«Пить стали меньше, господа-товарищи, пить стали веселее!» — вещает официальная пропаганда. Чиновники даже не утруждают себя изучением статистики продаж спиртного, которая демонстрирует строго обратное. А именно увеличение потребления алкоголя, как «официального», так и «серого». Особенно тревожная ситуация с так называемым контрафактным спиртным, этот рынок растёт стремительными темпами.
«Последние годы свидетельствуют о значительном снижении потребления алкоголя в России. Так, в 2022 году потребление алкоголя на душу населения снизилось почти на 5% по сравнению с доковидным 2019-м, о чем свидетельствуют расчеты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения.
И эта устойчивая тенденция — во многом результат последовательной политики, направленной на снижение пагубного потребления алкоголя. Нам удалось преодолеть распространенную в 1990-е годы моду на алкогольный «разгул», и теперь значительные усилия, в том числе в рамках национального проекта «Демография»", — вещает министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.
Что такое проект «Демография» — известно. Равно и то, в чьих интересах он осуществляется.
«Росстат опубликовал страшные цифры: за первую половину 2023 года убыль населения РФ превысила 272,5 тысячи человек! По итогу всего года потеряем 550−600 тысяч!
Умирает в полтора раза больше, чем рождается: 888 тысяч против 616 тысяч! Из 85 регионов 71 — вымирают! В 55 смертность выше рождаемости от 1,5 до 3 раз!
За последние 4 года мы потеряли 3 млн человек: 703 тысяч в 2020 году, 1,04 млн в 2021 году, 600 тысяч в 2022 году", — говорит экономист Владислав Жуковский.
Что там было в 2019 году, уже не особо важно, а за прошлый, 2022-й, продажи спиртного в РФ выросли примерно на 1%. В 2021-м — ещё на 3,7%, в 2020-м — на 6,1%, в том самом 2019 году — на 4,2%. Всё это не в деньгах, а в абсолютных величинах. То есть в поллитрах, чекушках и пластиковых «фугасах» псевдопива.
За 7 месяцев текущего года по данным Росалкогольрегулирования продажи алкоголя выросли ещё на 4%. Тоже в физических объёмах, а не в деньгах. Так что гражданин Мурашко, если выражаться политкорректно, врёт, как Троцкий. Потребление алкоголя, напротив, растёт. А некоторое снижение годовой динамики вовсе не отражает реальные темпы того, как народ покупает спиртное. Спрос всё больше перемещается в «серую» зону, предложение, в общем-то, тоже.
Ежегодно наши заботливые чиновнишки устанавливают минимальные цены на спиртное. Дескать, для того, чтобы народ меньше пил. Растут и акцизы на алкогольную продукцию, тоже вроде как с благими целями — нужно наполнять госбюджет.
Но и это ещё не всё. В сельской местности торговля легальным спиртным максимально осложнена, магазинам нужно покупать лицензии, которые они точно не отобьют. Плюс иметь постоянный доступ в интернет и удовлетворять другим нормам.
«Чтобы получить лицензию на торговлю спиртным, магазин кроме всего прочего должен иметь торговую площадь не менее 50 кв. метров и уставной капитал в 800 тысяч рублей. Эти требования практически невыполнимы для деревенской «точки». К тому же, необходим устойчивый интернет, который в реальном времени подтверждал бы движение товара — его прием и продажу.
По этим причинам в глубинке и процветает торговля паленой водкой или самопалом. Главная проблема — соответствие предъявляемым к деревенским магазинам общим требованиям и возможность подключения к системе ЕГАИС. Что очень часто и создает непреодолимую преграду для деревенской розничной сети. Нужно законодательно снимать такие барьеры", — объясняет заместитель председателя «Опоры России» Алексей Небольсин.
В весеннюю сессию законопроект об отмене данных требований должны были внести в Госдуму. Но не внесли.
«В 218 тысячах сельских территорий магазинчики не имеют права торговать алкоголем и делают это из-под полы, а 45% населения там не могут приобрести качественное горячительное и вынуждены покупать суррогаты. Кроме того, большое количество сельпо зарегистрировано на индивидуальных предпринимателей, которым законодательство запрещает торговать спиртным. Таким образом, учитывая, что легально продавать алкоголь всё равно нельзя, у преступников появляется дополнительная возможность реализовывать контрафакт, — объясняет первый зампред Комитета СФ по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин.
Выходит, властям это выгодно? При реализации означенного выше проекта «Антидемография» с его страшными цифрами всё логично. Деревенские жители у нас наиболее здоровые — как физически, так и духовно — они консервативные и трудолюбивые.
В отличие от горожан, где процент бездельников и «офисных крыс» весьма велик. Значит, селян нужно извести в первую очередь.
Впрочем, достаётся всем. В целом по стране оборот нелегального алкоголя оценивается примерно в 25% рынка «официального». Но это явно скорректированная цифра, которую приводят для того, чтобы никого не пугать. Например, выяснилось, что более 90% алкоголя в оптовых онлайн-каналах — фальсификат. При этом недополученные доходы легальных продавцов с 2018 года вроде как выросли почти в 10 раз. Все эти данные не с потолка — посчитал Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ), структура, близкая к Минфину.
Правда, данным этого министерства тоже не стоит особо доверять — структура славится «либеральностью». Истина, судя по всему, где-то посредине — около 50−60% рынка по объёму и рост в 20−30% в год.
«В связи с той политикой, которую проводит государство в части увеличения цен на алкогольную продукцию, водка в России относительно доходов населения в 4−5 раз дороже, чем в США, Германии, Франции. У нас очень дорогой алкоголь. С 2010—2016 годов примерно 700 миллионов литров водки ушли в нелегальный сектор, где превратились в суррогаты», — считает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
А в последние годы сколько? Судя по всему, за обнародование свежей статистики по контрафакту нынче можно получить скрепой по голове. Но факт, как говорится, налицо — непомерно дорогое легальное спиртное уверенно вытесняется нелегальным. А там и метанол со складов МВД РФ, и прочая отрава.
«Сегодня Россия находится на среднеевропейском уровне по потреблению спиртного. Это официальные данные. Но есть еще и неофициальные, учитывающие большое количество самогона, контрафактного алкоголя и так далее», — говорит президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев.
Вадим Дробиз также уверен, что пить меньше не стали. Напротив, употребляют намного больше. Причины этого лежат на поверхности — многие топят в алкоголе ту безнадёгу, которая всё сильней охватывает российское общество. Тотальное воровство на всех уровнях, рост цен на продукты питания, товары первой необходимости и не только, тарифов ЖКХ, стоимости ГСМ — народ заливает водкой, пивом и прочими спиртосодержащими жидкостями. Травится контрафактом, мрёт. Чиновников это устраивает. Они боятся трезвого «электората».