Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Депутаты мечтали об Aurus, но их пересадят на китайские «Москвичи»

Отечественный автопром подстегнут государственным спросом

6031
Депутаты мечтали об Aurus, но их пересадят на китайские «Москвичи»
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Депутатам Госдумы следует пересесть с иномарок на отечественные автомобили, заявил спикер палаты Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания с главой Минфина Антоном Силуановым, ведомство которого намерено вскоре закупить автомобили Lada Largus.

«У нас есть „Москвич“, у нас есть „Лада“, у нас есть Aurus… Будем требовательны к автопрому — будут другие автомобили, а будем не обращать внимание и пользоваться автомобилями недружественных стран — никогда свой автопром не создадим», — объяснил свою идею глава парламента.

Упоминание автомобиля Aurus, на котором перемещается Владимир Путин, вызвало оживление среди депутатов. Напомним, он был разработан Минпромторгом РФ как автомобиль представительского класса. В объявлениях о продаже Aurus в Сети указаны цены 30−40 млн руб. и выше.

Идея пересадить чиновников на отечественные автомобили иногда озвучивается политиками. В новейшее время первым ее высказал Борис Немцов, имея в виду «Волги», которые производились в родном ему Нижнем Новгороде. Однако госслужащие продолжают ездить на иномарках.

Но в данный момент, когда Россия в экономической осаде, несмотря на заезженность темы она может «выстрелить». «Сейчас «ни в коем случае нельзя кормить наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, на поставку им вооружений и техники», — считает Володин.

Читайте также
Большинство россиян уже получили прививку от любви к Западу Большинство россиян уже получили прививку от любви к Западу Сергей Нарышкин рассказал об американских планах организации новых мятежей

— Все знают, чем заканчивались неоднократные попытки пересадить российских чиновников на отечественные автомобили, — говорит депутат Госдумы от КПРФ Сергей Пантелеев. — Но если это поможет развить российскую автопромышленность, я только за. Однако, тогда это предложение не должно остаться лозунгом, его следует внедрить на всех уровнях власти. Причем не по принуждению. Чиновники должны сами осознавать свою причастность к отечественному автопрому.

Я вообще выступаю за развитие отечественного производства, не только автомобилей. Нам необходим технологический суверенитет в целом. Только тогда страна может стать по-настоящему самодостаточной. А пока… Надо понимать, что «шильдик», приклеенный к иностранному автомобилю, не делает его российским. Хотя эти авто и собирают наши рабочие, а с производства платятся налоги. Поэтому обязательно следует дальше повышать локализацию и развивать собственные марки автомобилей.

«СП»: А сейчас депутаты на чем ездят? И согласятся ли единороссы, которых в Думе большинство, на скромные отечественные авто?

— По всему парку ответить не могу. Личных автомобилей, закрепленных за депутатами, нет. А по вызову нам предоставляют, например, «Форды» или «Хонды», собранные на предприятиях, открытых иностранными компаниями в России. Это основной автопарк. Что касается депутатов, то, если выйдет соответствующее решение, все будет исполнено.

Автоэксперт Игорь Моржаретто говорит о необходимости ввести четкие определения.

— По прежним правилам отечественными считались все автомобили, произведенные на территории РФ. Например, собирали в Калуге «Фольксваген» с высокой долей локализации, и он считался отечественным — такие можно было покупать госучреждениям. Потом Минпром несколько раз эти правила менял. В частности, доля локализации влияла на допуск к участию в госторгах, конкурсах и тендерах.

Сейчас важно разобраться, какой автомобиль считать иностранным, а какой отечественным. В случае «Лады» или УАЗа, ГАЗа все понятно. Но появился условный «Москвич», который почти на сто процентов из китайских комплектов и российского там только часть сборки. Есть производство в Калининграде (там недавно был Володин), где несмотря на китайское происхождение компонентов, локализация гораздо выше.

Опираться только на «Ладу» и УАЗ будет трудно, потому что их модельный ряд не широк и многие нужные госучреждениям автомобили просто отсутствует как класс. Например, большие седаны, которые у нас никто не делает.

«СП»: Володин упомянул Aurus…

— Это «лакшери"-автомобиль, штучное производство. Их делают по 200 экземпляров в год и пока больше не получается. Там проблемы с комплектующими, среди которых оказалось довольно много импортных. А нужна массовая модель. АвтоВАЗ полностью закрыть эту нишу не может. Значит, придется признавать отечественными все авто, собранные в России. Например корейские «Киа», собираемые в Калининграде.

«СП»: Сколько потребуется времени на замену автопарка?

— У каждого госучреждения есть свой график замены автомобилей, связанный в том числе с износом машин, амортизацией и т. п. Где-то сроки обновления уже настали, где-то наступят в следующем году.

По мнению руководителя Общественного центра автомобилистов Максима Едрышова, спрос со стороны госструктур обеспечит будущее российского автопрома.

— Мы сейчас наблюдаем, что основным потребителем возродившейся марки «Москвич» становятся госструктуры. Такие автомобили уже закуплены полицией, Следственным комитетом, Почтой России (также Росгвардией — «СП»). Вероятно, этот список будет расширяться.

Новая «Лада Веста Аура», удлиненная «Лада Веста» тоже вряд ли будет иметь успех у массового частного покупателя. Ее стоимость (2−2,5 млн рублей) слишком высока. То есть у нас появляются марки автомобилей, потребителями которых станут преимущественно госструктуры.

Фактически мы возвращаемся к практике советского времени, когда партийные деятели ездили на «Волгах», а остальные на «Москвичах» и «Жигулях». При этом спрос со стороны государства станет поддержкой российскому автопрому. Как минимум сохранятся рабочие места.

И «Москвич», и новая «Лада Х-Cross 5» почти полностью собираются из китайских машинокомплектов, но их можно считать условно российскими. Это поможет обеспечить развитие, а в перспективе нескольких лет создавать уже свои модели автомобилей. Быстро сделать собственную модель невозможно.

Читайте также
Брать или не брать? Авторынок в панике от курса доллара Брать или не брать? Авторынок в панике от курса доллара Торговцы автомобилями приостанавливают продажи, ожидая стабилизации рубля

Удивительно, но аналогичное предложение Немцова в 1998 году вызвало достаточно широкое недовольство россиян, напоминает социальный психолог Алексей Рощин. Попытку пересадить госслужащих на отечественные авто называли популизмом, игрой на страстях толпы, а самого автора идеи буквально затравили, несмотря на казалось бы извечную нелюбовь народа к чиновникам.

Предположу, что возмущение объяснялось тем, что люди еще хорошо помнили советское время и в ограничении Немцова увидели попытку возвращения к советскому «убожеству». Мол, надо отказаться от достижений цивилизации и всем опять ездить на «Ладах». В результате вместо классового чувства возникло сопротивление. Немцов «пролетел» со своей идеей и вскоре его убрали с поста вице-премьера.

Володин по форме делает тоже самое. Вопрос в том, какая сейчас будет реакция населения. Думаю, возражать никто не станет. Ведь это не про борьбу с привилегиями, как у Немцова, а во многом вынужденный шаг. Нам почти никто иностранные авто не поставляет. На рынке остались только китайские и корейские. И при выборе между китайским и российским у многих может взыграть патриотизм.

«СП»: То-то обрадуются работяги на автозаводах…

Наверное, в наше время пора уже ставить вопрос не о том, на каких машинах должны ездить чиновники, а о том, что им машины вообще не нужны. Особенно в Москве и других крупных городах, где активно развивается общественный транспорт. Надо куда-то ехать? Садись в автобус, на метро и поезжай. Но это был бы страшный удар по необоснованным привилегиям чиновников. Поэтому такое не пройдет.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня