Депутатам Госдумы следует пересесть с иномарок на отечественные автомобили, заявил спикер палаты Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания с главой Минфина Антоном Силуановым, ведомство которого намерено вскоре закупить автомобили Lada Largus.
«У нас есть „Москвич“, у нас есть „Лада“, у нас есть Aurus… Будем требовательны к автопрому — будут другие автомобили, а будем не обращать внимание и пользоваться автомобилями недружественных стран — никогда свой автопром не создадим», — объяснил свою идею глава парламента.
Упоминание автомобиля Aurus, на котором перемещается Владимир Путин, вызвало оживление среди депутатов. Напомним, он был разработан Минпромторгом РФ как автомобиль представительского класса. В объявлениях о продаже Aurus в Сети указаны цены 30−40 млн руб. и выше.
Идея пересадить чиновников на отечественные автомобили иногда озвучивается политиками. В новейшее время первым ее высказал Борис Немцов, имея в виду «Волги», которые производились в родном ему Нижнем Новгороде. Однако госслужащие продолжают ездить на иномарках.
Но в данный момент, когда Россия в экономической осаде, несмотря на заезженность темы она может «выстрелить». «Сейчас «ни в коем случае нельзя кормить наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, на поставку им вооружений и техники», — считает Володин.
— Все знают, чем заканчивались неоднократные попытки пересадить российских чиновников на отечественные автомобили, — говорит депутат Госдумы от КПРФ Сергей Пантелеев. — Но если это поможет развить российскую автопромышленность, я только за. Однако, тогда это предложение не должно остаться лозунгом, его следует внедрить на всех уровнях власти. Причем не по принуждению. Чиновники должны сами осознавать свою причастность к отечественному автопрому.
Я вообще выступаю за развитие отечественного производства, не только автомобилей. Нам необходим технологический суверенитет в целом. Только тогда страна может стать по-настоящему самодостаточной. А пока… Надо понимать, что «шильдик», приклеенный к иностранному автомобилю, не делает его российским. Хотя эти авто и собирают наши рабочие, а с производства платятся налоги. Поэтому обязательно следует дальше повышать локализацию и развивать собственные марки автомобилей.
«СП»: А сейчас депутаты на чем ездят? И согласятся ли единороссы, которых в Думе большинство, на скромные отечественные авто?
— По всему парку ответить не могу. Личных автомобилей, закрепленных за депутатами, нет. А по вызову нам предоставляют, например, «Форды» или «Хонды», собранные на предприятиях, открытых иностранными компаниями в России. Это основной автопарк. Что касается депутатов, то, если выйдет соответствующее решение, все будет исполнено.
Автоэксперт Игорь Моржаретто говорит о необходимости ввести четкие определения.
— По прежним правилам отечественными считались все автомобили, произведенные на территории РФ. Например, собирали в Калуге «Фольксваген» с высокой долей локализации, и он считался отечественным — такие можно было покупать госучреждениям. Потом Минпром несколько раз эти правила менял. В частности, доля локализации влияла на допуск к участию в госторгах, конкурсах и тендерах.
Сейчас важно разобраться, какой автомобиль считать иностранным, а какой отечественным. В случае «Лады» или УАЗа, ГАЗа все понятно. Но появился условный «Москвич», который почти на сто процентов из китайских комплектов и российского там только часть сборки. Есть производство в Калининграде (там недавно был Володин), где несмотря на китайское происхождение компонентов, локализация гораздо выше.
Опираться только на «Ладу» и УАЗ будет трудно, потому что их модельный ряд не широк и многие нужные госучреждениям автомобили просто отсутствует как класс. Например, большие седаны, которые у нас никто не делает.
«СП»: Володин упомянул Aurus…
— Это «лакшери"-автомобиль, штучное производство. Их делают по 200 экземпляров в год и пока больше не получается. Там проблемы с комплектующими, среди которых оказалось довольно много импортных. А нужна массовая модель. АвтоВАЗ полностью закрыть эту нишу не может. Значит, придется признавать отечественными все авто, собранные в России. Например корейские «Киа», собираемые в Калининграде.
«СП»: Сколько потребуется времени на замену автопарка?
— У каждого госучреждения есть свой график замены автомобилей, связанный в том числе с износом машин, амортизацией
По мнению руководителя Общественного центра автомобилистов Максима Едрышова, спрос со стороны госструктур обеспечит будущее российского автопрома.
— Мы сейчас наблюдаем, что основным потребителем возродившейся марки «Москвич» становятся госструктуры. Такие автомобили уже закуплены полицией, Следственным комитетом, Почтой России (также Росгвардией — «СП»). Вероятно, этот список будет расширяться.
Новая «Лада Веста Аура», удлиненная «Лада Веста» тоже вряд ли будет иметь успех у массового частного покупателя. Ее стоимость (2−2,5 млн рублей) слишком высока. То есть у нас появляются марки автомобилей, потребителями которых станут преимущественно госструктуры.
Фактически мы возвращаемся к практике советского времени, когда партийные деятели ездили на «Волгах», а остальные на «Москвичах» и «Жигулях». При этом спрос со стороны государства станет поддержкой российскому автопрому. Как минимум сохранятся рабочие места.
И «Москвич», и новая «Лада Х-Cross 5» почти полностью собираются из китайских машинокомплектов, но их можно считать условно российскими. Это поможет обеспечить развитие, а в перспективе нескольких лет создавать уже свои модели автомобилей. Быстро сделать собственную модель невозможно.
— Удивительно, но аналогичное предложение Немцова в 1998 году вызвало достаточно широкое недовольство россиян, — напоминает социальный психолог Алексей Рощин. — Попытку пересадить госслужащих на отечественные авто называли популизмом, игрой на страстях толпы, а самого автора идеи буквально затравили, несмотря на казалось бы извечную нелюбовь народа к чиновникам.
Предположу, что возмущение объяснялось тем, что люди еще хорошо помнили советское время и в ограничении Немцова увидели попытку возвращения к советскому «убожеству». Мол, надо отказаться от достижений цивилизации и всем опять ездить на «Ладах». В результате вместо классового чувства возникло сопротивление. Немцов «пролетел» со своей идеей и вскоре его убрали с поста вице-премьера.
Володин по форме делает тоже самое. Вопрос в том, какая сейчас будет реакция населения. Думаю, возражать никто не станет. Ведь это не про борьбу с привилегиями, как у Немцова, а во многом вынужденный шаг. Нам почти никто иностранные авто не поставляет. На рынке остались только китайские и корейские. И при выборе между китайским и российским у многих может взыграть патриотизм.
«СП»: То-то обрадуются работяги на автозаводах…
— Наверное, в наше время пора уже ставить вопрос не о том, на каких машинах должны ездить чиновники, а о том, что им машины вообще не нужны. Особенно в Москве и других крупных городах, где активно развивается общественный транспорт. Надо куда-то ехать? Садись в автобус, на метро и поезжай. Но это был бы страшный удар по необоснованным привилегиям чиновников. Поэтому такое не пройдет.