Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Владимирцы» загнаны, пахать придется на лошадке

Тракторных заводов в России не осталось, вместо них открывают сборочные производства

13629
На фото: трактор "Т-25А" на Владимирском тракторном заводе
На фото: трактор «Т-25А» на Владимирском тракторном заводе (Фото: Геннадий Попов/ТАСС)

Сегодня Россия оказалась точно в такой же ситуации, как и сто лет назад — в стране нет отечественных тракторов. Пахать не на чем, пока спасают братья-белорусы, но в случае прекращения поставок с МТЗ нам грозит полный коллапс сельского хозяйства. Необходимо срочно восстанавливать разрушенные заводы и запускать в серию проверенные советские машины, которые и сегодня ничуть не утратили актуальности.

«Белорусская сторона выразила заинтересованность в создании в нашем регионе сборочного производства тракторов малой мощности и коммунальной техники», — вещают из правительства Владимирской области. Особый цинизм ситуации в том, что ещё недавно в областном центре был полноценный тракторный завод, который местные власти планомерно, целенаправленно уничтожали. Владимирский тракторный завод (ВТЗ) полностью разрушен, цеха в руинах, персонал давно уволен, по сути, предприятие нужно создавать заново. Территория как после бомбёжки фашистской авиации, между тем тут просто постарались российские чиновники — враги народа.

Завод выпускал, прежде всего, всем известные Т-25А — простую и надёжную компактную машину, пригодную как для больших хозяйств, так и для личного пользования. Простой двухцилиндровый дизельный мотор, длина всего три метра, задний вал отбора мощности — что ещё надо? Привод только на задние колёса, но к производству готовили и модификацию 4×4. Не успели — завод уничтожили. О том, как всё было, даже сняли фильм под названием «Кто убил Владимирца?» После его просмотра очень хочется воспроизвести события 1917 года, причём в гораздо более жёстком формате.

Читайте также
Большой лохотрон "финансовой аналитики" Большой лохотрон «финансовой аналитики» Граждан РФ обирают, потчуя лжеэкономическими советами

Проблема не только в отдельно взятом Т-25А. Предприятие делало дизельные двигатели и для других заводов, причём их устанавливали и на трактора, и на иную нужную в стране технику. Которая сейчас в простое, ведь купить тот же Д-144 невозможно. Больше не производится.

Смежником ВТЗ был Липецкий тракторный завод, где выпускали знаменитые Т-40, а с 1993-го — ЛТЗ-60А, с владимирским мотором. Делали его аж до 2004 года, но как только страна стала «вставать с колен» предприятие внезапно обанкротилось и закрылось. Кстати, ВТЗ трепыхался дольше, но прессовать завод, выживший в «лихие 90-е», начали именно в 2000-е!

Собственно, так было везде. Фашисты не смогли захватить и даже не осилили разрушить Сталинградский (с 1961-го — Волгоградский) тракторный завод, а скрепоносцы сумели. Легендарного предприятия, выпускавшего ДТ-75 и не только, больше нет.

Онежский тракторный завод и Алтайский тракторный завод уничтожили тоже в начале 2000-х. Были и попытки обанкротить Кировский тракторный — там отбились, предприятие худо-бедно функционирует. «Ростсельмаш» тоже работает, но завод сильно ужался, это, по сути, малая часть прежнего гиганта. Но на плаву, и это уже плюс.

Хуже всего то, что Питер и Ростов производят лишь дорогую и тяжёлую сельхозтехнику, тракторов меньшего класса в РФ не делают. Вообще! Вся надежда на Минск и его заводы-спутники в Белоруссии. Там все предприятия сохранили, они развиваются и активно экспортируют свою продукцию. Прежде всего, в нашу страну. Но не только.

А в РФ прекращено даже производство мотоблоков, хотя оно никому не мешало. Ещё в 1996 году — типа в «смутное время»! — Уфимское мотостроительное производственное объединение (УМПО) сконструировало мотоблок «Агрос». С блокировкой межколёсного дифференциала, валом отбора мощности и кучей всевозможного навесного оборудования. Незаменимая штука не только на дачном участке, но и в фермерском хозяйстве. А с адаптером — самый настоящий мини-трактор.

В 1998-м изделие пошло в производство и тут же стало мегапопулярным. Но недолго музыка играла… В стране началось «вставание с колен» и мотоблок приказали снять с производства. УМПО структура как бы казённая, входит в Ростех, больше ничего можно и не объяснять. Всё для народа, всё для развития России! Поэтому приходится покупать аналогичные белорусские МТЗ-08Н, причём модельный ряд мотоблоков у соседей расширяется.

«В Штатах — 26 тракторов на тысячу гектаров, в Канаде — 16, в ЕС вообще 85, даже в Белоруссии — 9,3. А у нас — всего 3,6. Аналогичная ситуация и по зерноуборочным комбайнам. Почему мы теряем 20 млн тонн зерна? Именно поэтому — нет техники, не можем вовремя все убрать и вывезти. Вместо положенных 7−8 дней уборочная затягивается на месяц-полтора, хлеб уходит под снег. В РСФСР работали 1,365 млн тракторов, сейчас осталось 420 тысяч. Более того, есть прямая зависимость между урожайностью и энерговооруженностью. Так, в США собирают 72,4 центнера с гектара, в ЕС — 51 ц/га, у нас — 23 ц/га», — ещё в 2016-м сетовал патриарх советского сельскохозяйственного машиностроения Александр Ежевский.

Нынче тракторов стало ещё меньше, аж в два раза — их до 200 тысяч единиц, или 15% от показателя 1990 года. По сути, катастрофа, причём основной ужас впереди. Большая часть техники старая, советских времён, а запчастей на неё нет. Потому что заводы — разрушены. В принципе, советские трактора почти вечные, было бы чем их чинить, но вот тут проблема. Тех же владимирских моторов нет, да и остальных комплектующих тоже.

За 2022 год российские заводы произвели всего 6,2 тыс. тракторов, причём большая часть этой цифры — «отвёрточная» сборка. Китайские машины под различными скрепно-патриотичными названиями. Между тем старая техника продолжает выходить из строя, а импортные поставки в любой момент могут прекратиться. Отовсюду!

По уму нужно срочно восстанавливать хотя бы ВПЗ и ЛПЗ, ставить на конвейер Т-30А (полноприводная версия Т-25А) и ЛТЗ-60А, который изначально с двумя ведущими мостами. Во Владимире и в Липецке остались ещё люди, которые готовы работать на этих заводах, они со слезами на глазах вернутся на восстановленные предприятия. Вся документация на машины и на моторы имеется, технологии там довольно простые, доступные даже в нынешней деиндустриализированной России.

Однако ничего не делается, в сельскохозяйственное машиностроение не вкладывается ни копейки. О реиндустриализации чиновники вообще перестали упоминать, типа не было такого — не говорили. Восстанавливать заводы никто не собирается, вообще никакие. Что всё больше наводит людей на мысли о том, что со стороны чиновников всех рангов наблюдается самое настоящее предательство. Страну тупо сдают, разрушая её экономику.

Читайте также
Готова ли Россия менять шпионов на санкции? Готова ли Россия менять шпионов на санкции? США готовы рассмотреть отмену некоторых санкций в обмен на возвращение своих агентов

«Нас убеждали в том, что глобализм — это великое благо, мировое разделение труда — это закон глобализма, и российская экономика должна стать сырьевой, отказаться от множества производств, ибо Запад в обмен на нефть и газ поставит в Россию новейшие машины, приборы, уникальные технологии, и Россия вздохнёт свободно, избавившись от ненужных работ. Но Запад в одночасье прекратил поставку в Россию технологий и оборудования, закрыл в России свои предприятия, взорвал российские газопроводы, отключил Россию от мировых рынков, и Россия оказалась на мели, вынуждена лихорадочно искать замену западным технологиям и изделиям. Нас обманули», — говорит писатель Александр Проханов.

Обман продолжается, те же персонажи, которые загоняли Россию в ВТО, разрушали тракторные и иные заводы, продолжают ту же самую политику. В связи с чем в обществе зреет «социальная напряжённость». Причём очень даже острая.

«Наша страна нуждается в национализации, так как сегодня вся она находится в частном управлении. Власть обслуживает интересы транснационального капитала, ещё немножко местного. Это не интересы нашего общества, не интересы страны. И только тогда, когда мы национализируем Россию, мы сможем развиваться, расти, повышать уровень жизни населения», — объясняет гендиректор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимир Боглаев.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня