Российские чиновники делают вид, что пытаются стабилизировать цены на автомобильное топливо в стране. Хотя, на самом деле, всё происходит с точностью до наоборот. Нефтяникам дали понять, что им можно всё, включая бесконтрольный экспорт в недружественные страны и создание перебоев с топливом в РФ. Более того, госбюджет, в котором уже наблюдается колоссальный дефицит, собираются раздавать олигархам в качестве «компенсаций» за якобы недополученные прибыли.
Оптовые цены на нефтепродукты прут вверх, причём никакого логичного объяснения этому нет. Кроме одного — всё вывозится за границу: и нефть, и бензин с соляркой. Причём не куда-то в дружественные страны, а откровенным врагам. Согласно данным европейского издания Politico, только через одну Индию поставки ГСМ в ЕС увеличились в разы. А ведь есть и другие «транзитные» страны…
«Доходы нефтяных компаний продолжают увеличиваться из-за роста биржевых котировок вместе с ростом курса доллара. При этом нефтяные компании хотят получить и сверхдоходы за счет повышения розничных цен внутри страны. Мы считаем, что это ненормальная ситуация в стране, которая сама себя полностью обеспечивает ресурсами.
Цены в стране должны быть комфортными для потребителя и соответствовать его уровню доходов. Подобная практика присутствует в большинстве стран, которые живут за счет экспорта нефтепродуктов — от Норвегии до Венесуэлы. В России нефтяные олигархи неудовлетворены ростом прибыли от экспортных сделок, им нужен дополнительный доход на внутреннем рынке за счет граждан. КПРФ считает такую позицию противоречащей интересам общества и граждан и призывает государство вмешаться в ситуацию", — заявил депутат законодательного собрания Нижегородской области, руководитель фракции КПРФ Владислав Егоров.
Чиновники делают вид, что собираются с этим бороться. А именно включить на полную катушку «компенсационный механизм» («демпфер», «налоговый маневр») — доплату разницы между иностранными ценами на нефть (горючее) и российскими. То есть те налоги, которые платят граждане РФ и российский бизнес, будут напрямую уходить в карманы миллиардеров. Сейчас тоже уходят, но «демпфер» работает лишь частично.
«Квинтэссенцией экономического колониализма стал пресловутый налоговый маневр, введенный в 2018 году в нефтяной отрасли, а в 2021-м — и в черной металлургии. Его суть заключалась в максимальном стимулировании вывоза из России сырья и продукции низкой степени передела (снижением вплоть до полной отмены экспортной пошлины на них) при подавлении их переработки в самой России и блокировании таким образом производства добавленной стоимости и в целом экономического развития (путем переноса налоговой нагрузки на внутреннее производство).
В нефтяной отрасли налоговый маневр привел к немедленному скачку цен на бензин при одновременном превращении всех НПЗ страны в убыточные, из-за чего бюджет был вынужден дотировать их во все больших объемах. В 2022 году такие дотации (в виде «обратного акциза») составили 3,2 трлн рублей, практически сравнявшись с дефицитом бюджета (3,3 трлн рублей)", — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Сам по себе механизм циничен до безумия. Нефтяники, которые опустошают российские недра, как бы требуют доплату за то, что их продукты станут поступать на внутренний рынок. Без «демпфера» поставлять, выходит, не будут? Но возникает резонный вопрос: а зачем они, такие нефтяники, тогда нужны, в принципе. Быть может, отрасль стоит национализировать, а этих откровенных врагов народа поставить к стенке, предварительно заставив вернуть выведенные ими капиталы — по китайскому сценарию.
«В общей сложности за 8 лет Китай вернул себе заводы, фабрики и предприятия на общую стоимость около $19 трлн. Под угрозой расстрела членов семей бывших акционеров удалось также вернуть около $7 трлн. Долларов, выведенных за рубеж. Всего — $25 трлн. народных государственных денег. По словам главы Китая Си Цзиньпина, „китайский народ ясно высказался о том, что он думает о так называемой приватизации, а фактически — воровстве социалистической собственности“», — объясняет правильной финансовой политики политолог Сергей Русов.
Всё, что происходит на российском топливном рынке, не просто попахивает изменой Родине — это она и есть. При изобилии нефти у нас дефицит бензина и солярки, цены на ГСМ стремительно растут.
«Локальные перебои с поставками топлива на заправки в некоторых российских регионах вызваны логистикой и отсутствием разницы между оптовыми и розничными ценами. Мы видим тут несколько причин. Логистические сложности — перегруженность ж/д инфраструктуры, из-за чего увеличились сроки и нарушилась ритмичность поставок нефтепродуктов по железной дороге на региональные нефтебазы. Диспаритет оптовых и розничных цен — на сегодняшний день оптовые цены практически сравнялись с ценами на АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), из-за этого страдает независимая розница: они вынуждены либо прекратить торговлю, либо устанавливать цену на три-четыре рубля выше, чем на АЗС ВИНК», — говорит руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николай Баранов.
Однако причину роста этих оптовых цен никто почему-то не озвучивает. Точнее, разные версии вроде ремонта сразу на многих НПЗ, сезона отпусков
Снижения производства нет. По информации Минэнерго, по сравнению с 2022 годом бензина и солярки произведено примерно на 5% больше. Посему варианта только два: либо данные министерства откровенно сфальсифицированы, либо всё вывозится. Второй вариант, учитывая изобилие русских нефтепродуктов в ЕС и США, видится более вероятным.
«Баррель в июле пробил отметку в 8 тысяч рублей, что соответствует примерно 50 рублям за литр сырой нефти. Такая цена вызывает желание экспортировать максимально возможный объем как нефти, так и нефтепродуктов. Вот вам и дефицит на внутреннем рынке, из-за которого растет цена внутри страны», — отмечает экономист Роман Иноземцев.
Чиновники, которые в РФ, по сути, являются слугами олигархического капитала, ничего не предпринимают. Кстати, какой юрисдикции капитала?
«Реальные физические активы находятся у нас, это шахты, трубопроводы, заводы — всё это здесь. А за рубежом — зеркальное отражение этого имущества в виде финансовых документов. То есть ребята на Западе рулят из офшоров экономикой России. На местах они контролируются очень послушными олигархами, которые предпочитают смотреть в рот хозяевам денег. А Россия для них — это просто территория, где можно зарабатывать вахтовым методом», — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Вывод, в общем-то, очевиден. Равно и методы решения проблемы, которая имеет сугубо системный характер. Пока русский народ не вернёт себе отобранную у него собственность, всё так и будет продолжаться. Цены на ГСМ, на продукты питания, на металлы, на стройматериалы и всё прочее продолжат бесконтрольно расти. Так как контролёры — в доле.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».