Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Вагнер» не помог: Китай и Бразилия обскакали Россию в Африке

Москва запоздало нацелилась в Египте на Суэц

9938
"Вагнер" не помог: Китай и Бразилия обскакали Россию в Африке
Фото: Валерий Шарифулин/фотохост-агентство ТАСС
Материал комментируют:

Уже в ближайшее время Москва может запустить российскую индустриальную зону в районе Суэцкого канала в Египте, заявил президент Владимир Путин 27 июля на сессии форума Россия — Африка.

«Рассчитываю, что уже в текущем году там начнется строительство первых производственных мощностей, а в дальнейшем товары будут экспортироваться по всей Африке», — сказал президент, добавив, что обсуждал тему с египетским лидером Абделем Фаттахом ас-Сиси.

По словам Путина, российская индустриальная продукция, в том числе автомобили и строительное оборудование, пользуется большим спросом на континенте. В африканских странах есть специальные сервисные центры по обслуживанию российской техники, а власти разрабатывают инструменты льготного кредитования закупок российской промышленной продукции.

Читайте также
Как Пекин отбирает у Москвы пальму ближневосточного первенства Как Пекин отбирает у Москвы пальму ближневосточного первенства Китай сделал то, что Россия собирается осуществить уже почти десять лет

«Формируется ориентированный на Африку механизм лизинга и специализированный инвестфонд для участия в финансировании инфраструктурных проектов», — добавил Путин.

На самом деле история с российской промышленной зоной (РПЗ) в Египте тянется уже очень давно. Меморандум о ее создании был подписан еще в далеком в 2007 году. Однако на высшем уровне этот вопрос начал обсуждаться лишь в 2014-м. В мае 2018 года было подписано межправительственное соглашение о создании и обеспечении условий деятельности РПЗ в экономической зоне Суэцкого канала. В ней разрешены различные виды предпринимательской деятельности: производственной, коммерческой, финансовой, страховой и посреднической.

Строительство зоны было намечено на 2020 год, но из-за пандемии коронавируса сроки сдвинулись, после чего все на время затихло. В марте 2023 года Россия и Египет, наконец, подписали протокол о внесении изменений в соглашение, которое позволит компаниям-резидентам реализовывать произведенную на территории РПЗ продукцию на египетском рынке. Строительство должно было начаться в 2024-м, полная реализация проекта рассчитана на 13 лет. Компании-резиденты получат арендные каникулы, льготные тарифы на энергоресурсы, особый преференциальный налоговый режим, а также готовую площадку. О каких именно компаниях идет речь, впрочем, не уточнялось.

Теперь же сроки начала строительства снова передвинулись, но уже на более ранние. Первый замглавы Минпромторга РФ Василий Осьмаков в ходе саммита Россия — Африка заявил, что процесс может пойти уже в этом году.

«У нас сейчас за рубежом на самом деле один только в высокой стадии опыт развития внешней инфраструктуры — это российская промышленная зона в Египте. Мы вроде бы закончили всю нормативную работы. Мы очень надеемся, что уже в этом году начнем строить инфраструктуру в Египте», — заявил Осьмаков.

По его словам, РПЗ в Египте открывает доступ российским компаниям на африканский рынок. «О такого же рода решениях мы думаем применимо к Восточной Африке, к Алжиру, и это некие такие завершения большого логистического маршрута Север — Юг или Россия — Африка в лице таких инфраструктурных точек», — добавил он.

Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН, к.э.н. Евгений Корендясов рассказал «СП», что строительство индустриальной зоны в Египте позволит России эффективней развивать торговлю не только с этой страной, но и со всей Северной Африкой. Впрочем, при этом придется столкнуться с серьезной конкуренцией как со стороны Китая и Европы, так и других игроков от Индии до Бразилии. Для сравнения, товарооборот Китая с Африкой в 2022 году составил рекордные 282 миллиарда долларов. Россия же, как сообщил Владимир Путин на форуме, может похвастать только скромными 18 миллиардами.

По мнению Корендясов, потенциал у России есть, прежде всего в том, что касается продукции машиностроения и сельского хозяйства, но за рынки придется побороться. Тем более, что Россия начало этой борьбы немного «проспала».

— Этот хаб создается уже много лет, работа по его созданию завершается. Он рассчитан на весь континент. Это будет структурный логистический узел, важный для наших экономических связей не только и не столько с Египтом, сколько с Северной Африкой и с Африкой вообще. У Египта большие связи с африканскими странами, и это расширяет доступ российского бизнеса к африканским рынкам.

«СП»: Что именно представляет собой этот хаб?

— Там будут, прежде всего, объекты логистического плана. Например, в Египте мы строим АЭС, это огромный проект, и индустриальная зона является важной площадкой для него. У нас исторически были развиты связи с Египтом, где есть большая православная коптская община, и хорошо, что сегодня эти связи находят новые формы выражения. Россия расширяет свое влияние в этой ключевой стране африканского континента.

«СП»: Этот проект поможет нарастить товарооборот с Африкой?

— Конечно, нынешние 18 миллиардов — это очень небольшой торговый оборот. У Китая этот показатель приближается к 300 миллиардам долларов. Нам нужно в ближайшее время хотя бы удвоить этот объем, такую задачу поставил и президент.

Возможности для этого есть. В Африке очень востребована наша машиностроительная продукция, в частности, автомобили «КамАЗовской» линии. Очень хорошо пошли в Африке в свое время наши «Жигули», мы продаем автомобили Lada по всему континенту, в том же Египте есть сборочный завод Lada.

Читайте также
«Помощь голодной Африке» – чистый бизнес и немного пиара «Помощь голодной Африке» — чистый бизнес и немного пиара Почему с Западом нереально договориться о поставках российского зерна и удобрений

Сейчас наши бизнесмены создают в Египте промышленную зону, которая будет служить важным логистическим звеном для расширения торговых связей с африканскими странами. Значит, на дорогах Африки будут чаще встречаться и «КамАЗы», и «Лады», и другие наши автомобили.

«СП»: Вы упомянули Китай, это один из наших основных союзников, удастся ли «поделить» с ним Африку?

— Мы выступаем на одном и том же рынке и не обойдемся без конкурентной борьбы. Китайцы упрочили свои торговые позиции в Африке солидно, их торговля с континентом на порядок больше нашей. Сейчас мы начали вести себя динамичней в Африке и, естественно, сталкиваемся с конкуренцией и со стороны Китая, и со стороны Индии, и со стороны Бразилии и других стран, уже не говоря о Западе.

Китайцы очень изобретательны в конкурентной борьбе, особенно на африканских рынках. Я помню, когда я был в Мали, китайцы продвигали там свой самый обычный аспирин. Они поставили китайского продавца через каждый километр на трассе между двумя крупными городами страны — Бамако и Сегу. А это около 250 километров.

Мы потеряли темп и время в Африке, теперь потеснить китайцев на континенте будет сложней, чем французов. У нас есть возможность подвинуть Китай в торговле оружием, продуктами питания, в частности, пшеницей, хотя она в основном нужна Северной Африке. Остальным африканцам пшеница ничего не говорит, это не их продукт. Кукуруза, просо — вот это им давайте. А вот североафриканским странам уже привили вкус к товарам европейского производства. Но отвоевать этот рынок у европейцев и китайцев становится все сложней, мы немного проспали эту борьбу.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня