Российская экономика может войти в фазу перегрева из-за роста спроса и недостатка предложения. Об этом предупредили аналитик Банка России в бюллетене «О чем говорят тренды». Эксперты отметили, что во втором квартале экономика остается на траектории роста на фоне возросшего спроса со стороны госсектора, оживления потребительского и инвестиционного поведения частного сектора. Проблема в том, что предложение за этим не успевает, что может привести к росту цен и другим малоприятным последствиям.
«В случае невозможности закрыть этот разрыв за счет увеличения импорта экономика войдет в фазу перегрева, когда на дальнейший рост спроса будут в большей мере реагировать цены и гораздо в меньшей степени — производство. Если предложение не будет своевременно подстраиваться под расширение спроса, экономика может вступить в фазу перегрева», — заявили в ЦБ.
Проще говоря, если не нарастить внутреннее производство и импорт, возникнет дефицит ряда товаров и поднимутся цены на них вместо роста экономики. Казалось бы, на фоне борьбы за импортозамещение бизнес и производители должны только радоваться, что есть кому продавать свои товары.
Однако во-первых бизнес в условиях неопределенности не стремится сильно вкладываться в расширение производства, и тут уже вопрос к профильным министерствам о том, как работают различные стимулирующие программы и почему до сих пор не создана та самая комфортная атмосфера для развития предпринимательства, о которой давно говорится.
Во-вторых, часть товаров мы по-прежнему не можем импортозаместить, и тут остается уповать только на поставки из-за рубежа по параллельным схемам. Прежде всего, это чипы и все, что касается электроники. Уже сейчас цены на эти товары начали расти, а со временем не исключено, что мы столкнемся с дефицитом холодильников и смартфонов. И это, опять же, вопрос к тем, профильным ведомствам, министрам и чиновникам, которые должны обеспечивать и импортозамещение, и технологическую независимость. Разговоров об этом много, да только по факту воз и ныне там.
Впрочем, в ритейле пока дефицита предложения не замечают, хотя и признают, что от инфляции никуда не деться, вопрос в том, какой она будет. Более того, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов рассказал «СП», что никакого наплыва денег и бума потребительского спроса, которые привели бы к перегреву экономики, в отрасли не наблюдают, скорее, наоборот, покупатели стремятся экономить на всем.
— Не могу констатировать, что у нас чего-то не хватает и есть дефицит тех или иных товаров. Напротив, потребитель более экономно тратит средства. В силу этого стоят продажи, например, квартир. Это тоже важный показатель. Не обязательно смотреть только на продукты питания или одежду, нужно оценивать наличие товаров в целом.
Говорить, что в стране много денег… Да, их достаточно много лежит в банках, но только вот владеет основной массой этих денежных средств 3% населения. Вряд ли у этих людей стоит вопрос, как потратить. Большая же часть населения ориентируется на формат жесткого дискаунтера, что говорит о достаточно экономном расходовании денег. На этом фоне говорить, что у нас отсутствует предложение, на мой взгляд, немного странно, тем более что по параллельному импорту отстроены все процессы поставки продукции, которая перестала завозиться официально. У людей, которые сохранили потребление или даже увеличили его, нет никаких проблем с доступом к товарам.
«СП»: А что с внутренним спросом, почему эксперты говорят о наращивании импорта? Разве спрос не должен стимулировать производство внутри страны?
— Если брать ту же легкую промышленность, до 80% товаров производится за пределами России. Так уж сложилось, что в перестроечное время существовавшие мощности были уничтожены или перепрофилированы. Поэтому дешевле было все это производить и закупать за пределами страны. Сегодня крупные торговые организации, которые продают товары, сами являются и заказчиками этих товаров в странах Азии и привозят их в Россию.
Если им будет выгодно производить все это внутри страны, если возникнут кластеры по выпуску товаров легкой промышленности и сырья для них, можно будет переходить на внутренне производство. Но сейчас, повторю, многие товары просто выгодней заказывать за границей.
Наращивание собственного производства происходит. Это бизнес делает сам, как только чувствует, что где-то возникает некий вакуум. Сейчас рассматривается нормативное закрепление наличия полки с российской продукцией в непродовольственном сегменте. Это будет стимулировать вкладывать в производство непродовольственных товаров, которым гарантировано место на полке. Поэтому на сегодня я бы не сказал, что есть категории товаров с риском сужения или полного исчезновения ассортимента, хотя, возможно, экспертам ЦБ виднее, что ждет нас в будущем.
Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников считает, что риск дефицита и роста цен на определенные группы товаров все же реален, и советует совершать крупные покупки сейчас, если есть возможность.
— Восстановление экономики продолжается, но очень неоднородно. В апреле-мае мы уже увидели снижение деловой активности. Это показатель, что экономика начинает притормаживать. При этом потребительский спрос потихоньку восстанавливается, хотя еще не вышел на уровень 2021 года. Но дефицит рабочей силы сказывается на росте зарплат и располагаемых доходов. Тут-то и возникает дисбаланс между спросом и предложением, который может отразиться на ценах.
ЦБ признает, что к концу этого квартала годовая инфляция поднимется. Сейчас она составляет 2,3%, но выйдет на 3,6%, а в третьем квартале превысит и 4%. Значит, финансовые власти не будут снижать ключевую ставку. А дальше уже мяч уходит на половину поля правительства.
«СП»: Что оно может сделать и почему не делало этого до сих пор?
— Оно либо будет подталкивать экономику вверх с помощью бюджетных стимулов, но это довольно проблематично, учитывая, что мы уже перекрыли годовой лимит по дефициту бюджета. Либо будет исправлять ситуацию за счет структурно-политических мер. Разворот к этому уже начался, утверждена концепция технологического развития до 2030 года. На этой неделе правкомиссия одобрила ряд мер, которые будут подталкивать малый и средний бизнес к росту. Но все это скажется, в лучшем случае, к концу этого или началу следующего года.
Пока мы имеем эффект разрывов, и нужно иметь в виду, что он может привести к негативным последствиям. Ситуация неопределенная, предприятия говорят, что не видят оснований повышать ценовые ожидания. Но все это очень зыбко, и в любой момент отпускные цены снова выйдут на траекторию роста, что, естественно, переложится на потребителя.
Чтобы избежать этого, нужны стимулирующие меры, которые будут подталкивать бизнес к инвестициям. Кроме того, правительство должно запустить программы переквалификации рабочей силы, дать под них определенные налоговые льготы. От этих усилий зависит и результат — мы можем закончить год спокойно, а можем получить очень неожиданный инфляционный взрыв. Собственно, это было ясно и в прошлом году. Справиться с этим можно, но нужно вовремя принять соответствующие решения по стимулированию выпуска.
Какие-то решения уже принимались, но от момента принятия до того, как они начинают сказываться на реальной экономической жизни, проходит время. Всегда возникают контрфакторы. Планируют одно, а жизнь оказывается гораздо жестче. Этот год будет напряженным, и правительству, возможно, придется включать механизмы стимулирования гораздо раньше, чем они планировали.
«СП»: Какие категории товаров в группе риска?
— В строительстве введение в эксплуатацию жилищных площадей сократилось к прошлому году на 14,3%. Казалось бы, строй — не хочу, ан нет. Потому что отрасль сталкивается с ростом цен на базовые материалы и категорический нехваткой рабочей силы.
Если говорить о товарах, это, прежде всего, все, что связано с электроникой, микрочипами, в том числе теми, которые есть в бытовой технике. Мы уже видим рост цен на эти товары, а по прогнозам любая продукция, где есть чипы, может подорожать на 15−20% в силу их физической нехватки. Мы готовы произвести нормальный чайник, но не можем поставить в него чип, а без него он просто не будет работать.
Точно так же и с огромным количеством другой электроники. Все гаджеты находятся в зоне риска, поэтому нужно позаботиться об их приобретении заранее. Параллельный импорт рано или поздно заканчивается, а тот, который мы сейчас получаем, не лучшего качества.
Еще одна категория — автомобили. Сейчас на рынке в основном продается «вторичка», потому что импорта недружественных брендов почти нет, а к китайцам люди еще не привыкли, да и возникают вопросы с их ремонтом.
Хорошо, что в силу сезонности снижаются цены на фрукты и овощи, и это дает возможность как-то балансировать свой бюджет, по крайней мере, ближайшие полтора-два квартала. Дальше все будет зависеть от нового урожая.
Но во всем, что касается непродовольственных товаров, есть подводные камни и мины. Поэтому, если есть возможность решить вопрос приобретения таких товаров сейчас, лучше сделать это, поскольку мы можем влететь в дефицит холодильников, телевизоров и смартфонов.