промышленности, так и в транспорте и иных отраслях. То есть рост конкурентоспособности немецкой продукции.
Посему местным политикам-марионеткам и отвесили мощный пинок, после чего они засуетились и приняли этот самый «консенсус». Зависимость властей ФРГ от США известна, достаточно вспомнить такой позорный документ, как «Kanzlerakte». В интернете есть его полный текст — и в оригинале, и в переводе — можно ознакомиться и впечатлиться. Сами немцы тоже в курсе, но пока ничего с этим поделать не могут. Любые подозрения на протесты гасятся в зародыше, арестовывают всех, кого подозревают в нелояльности. Как это случилось в начале декабря 2022-го.
Год с небольшим назад с подачи Франции в Евросоюзе попытались запустить программу «ядерного ренессанса», но начавшаяся СВО поставила крест на всех этих планах. Хотя, казалось бы, конфликт с РФ должен был актуализировать данные начинания. Но всё случилось иначе, так как стартовали поставки СПГ из Штатов, на которых янки хорошо зарабатывали. Да и в целом конкурентоспособность экономики ЕС, особенно Германии, стала быстро снижаться. На радость их заокеанским «друзьям».
Сейчас немцев снова пинают, больно. Энергетику добили, на очереди автопром. Которому приказано сворачиваться — с 2035-го в ФРГ собирались запретить регистрацию транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. Типа можно только электромобили. Где для них брать электричество не объяснили. Германцы сперва не соглашались, но их таки додавили.
«Переход Германии на экологичное топливо должен быть завершен к осени 2024 года. Мы достигли соглашения о будущем использовании е-топлива в автомобилях. Благодаря этому соглашению Германия сможет и после 2035 года регистрировать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, заправляемые е-топливом», — заявил министр транспорта ФРГ Фолькер Виссинг.
Это самое «е-топливо» — некое климатически-нейтральное искусственное топливо, производимое при помощи «зеленой» электроэнергии. С электроэнергией в Германии проблема, с «зелёной» — тем более. Это не жаркий юг, где можно поставить множество солнечных батарей, хотя и они не спасут. То есть немцам придётся пересаживаться на велосипеды и прочие самокаты, а также, в перспективе, на лошадки. Тогда как янки будут рассекать на своих любимых огромных бензиновых авто.
Но и это ещё не всё. Внутренний авторынок для Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Opel будет потерян. А на американский их уже не пускают, штатники приняли «Закон о снижении инфляции» (Inflation Reduction Act, IRA), по которому покупатель электромобиля, сделанного в США, получает налоговые вычеты до $7,5 тысячи. Европейцы в полном пролёте, и несчётные миллиарды вложений в эти разработки можно списывать в убытки. Так как основной рынок сбыта их продукции теперь закрыт.
Делать машины с нормальными ДВС для всего мира и с «экологичными», работающими на каком-то «е-топливе», для ЕС, тоже не получится. Слишком затратно. Иными словами, куда не кинь — всюду клин.
Злорадствовать в стиле «у соседа корова сдохла — пустячок, а приятно» тут не стоит. Если в Германии что-то не изменится, то вскоре Европа как технологически развитая территория перестанет существовать. Будут некие территории, населённые офисными работниками нетрадиционной сексуальной ориентации, и не более того. А мы потеряем возможность покупать столь нужное нашей промышленности оборудование.
Понимают ли опасность этого немцы? Естественно, они же не дураки.
«Давайте не будем обманывать себя: опасность деиндустриализации в Германии реальна. Цепочки поставок местами нарушены, у нас нехватка квалифицированных работников и высокие цены на энергоносители. Вот почему некоторые компании принимают инвестиционные решения против Германии. От немецкой промышленности поступают сигналы о том, что она готова переместиться в США», — ещё в ноябре 2022-го говорил лидер входящей в правящую коалицию Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Ларс Клингбайль.
Правда, вскоре политик заткнулся и больше не вякал — видать, аресты упомянутых выше «заговорщиков» сильно его испугали. Вот только недовольство в Германии только усиливается. И во что всё это выльется непонятно.
У нас, в России, всё, к сожалению, ненамного лучше. АЭС пока не закрывают и не разрушают, но и новых как-то нет. В ближайшие годы мощности ядерной генерации будут падать, если на начало 2022 года «мирный атом» обеспечивал 20% потребностей РФ в энергии, то к 2024-му упадёт до 17−18%. И не только в процентном соотношении, в абсолютных величинах тоже! Так как будут выводиться из эксплуатации построенные ещё в СССР энергоблоки. А новых пока не намечено…
«По всей стране рост тарифов ЖКХ намного превысил объявленные 9%. Так, в Карелии электроэнергия тариф „День“ вырос на 24,6%, „Ночь“ — на 32,18%. И я вам скажу, что собственно тариф там, если проверять, вырос не более чем на означенные 9%. Просто добавили всякие поборы», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Нашей стране нужно много дешёвой электроэнергии для того, чтобы себестоимость продукции была низкой. И чтобы граждане меньше платили. Собственно, в КНР идут как раз по этому пути, там реализуется госпрограмма «АЭС в каждом райцентре». А наш «Росатом» занимается чем угодно кроме строительства электростанций в РФ. Что вызывает массу вопросов. Очень похоже на то, что творится в Германии. Не иначе как у нас одни и те же внешние враги. И те же самые внутренние — предатели.