Строительство железной дороги Решт-Астара позволит наладить бесшовное транспортное сообщение между Россией и Ираном на маршруте «Север-Юг». Межправительственное соглашение о создании участка протяженностью 162 км было подписано 17 мая 2023 года и вызвало недовольство Вашингтона, так как может привести к созданию неподконтрольного США транспортного коридора.
«Конечно, данное действие, как и весь проект вызывают у нас глубокую тревогу, поскольку они направлены на обход санкций», — заявил заместитель официального представителя Государственного департамента США Ведант Патель.
Транспортная артерия «Север-Юг» призвана связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережье Персидского залива и Индийского океана. Последним препятствием на пути реализации этого масштабного проекта оставался лишь участок между иранскими городами. В строительство иранского железнодорожного участка Россия намерена инвестировать 1,6 миллиарда евро, его планируется завершить в течение 4-х лет.
«Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому ещё специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяжённости маршрута „Север — Юг“», — заявил на церемонии подписания соглашения президент РФ Владимир Путин.
По его словам, артерия «Север-Юг» поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки, а перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. Доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи займёт около 10 суток, в то время как по традиционным торговым маршрутам составляет до 30−45 суток, пояснил российский президент.
Владимир Путин подчеркнул, что получаемые от перевозки товаров по коридору «Север-Юг» доходы и более интенсивная загрузка портов стимулируют становление и рост сопутствующих видов бизнеса.
Взаимодействие в контексте создания данного коридора, сообщил российский президент, ведётся в тесном партнёрстве с Азербайджаном.
«Мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трёхстороннем формате, с участием азербайджанской стороны, соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту „Север — Юг“. Тем самым будет сформирована необходимая правовая база для дальнейшей успешной координации трёх наших стран», — сказал он.
В Госдепе пока не готовы дать конкретную оценку проекту, но уже угрожают санкциями его участникам.
«Есть причина для применения строгих санкций против участвующих в нем стран», — заявил Патель, добавив, что «любые действия касаемо этих санкций становятся большой проблемой» для США.
Ст. н. с. Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин не удивлен заявлением представителя Госдепа и напомнил, что последние полтора года США оказывают сильнейшее давление на Россию в экономическом плане.
— Естественно, они стремятся перекрыть все пути, по которым Россия может обходить санкции, а их количество очень значительно. Тем более в последнее время и Белый дом, и Конгресс активно проводят работу по недопущению обхода антироссийских санкций. Изданы соответствующие документы, и теперь американцы и европейцы будут внимательно следить за всеми действиями России по обходу санкций.
«СП»: — Почему так много внимания этому небольшому участку дороги?
— Этот железнодорожный участок — небольшая часть транспортного коридора «Север-Юг», который идет от Санкт-Петербурга и до Индии с соответствующими ответвлениями. Есть несколько вариантов этого МТК. Во-первых, железная дорога, затем Каспийское море и опять железная дорога в Иране. Следующий вариант — непосредственно железная дорога от Санкт-Петербурга до южных портов Исламской Республики Иран в Персидском заливе. Есть еще варианты так называемого восточного пути — через Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран.
Наиболее эффективным из них, как считают экономисты, является железнодорожный путь через Россию, Азербайджан и Иран. Кстати, первым по МТК прошел еще 500 лет назад Афанасий Никитин. Серьезно МТК стали заниматься в начале 2000-х годов, между многими странами были подписаны соглашения, декларации
Когда Россию отрезали практически от всех северных путей (как говорят натовцы, Балтика — это уже натовское море), то МТК стал практически единственным выходом России, да и Ирана, который также под санкциями, на океанские просторы, в Индийский океан и далее. С самого начала этот путь был очень перспективным, сейчас принято решение. Тогда на это смотрели спустя рукава, да и денег ни у Ирана, ни у нас не было, теперь и Москва, и Тегеран вынуждены заниматься этой проблемой. Многие журналисты даже называют этот МТК «Дорогой жизни».
«СП»: — Какое дело американцам до транспортного маршрута, который находится в далеком от них регионе?
— Они хотят перерезать эту «Дорогу жизни» для России, исходя из тех положений и позиций, о которых я говорил. Они теперь рассматривают внимательно под микроскопом каждую щель, каждую трещинку, которая появляется в мощной системе антироссийских санкций и антииранских тоже. Так что это понятная реакция со стороны Вашингтона.
«СП»: Против нас уже тысячи санкций. Иран тоже под санкциями. И давно. Так какие еще санкции они могут ввести, чтобы помешать нам?
— Россия перегнала Иран в санкциях. Вводить можно постоянно — против какой-то компании, против какой-то группы людей. Это бесконечный процесс. Какой-то иранский или российских бизнесмен, финансист где-то засветился и тут же против него санкции. Но из глобальных, вы правильно говорите, уже всё введено, теперь главная задача для американцев и западноевропейцев — следить за тем, чтобы не было утечек по различным трещинам.
В этом плане иранцы обладают огромным опытом — с 80-го года против Ирана вводились санкции, но они были во многих отношениях символические. Только в 2012 году Евросоюз и США ввели против Ирана жесткие санкции в связи с неуступчивостью Ирана в ядерной проблеме. Эти санкции длились до января 2016 года и действительно нанесли колоссальный ущерб иранской экономике, финансам
Это была одна из причин, по которой радикально консервативное руководство Ирана решило пойти на СВПД*. Сразу после 2016 года — взлет иранской экономики практически до 2019 года. В 2018 году Трамп вывел США из СВПД и опять ввел санкции. В первый период санкций Иран очень активно занимался поиском обходных путей как в отношении финансов, так и нефти. И довольно успешно. У иранцев есть огромный опыт, начиная с мелочей и заканчивая серьёзными решениями по обходу санкций, и они делятся им с нами. Это безусловно раздражает американцев.
«СП»: Часть железнодорожного маршрута «Север-Юг» проходит в том числе по территории Азербайджана. Могут ли США надавить на Баку с тем, чтобы перекрыть эту линию и каким образом — угроза санкций, попытка цветной революции? Какой реакции ждать в этом случае от азербайджанских властей?
— Азербайджану выгодно это с экономической точки зрения. Не думаю, что Вашингтон заставит Баку перекрыть этот маршрут, потому что там целая сеть очень сложных отношений Баку, Еревана, Израиля, США, Франции. Все замешано на Южном Кавказе. Не думаю, что американцы решатся на такой шаг, тем более что у американцев отличные отношения с азербайджанцами. Пожалуй, самые лучшие среди трех закавказских республик. К тому же Азербайджан имеет близкие отношения с Израилем.
Американцы и европейцы будут давить на что-то другое. Наверное, на страны, которые готовы получать продукцию, которая с севера идет или, наоборот, с юга на север. Это могут быть Индия, Пакистан, но в меньшей степени, все страны Юго-Восточной Азии, потому что это прямой выход в Китай и на Юго-Восточную Азию. Давление уже оказывается, даже без МТК.
* Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) или Иранская ядерная сделка — соглашение, подписанное 14 июля 2015 года между Тегераном и группой государств (США, Россия, КНР, Великобритания, Франция и Германия) по ядерной программе Ирана в обмен на снятие санкций против республики.