Не заблуждайтесь относительно того, о чем идет речь в Хиросимском коммюнике G7.
Место действия: город в неоколониальной Японии, подвергшийся ядерной бомбардировке 78 лет назад Соединенными Штатами, за что они так и не извинились.
Послание: G7, на самом деле G9 (дополненная двумя неизбранными еврократами) объявляет войну — гибридную и иную — против БРИКС+, в списке ожидания которой 25 стран.
Ключевой стратегической целью G7 является разгром России с последующим подчинением Китая. Для G7/G9 эти — реальные — державы являются главными «глобальными угрозами» «свободе и демократии».
Следствием этого является то, что Глобальный Юг должен придерживаться этой линии — а не то… Назовите это ремиксом на песню начала 2000-х «Ты либо с нами, либо против нас».
Тем временем в реальном мире — мире производительных экономик — лают псы войны, а караваны продолжают идти по Новому Шелковому пути.
Ключевыми Новыми шелковыми путями формирующейся многополярности являются амбициозная инициатива Китая «Пояс — путь» (Belt and Road Initiative, BRI) стоимостью в несколько триллионов долларов и Международный транспортный коридор «Север-Юг», который сооружают Россия, Иран, Индия (Russia-Iran-India International North South Transportation Corridor, INSTC). Они развивались параллельно и иногда могут накладываться друг на друга. Что ясно, так это то, что G7/G9 пойдут хоть на край света, чтобы подорвать эти инициативы.
Все о Чабахаре
Недавняя сделка между Ираном и Россией на сумму 1,6 миллиарда долларов по строительству железной дороги Решт-Астара протяженностью 162 километра меняет правила игры. Министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базпаш и министр транспорта России Виталий Савельев подписали соглашение в Тегеране в присутствии президента Ирана Ибрагима Раиси и президента России Владимира Путина, присутствовавших по видеоконференции.
Назовите это сочетанием иранского «взгляда на Восток» с российским «поворотом на Восток». И то, и другое теперь является официальной политикой.
Решт находится недалеко от Каспийского моря. Астара — на границе с Азербайджаном. Их соединение станет частью соглашения между Россией, Ираном и Азербайджаном о железнодорожных и грузовых перевозках, укрепляющего INSTC в качестве ключевого транспортного коридора между Южной Азией и Северной Европой.
Мультимодальный INSTC продвигается по трем основным маршрутам: западный маршрут связывает Россию-Азербайджан-Иран-Индию; Средний или Транскаспийский маршрут связывает Россию-Иран-Индию; и Восточный маршрут связывает Россию-Центральную Азию-Иран-Индию.
Восточный маршрут проходит через чрезвычайно важный порт Чабахар на юго-востоке Ирана, в нестабильной провинции Систан-Белуджистан. Это единственный иранский порт, имеющий прямой выход к Индийскому океану.
В 2016 году Иран, Индия и Афганистан, все еще находящийся под оккупацией США, подписали трехстороннее соглашение, в соответствии с которым Чабахар чудом избежал односторонних санкций США «максимального давления». Это стало отправной точкой для превращения Чабахара в привилегированные ворота для индийских товаров в Афганистан, а затем и дальше по пути в Центральную Азию.
Россия, Иран и Индия в мае 2022 года подписали официальное соглашение INSTC, детализирующее мультимодальную сеть — морскую, железнодорожную, автомобильную — которая проходит по трем ранее упомянутым направлениям: Западному, Среднему или Транскаспийскому и Восточному. Российский порт Астрахань, расположенный на берегу Каспийского моря, имеет решающее значение для всех трех.
Восточный маршрут соединяет восточную и центральную Россию — через Казахстан и Туркменистан — с южной частью Ирана, а также Индией и арабскими землями на южном берегу Персидского залива. Десятки поездов уже курсируют по сухопутному маршруту из России в Индию через Туркменистан и Иран.
Проблема в том, что в последние несколько лет Нью-Дели по нескольким сложным причинам, казалось, «спал за рулем». А это привело к тому, что Тегеран стал гораздо более заинтересован в участии России и Китая в развитии двух стратегических портов в промышленной зоне свободной торговли Чабахар — Шахид Бехешти и Шахид Залантари.
Китай делает свой ход
Чабахар — крепкий орешек. Иран вложил значительные средства в то, чтобы превратить его в неминуемый региональный транзитный узел. Индия, в свою очередь, с самого начала рассматривала Чабахар как ключевой элемент своей стратегии «Бриллиантового ожерелья», противопоставляя ее китайской «Нитке жемчуга», которая представляют собой порты, соединенные BRI через Индийский океан.
Чабахар также выполняет роль противовеса пакистанскому порту Гвадар в Аравийском море, жемчужине в короне Китайско-Пакистанского экономического коридора (China-Pakistan Economic Corridor, CPEC).
С точки зрения Тегерана, что необходимо — и быстро — так это завершение строительства его восточной железнодорожной сети протяженностью 628 км от Чабахара до Захедана. В оптимальные сроки это может быть завершено к марту 2024 года как часть железнодорожной оси Мешхед-Шархс, соединяющей юго-восток Ирана с его северо-востоком на границе с Туркменистаном.
На данный момент грузы INSTC отправляются в Южную Азию из иранского порта Бандар-Аббас в Ормузском проливе, расположенного на расстоянии 680 км от Чабахара. Таким образом, для всех практических целей Чабахар сделает транзит из Индии в Афганистан, Центральную Азию и Южную Россию короче, дешевле и быстрее.
Но в очередной раз ситуация застопорилась из-за того, что Индия не подошла к ожидаемым финансовым договоренностям. В конечном итоге это вызвало некоторые опасения в Тегеране — особенно, наблюдая за массированными китайскими инвестициями в Гвадар.
Поэтому неудивительно, что Иран предпринял решительные шаги по привлечению Китая в качестве крупного инвестора, который стал частью их все более расширяющегося стратегического партнерства.
Таким образом, мы можем в конечном итоге прийти к тому, что Чабахар также станет частью китайской инициативы BRI, в дополнение к ее главной роли в INSTC.
Россия, со своей стороны, сейчас сталкивается с тупиковой ситуацией на Украине, с непрекращающейся истерией западных санкций и с серьезными торговыми ограничениями в Восточной Европе. И все это — в то время, как Москва последовательно расширяет свою торговлю с Нью-Дели.
Так что неудивительно, что Москва сейчас гораздо внимательнее относится к Международному транспортному коридору «Север-Юг, Россия-Иран-Индия INSTC». В декабре прошлого года была заключена ключевая сделка между Российскими железными дорогами и национальными компаниями Казахстана, Туркменистана и Ирана, а россияне получили 20-процентную скидку на импортно-экспортные контейнеры, следующие через российско-казахстанскую границу.
Для России важнее всего то, что Чабахар, работающий в полную силу, снижает стоимость транспортировки товаров из Индии на 20 процентов. Иранцы полностью поняли правила игры и начали активно продвигать «Свободную торгово-промышленную зону Чабахар», чтобы привлечь российские инвестиции. И кульминацией этого стала сделка «Решт-Астара».
Зангезурский спойлер
Китайская BRI (инициатива «Пояс-путь»), со своей стороны, ведет параллельную игру. Пекин вкладывает значительные средства в транзитный маршрут «Восток-Запад», также известный как Срединный коридор.
Этот коридор BRI проходит из Синьцзяна в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан, а затем через Каспий в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Восточную Европу — в общей сложности 7000 км, при этом грузовой путь занимает максимум 15 дней.
Акцент BRI делается на том, чтобы сделать ставку на многочисленные коридоры с Востока на Запад для борьбы с возможными новыми сбоями в цепочках поставок, продиктованными Западом. Транзит из Китая в Центральную Азию в Европу в обход России и Ирана является одним из лучших. Движение по коридору BRI через Россию из-за прокси-войны НАТО на Украине на данный момент приостановлено. И китайцы тестируют все варианты обхода Морского Шелкового пути через Малакку.
Турция, с серьезной вероятностью переизбрания ее давнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, также внесла свой вклад в эту игру.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, открытая в 2018 году, была ключевым элементом генерального плана Анкары по превращению Турции в неизбежный узел контейнерных перевозок между Китаем и Европой.
Параллельно этому Китай инвестировал в строительство железной дороги от Карса до Эдирне на европейской стороне Босфора, в то время как Турция потратила 3,8 миллиарда долларов на модернизацию порта Мерсин и 1,2 миллиарда долларов на порт Измир. Пекин ожидает, что к 2034 году этот коридор станет центральным звеном того, что он называет «Железным шелковым путем».
Сертифицированным «гаечным ключом» в работе Международного транспортного коридора «Север-Юг Россия-Иран-Индия» является конкуренция со стороны так называемого Зангезурского коридора — из Азербайджана в Турцию через Армению. Этот коридор на самом деле является привилегированным для ЕС и британской олигархии и появился на свет во время перемирия 2020 года в Нагорном Карабахе.
Лондон рассматривает Баку как привилегированного партнера и стремится диктовать условия Еревану — как можно скорее принять что-то вроде мирного договора и отказаться от любых планов в отношении Карабаха.
Зангезурский коридор стал бы главной геополитической и геоэкономической игрой Запада, связывающей логистические центры ЕС с Закавказьем и Центральной Азией. Что, если Армению бросят под автобус? В конце концов, Армения является членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который коллективный Запад жаждет подорвать.
Пристегните свои ремни безопасности: новая великая геоэкономическая игра, сосредоточенная на Международном транспортном коридоре «Север-Юг, Россия-Иран-Индия», того и гляди, начнется.
Автор: Пепе Эскобар — Pepe Escobar — геополитический аналитик, специальный корреспондент портала Asia Times, колумнист издания The Cradle.
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.