Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Стоп, кран: Цемента в стране завались, но он бешеных денег стоит — стройка тормозится

В России перепроизводство многих стройматериалов, а цены на них растут, как на дрожжах

7270
Стоп, кран: Цемента в стране завались, но он бешеных денег стоит - стройка тормозится
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

Строительная индустрия в глубоком кризисе, а цены на стройматериалы растут безумными темпами. В частности, стоимость цемента в ряде регионов взлетела аж в два раза, а в среднем он подорожал на 50−70%. Ценники на арматуру также шустро подтягиваются вверх, за ними — и все остальные стройматериалы. Ситуация какая-то абсурдная.

По всей стране простаивают готовые кварталы новостроек, которые никто не покупает — денег у народа нет, да и стоимость квадратных метров совершенно неадекватная. Есть разные оценки того, сколько именно готового жилья не востребовано, но очень много — в районе 100 млн кв метров, а то и в полтора раза больше.

Распродать всё это нет никакой возможности, нужно снижать цены, причём в разы. Но и это вряд ли сильно стимулирует спрос — население РФ уже активно экономит на продуктах питания, берёт и не возвращает кредиты, а рынок ипотеки, по сути, умер.

Читайте также
Стоп, машина: Почему подорожали даже  "Нива" и "Шнива" Стоп, машина: Почему подорожали даже «Нива» и «Шнива» Производителям автомобилей отрегулируют розничную стоимость их продукции

Поэтому нет ничего удивительного, что объёмы возведения жилья сильно упали — в два раза, причём это самая консервативная оценка. Собственно, новых строек сейчас очень мало, в основном завершают начатое ещё до февраля 2022 года. Те, кто в состоянии это сделать. Всё это видно невооружённым глазом.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) тоже в полном ауте — по той же причине безденежья населения. Даже в относительно благополучных регионах наблюдается катастрофическое снижение ввода в строй объектов.

«На сегодня в большей части регионов мы наблюдаем снижение объемов индивидуального домостроения. В Воронежской области спад составляет 5%, в Орловской — 16%, в Белгородской и Липецкой областях — 38%, в Тамбовской — 61%», — говорит президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.

Что творится в Костромской, Ивановской, Владимирской и прочих нечернозёмных областях можно представить самостоятельно. Или просто съездить и самому посмотреть — с ИЖС там сейчас вообще никак. Денег нет не то что на новые дома, даже на ремонт или расширение старых.

А цены на стройматериалы растут.

«Если в период пандемии коронавируса цены на металл поднимались до заоблачных высот — до 100 тысяч рублей за тонну и выросли на 100−120%, — то это было следствием алчности заводов-производителей. И потом последовало снижение. А сейчас по сравнению с февралем металл подорожал на 25%.

Налицо абсурдная ситуация: заграница нас не любит, мы её тоже, они не покупают у нас металл, а цены на него на внутреннем рынке продолжают расти. При этом если раньше рост цен на металл объясняли ростом доллара, то сейчас мы к доллару не привязаны. А рост цен налицо", — возмущается директор казанской строительной компании «Бриз» Андрей Беляков.

На 25% — это ещё ладно, цемент на ровном месте в этом году подорожал в 1,5 — 2 раза. Может быть, у нас в стране его в принципе не хватает?

«В настоящее время производственные мощности российских цементных предприятий значительно превышают спрос. Средний уровень загрузки мощностей в России составляет не более 60%», — говорит исполнительный директор объединения «Союзцемент» Дарья Мартынкина.

То есть, как и с железом, с цементом в РФ полный порядок — изобилие. Ценами на продукцию чёрной металлургии рулят несколько олигархов, именно они несут ответственность за сталь по цене золота. А что у нас с рынком цемента?

Да всё то же самое. «ЦЕМРОС» — он же ранее «Евроцемент» — это Роман Абрамович. «Базэлцемент» — Олег Дерипаска. Есть и иные олигархи, так сказать, отраслевые. Плюс куча иностранцев из явно недружественных государств. Собственность стратегической отрасли почти на 100% в офшорах, а нашим доблестным чиновникам на это наплевать.

Означенный выше «Союзцемент» является коллективным органом управления всем отечественным цементным бизнесом. По сути, это трест — в худшем смысле данного слова. Ситуация полностью аналогичная той, что была в Российской империи до Октябрьской революции. А именно полный беспредел монополистов с молчаливого одобрения воров-чиновников. Чем всё кончилось известно. Причём пострадавших от рук возмущённого народа капиталистов и царских чинуш почему-то ни капельки не жалко. Заслужили.

Как производители объясняют дефицит и рост цен при таком изобилии? Очень просто — логистическими проблемами. Дескать, РЖД не даёт вагоны, вот отсюда и все беды. Плюс какой-то мифический рост спроса, аж в десять раз или типа того. Даже не смешно.

Железнодорожники на предъявы производителей цемента ничего не отвечают, молчат. Возможно, у них действительно рыльце в пушку. РЖД была неоднократно замечена в различных неоднозначных деяниях, это и дикий рост цен на пассажирские перевозки, и необоснованное повышение грузовых тарифов.

Однако одной логистикой всё не объяснить, это скорее так, довесок. Цены повышают олигархи, тут та же самая ситуация, что и со сталью.

Одни и те же деятели, одни и те же цели, причём обогащение — отнюдь не главное. Хотя и не без того…

«Народ призывают сплотиться и мобилизоваться, но при этом наши олигархи, коррумпированные чиновники и генералы продолжают богатеть на фоне проведения спецоперации. Напомню, что за 2022 год совокупное состояние российских миллиардеров выросло с $353 млрд до $505 млрд. Все это разобщает и возмущает народ. Российская система власти тяжело больна, о чем представители лево-патриотических сил говорят уже многие годы», — отметил координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.

Да, проблема цен на цемент, стоимости стали, автомобилей и всего прочего — именно в системе власти. На данный момент — в её бездействии. По сути, олигархи творят что хотят, обирают народ, а руководство страны безмолвствует.

Читайте также
В небо идут одни "старички": Вертолетный парк в России скоро на пенсию уйдет В небо идут одни «старички»: Вертолетный парк в России скоро на пенсию уйдет Более 70% гражданских машин в РФ старше 25 лет, но компании не спешат покупать новые

Сталь, цемент, нефть, медь, алюминий, лес и т. д. — стратегические активы. И то, что они находятся в частных руках, управляются из-за границы, по факту ставит крест на суверенитете России.

«Реальные физические активы находятся у нас, это шахты, трубопроводы, заводы — всё это здесь. А за рубежом — зеркальное отражение этого имущества в виде финансовых документов. То есть ребята на Западе рулят из офшоров экономикой России. На местах они контролируются очень послушными олигархами, которые предпочитают смотреть в рот хозяевам денег. А Россия для них — это просто территория, где можно зарабатывать вахтовым методом», — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.

В такой ситуации развитие экономики страны попросту невозможно, даже если забыть про «пятую колонну» чиновников. Ничего не построить, не починить, так как в любой момент любую стройку можно закрыть, просто подняв цены на цемент, металл и всё прочее. Да и ещё действующие заводы разоряются в основном потому, что сырьё становится на вес золота. А власти закрывают на это глаза.

Совершенно очевидно, что тот же дефицит цемента создан искусственно, и задача тут проста — нанести удар по всей экономике РФ. Как того желают западники.

Дальше, думается, будет только хуже. Может пропасть зерно, несмотря на рекордный урожай-2023. Как это было в феврале 1917 года. Сахар, бензин, да что угодно. Цемент — так, проба пера.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня