Венгрия и Сербия планируют построить трубопровод для поставок российской нефти, сообщил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто. По его словам, страны могут подписать в июне соглашение о строительстве нефтепровода, по которому российская нефть из трубопровода «Дружба» будет транзитом поступать по венгерской территории сербским потребителям.
«Переговоры между компаниями MOL и Transnafta по этому проекту продолжаются. Договор об этом может быть подписан на сербско-венгерском саммите, запланированном на июнь», — сказал он.
Протяженность нефтепровода от Альдьо до Нови-Сада составит 128 километров, а стоимость его сооружения сравнительно невелика — около 100 млн евро. На создание потребуется до двух лет. Строительство нового трубопровода сделает возможными поставки российских энергоресурсов в обход маршрута, заблокированного хорватами.
Несмотря на то, что Будапешт объявил о своих планах, их реализация в нынешних условиях выглядит сомнительно. Любой проект, который так или иначе затрагивает сотрудничество с Россией, будет воспринят на Западе в штыки. И хотя президент Венгрии Виктор Орбан 20 апреля попытался сгладить последствия, заявив, что Россия им «не друг, но партнер», вряд ли это будет принято без нареканий.
Сейчас поставки российской нефти по трубопроводу «Дружба» не подпадают под санкции Евросоюза, так как Венгрия, не имеющая выхода к морю, смогла договориться об этом исключении. Но как долго продлится такая ситуация сказать сложно. Уже сейчас во время обсуждения 11-го пакета санкций, как утверждает ряд СМИ, Польша активно призывает запретить любые поставки по «Дружбе».
И даже если официального запрета не последует, судьба нефтепровода буквально висит на волоске. Идущая в Венгрию линия проходит по территории Украины, и вряд ли кто-то может гарантировать ее безопасность. Если уж «Северные потоки» на дне Балтийского моря стали объектом диверсии, то сделать нечто подобное с «Дружбой» можно гораздо проще. Не исключено, что к июню европейское руководство просто убедит Будапешт и Белград отказаться от планов по строительству. В противном случае существование нефтепровода постоянно будет под угрозой.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что физическое уничтожение «Дружбы» маловероятно, но для проекта есть другие угрозы.
— Пока что Евросоюз не принимал санкции, запрещающие поставки нефти по «Дружбе». Напомню, что Венгрия, чтобы сохранить возможность покупки этой нефти, больше месяца блокировала принятие шестого пакета санкций, куда впервые попала энергетика. Его начали обсуждать в апреле, а приняли только в начале июня. Чуть ли не каждый день Венгрия блокировала этот пакет, так как в ЕС вопрос санкций принимается только единогласно, и если хотя бы одна страна против, они не будут приняты или продлены. В итоге пока Венгрии не гарантировали, что в санкциях не будет запрета на поставки трубопроводной нефти, а только запрет на поставки морским транспортом, пакет принят не был.
Что касается Сербии, она раньше получала российскую нефть морским транспортом. Танкеры приходили в порты Хорватии, там отгружались, а дальше шли по двум нефтепроводам: одна нитка в Венгрию, а вторая — на сербский НПЗ. После того, как с 5 декабря запретили поставлять российскую нефть морским транспортом в ЕС, Сербия стала получать это сырье по нефтепроводу «Дружба».
Сначала эта нефть идет из России в Белоруссию, дальше по южной ветке транзитом через Украину приходит в Венгрию, оттуда идет в Хорватию, там разворачивается и идет в Сербию. Это очень длинный маршрут доставки нашей нефти в Сербию. Чтобы запитать сербские НПЗ через Венгрию напрямую нужно построить буквально 100 км нефтепроводов, это совсем немного. Построить его можно быстро, трудность только в том, что на его пути есть населенные пункты, поэтому согласование маршрута может идти дольше, чем само строительство.
«СП»: Но насколько целесообразно начинать это строительство в нынешних условиях, не будут ли это деньги на ветер?
— Думаю, и Венгрия, и Сербия делают ставку на то, что венгры и дальше будут отстаивать свое право покупать российскую нефть и блокировать любые попытки ввести эмбарго на закупки по трубопроводам. Скорее, риски не в том, что Евросоюз полностью откажется от поставок нефти из России, а в позиции Украины. Она может заблокировать этот транзит по каким-то причинам.
Будет ли она это делать — вопрос спорный. До сих пор поставки шли, тем более что Киев получает за них деньги, да и не захочет дополнительно ссориться с европейцами. По «Дружбе» нефть получают Венгрия, Чехия, Словакия и Сербия, которая не входит в ЕС. Почему этот статус-кво вдруг должен измениться? Конечно, риски есть, но это именно риски, а не мейнстрим-прогноз развития ситуации. Поэтому венгры и сербы сейчас просто исходят из того, что есть. По прямому нефтепроводу буде гораздо безопасней и дешевле поставлять нефть из Венгрии в Сербию, поэтому они и собираются его построить.
«СП»: Какие именно риски есть со стороны Украины? Это риски физического уничтожения трубы, как в случае с «Северными потоками»?
— До сих пор на «Дружбе» был только один момент остановки прокачки, когда наносились удары по объектам электроэнергетики Украины и в Киеве сказали, что из-за отключения электричества не удалось запитать насосы. Тогда европейцы высказали им претензии, потому что Украина стала требовать больше денег на закупку дизель-генераторов. Но дело в том, что раньше им уже поставили промышленные генераторы как раз на случай отключения электроэнергии, и они должны были поддерживать работу всех насосов. Куда они делись и почему их не поставили — неизвестно. Тогда эту историю замяли, и с тех пор больше остановок не было.
Мне кажется, основная угроза — не в физическом уничтожении трубы, а в том, что Украина, если США на них надавят или по еще каким-то причинам, заблокирует этот нефтепровод, требуя запредельно поднять тариф на прокачку. В этом случае и для Венгрии, и для Сербии использовать трубопровод станет бессмысленно, потому что поставки по нему будут экономически невыгодными. То есть из-за цен на транзит нефть станет слишком дорогой.
Но сделать это Украине будет не так просто, особенно сейчас. Раньше за транзит через Украину платила «Транснефть», а сейчас венгры сами будут нести эти расходы. Поэтому украинцам придется объяснять это повышение цен не России, а европейцам. Сделать это будет намного сложнее, потому что одно дело сказать России, что «вы вообще должны платить и каяться, и не спрашивать почему», и совсем другое — попытаться провернуть то же самое с европейцами.
Перенос системы оплаты транзита — это нормализация ситуации, потому что во всем мире за транзит платит именно покупатель, а не поставщик, просто у нас такая пагубная традиция оставалась еще с советских времен. Тем не менее, наиболее вероятным для «Дружбы» остается именно экономический риск — что Украина попытается сделать нерентабельными поставки по нефтепроводу, но не факт, что у нее это получится.