Сегодня Россия оказалась точно в такой же ситуации, как и сто лет назад — в стране нет отечественных тракторов. Пахать не на чем, пока спасают братья-белорусы, но в случае прекращения поставок с МТЗ нам грозит полный коллапс сельского хозяйства. Необходимо срочно восстанавливать разрушенные заводы и запускать в серию проверенные советские машины, которые и сегодня ничуть не утратили актуальности.
«Белорусская сторона выразила заинтересованность в создании в нашем регионе сборочного производства тракторов малой мощности и коммунальной техники», — вещают из правительства Владимирской области. Особый цинизм ситуации в том, что ещё недавно в областном центре был полноценный тракторный завод, который местные власти планомерно, целенаправленно уничтожали. Владимирский тракторный завод (ВТЗ) полностью разрушен, цеха в руинах, персонал давно уволен, по сути, предприятие нужно создавать заново. Территория как после бомбёжки фашистской авиации, между тем тут просто постарались российские чиновники — враги народа.
Завод выпускал, прежде всего, всем известные Т-25А — простую и надёжную компактную машину, пригодную как для больших хозяйств, так и для личного пользования. Простой двухцилиндровый дизельный мотор, длина всего три метра, задний вал отбора мощности — что ещё надо? Привод только на задние колёса, но к производству готовили и модификацию 4×4. Не успели — завод уничтожили. О том, как всё было, даже сняли фильм под названием «Кто убил Владимирца?» После его просмотра очень хочется воспроизвести события 1917 года, причём в гораздо более жёстком формате.
Проблема не только в отдельно взятом Т-25А. Предприятие делало дизельные двигатели и для других заводов, причём их устанавливали и на трактора, и на иную нужную в стране технику. Которая сейчас в простое, ведь купить тот же Д-144 невозможно. Больше не производится.
Смежником ВТЗ был Липецкий тракторный завод, где выпускали знаменитые Т-40, а с 1993-го — ЛТЗ-60А, с владимирским мотором. Делали его аж до 2004 года, но как только страна стала «вставать с колен» предприятие внезапно обанкротилось и закрылось. Кстати, ВТЗ трепыхался дольше, но прессовать завод, выживший в «лихие 90-е», начали именно в 2000-е!
Собственно, так было везде. Фашисты не смогли захватить и даже не осилили разрушить Сталинградский (с 1961-го — Волгоградский) тракторный завод, а скрепоносцы сумели. Легендарного предприятия, выпускавшего ДТ-75 и не только, больше нет.
Онежский тракторный завод и Алтайский тракторный завод уничтожили тоже в начале 2000-х. Были и попытки обанкротить Кировский тракторный — там отбились, предприятие худо-бедно функционирует. «Ростсельмаш» тоже работает, но завод сильно ужался, это, по сути, малая часть прежнего гиганта. Но на плаву, и это уже плюс.
Хуже всего то, что Питер и Ростов производят лишь дорогую и тяжёлую сельхозтехнику, тракторов меньшего класса в РФ не делают. Вообще! Вся надежда на Минск и его заводы-спутники в Белоруссии. Там все предприятия сохранили, они развиваются и активно экспортируют свою продукцию. Прежде всего, в нашу страну. Но не только.
А в РФ прекращено даже производство мотоблоков, хотя оно никому не мешало. Ещё в 1996 году — типа в «смутное время»! — Уфимское мотостроительное производственное объединение (УМПО) сконструировало мотоблок «Агрос». С блокировкой межколёсного дифференциала, валом отбора мощности и кучей всевозможного навесного оборудования. Незаменимая штука не только на дачном участке, но и в фермерском хозяйстве. А с адаптером — самый настоящий мини-трактор.
В 1998-м изделие пошло в производство и тут же стало мегапопулярным. Но недолго музыка играла… В стране началось «вставание с колен» и мотоблок приказали снять с производства. УМПО структура как бы казённая, входит в Ростех, больше ничего можно и не объяснять. Всё для народа, всё для развития России! Поэтому приходится покупать аналогичные белорусские МТЗ-08Н, причём модельный ряд мотоблоков у соседей расширяется.
«В Штатах — 26 тракторов на тысячу гектаров, в Канаде — 16, в ЕС вообще 85, даже в Белоруссии — 9,3. А у нас — всего 3,6. Аналогичная ситуация и по зерноуборочным комбайнам. Почему мы теряем 20 млн тонн зерна? Именно поэтому — нет техники, не можем вовремя все убрать и вывезти. Вместо положенных 7−8 дней уборочная затягивается на месяц-полтора, хлеб уходит под снег. В РСФСР работали 1,365 млн тракторов, сейчас осталось 420 тысяч. Более того, есть прямая зависимость между урожайностью и энерговооруженностью. Так, в США собирают 72,4 центнера с гектара, в ЕС — 51 ц/га, у нас — 23 ц/га», — ещё в 2016-м сетовал патриарх советского сельскохозяйственного машиностроения Александр Ежевский.
Нынче тракторов стало ещё меньше, аж в два раза — их до 200 тысяч единиц, или 15% от показателя 1990 года. По сути, катастрофа, причём основной ужас впереди. Большая часть техники старая, советских времён, а запчастей на неё нет. Потому что заводы — разрушены. В принципе, советские трактора почти вечные, было бы чем их чинить, но вот тут проблема. Тех же владимирских моторов нет, да и остальных комплектующих тоже.
За 2022 год российские заводы произвели всего 6,2 тыс. тракторов, причём большая часть этой цифры — «отвёрточная» сборка. Китайские машины под различными скрепно-патриотичными названиями. Между тем старая техника продолжает выходить из строя, а импортные поставки в любой момент могут прекратиться. Отовсюду!
По уму нужно срочно восстанавливать хотя бы ВПЗ и ЛПЗ, ставить на конвейер Т-30А (полноприводная версия Т-25А) и ЛТЗ-60А, который изначально с двумя ведущими мостами. Во Владимире и в Липецке остались ещё люди, которые готовы работать на этих заводах, они со слезами на глазах вернутся на восстановленные предприятия. Вся документация на машины и на моторы имеется, технологии там довольно простые, доступные даже в нынешней деиндустриализированной России.
Однако ничего не делается, в сельскохозяйственное машиностроение не вкладывается ни копейки. О реиндустриализации чиновники вообще перестали упоминать, типа не было такого — не говорили. Восстанавливать заводы никто не собирается, вообще никакие. Что всё больше наводит людей на мысли о том, что со стороны чиновников всех рангов наблюдается самое настоящее предательство. Страну тупо сдают, разрушая её экономику.
«Нас убеждали в том, что глобализм — это великое благо, мировое разделение труда — это закон глобализма, и российская экономика должна стать сырьевой, отказаться от множества производств, ибо Запад в обмен на нефть и газ поставит в Россию новейшие машины, приборы, уникальные технологии, и Россия вздохнёт свободно, избавившись от ненужных работ. Но Запад в одночасье прекратил поставку в Россию технологий и оборудования, закрыл в России свои предприятия, взорвал российские газопроводы, отключил Россию от мировых рынков, и Россия оказалась на мели, вынуждена лихорадочно искать замену западным технологиям и изделиям. Нас обманули», — говорит писатель Александр Проханов.
Обман продолжается, те же персонажи, которые загоняли Россию в ВТО, разрушали тракторные и иные заводы, продолжают ту же самую политику. В связи с чем в обществе зреет «социальная напряжённость». Причём очень даже острая.
«Наша страна нуждается в национализации, так как сегодня вся она находится в частном управлении. Власть обслуживает интересы транснационального капитала, ещё немножко местного. Это не интересы нашего общества, не интересы страны. И только тогда, когда мы национализируем Россию, мы сможем развиваться, расти, повышать уровень жизни населения», — объясняет гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев.