Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
29 сентября 2023 13:30

Бензин и дизель могут разогнать инфляцию до 45 процентов

«Причина» топливного кризиса — серый экспорт, а нефтяные олигархи, как всегда, не при чём

5231
Бензин и дизель могут разогнать инфляцию до 45 процентов
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Ценники на АЗС, несмотря на все заклинания властей, продолжают изменяться только в одну сторону — вверх. Чиновники как бы недоумевают, делают вид, будто не понимают, что происходит. Вроде как цены на бирже упали на 15−20%, а на заправках ситуация продолжает ухудшаться. Сами нефтяники затаились и молчат, продолжая втихаря обирать народ. Ситуация окончательно вышла из-под контроля, федеральная власть демонстрирует полную неспособность управлять экономическими процессами в России. Или нежелание.

«Меры приняты, а цены в рознице растут. Потребителей мало интересует происходящее в других звеньях. В сентябре стоимость 1 литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей, и после того, как 21 сентября правительство ввело запрет на экспорт, больших перемен на розничном рынке не наблюдается.

Мы же знаем, из-за чего это происходит — в связи с ценами на нефть. Понимали, что будет дальше, это же не первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт, всё понятно. У государства в этой связи задачи другие. С компаниями надо плотнее работать. Надо, чтобы они свою ответственность понимали", — заявил президент РФ Владимир Путин.

То, что в Кремле понимают — уже неплохо. Хотя не факт, что понимают все и в полной мере. «Меры приняты» — вот с этим согласиться сложно. Точнее, невозможно. Так как в противном случае ценники на АЗС поползли бы вниз. А они, наоборот, растут.

Читайте также
Собственных запасов газа у Китая столько, что он сможет обойтись без российского Собственных запасов газа у Китая столько, что он сможет обойтись без российского Пекин готовится к новой сланцевой революции

На вчерашний день ценники на «народный» АИ-92 в столичном регионе наблюдались на уровне 49−59 рублей за литр, вторая цифра — на независимых АЗС. На одной АЗС в южной части Московской области литр 92-го стоит 59,8 рубля. Это, наверное, предельное значение для региона на данный момент, но не факт. На заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) стояли очереди, тогда как там, где наблюдался «конский» ценник, никого не было. Вообще! Как несложно догадаться, на экономике фирм, которым принадлежат эти комплексы, сие сказывается самым пагубным образом.

При этом декларируется, что биржевые цены на бензин и солярку упали на 15−20%. Во всяком случае, так утверждают чиновники.

«С целью стабилизации ценовой ситуации был введен запрет с 21 сентября на экспорт бензина и дизельного топлива для насыщения внутреннего рынка. Благодаря этим решениям отмечается снижение биржевых оптовых цен на моторное топливо. За последнюю неделю с 21 сентября они снизились в среднем на 20% по автомобильному бензину и на 16% - по дизельному топливу.

За последние два месяца отмечается рост биржевых цен на бензин в среднем 15%, на дизтопливо — на 30%. Рост розничных цен на автозаправочных станциях в течение года в среднем по стране близок к уровню инфляции", — вещает министр топлива и энергетики России Александр Новак.

Как интересно, какие любопытные цифирки… Получается, что по бензину рост составляет около 90% годовых, по солярке — 180% годовых. И это — нынешний уровень инфляции. Впрочем, похоже на правду. Например, с начала года мясо подорожало уже в два раза, и процесс продолжается. Растут цены на хлеб, а банальные апельсины продаются уже совсем по олигархическим ценам.

Как говорится, «оговорочка по Фрейду». Или не по Фрейду — не суть. Уровень инфляции гражданин Новак означил верно. Осталось только согласовать эту цифру с Росстатом, который продолжает «рисовать» свои 3,9% с начала 2023 года. Ибо в противном случае госстатистикам опять придётся бежать за обезболивающими суппозиториями.

Но даже если просто брать 15−30% с начала года (среднее — 22,5%), это как-то не бьётся с цифрами Росстата. Впрочем, министру можно, его не тронут. «Я так думаю» ((c) Мимино).

«При подсчете официальной инфляции анализируют товарную корзину, включающую около 500 позиций. Но потребительская корзина подавляющего большинства россиян содержит … порядка 30−40 позиций товаров первой необходимости. А именно цены на эти товары растут в наибольшей степени — цены на продовольствие растут гораздо более быстрыми темпами, нежели цены на товары престижного спроса. Именно этот рост вносит основной вклад в общую официальную инфляцию.

Цены на продовольствие в этом году уже выросли в среднем на 25−35%. И это ещё не вечер. Есть все предпосылки к тому, что только лишь официальная инфляция составит 10−15%. Соответственно, реальная (социальная) инфляция в этом случае будет все 30−45%", — объясняет академик Российской академии естественных наук Константин Андрианов.

А как же быть с биржевыми ценами, которые типа упали? Почему на «независимые» АЗС, которые вроде как отовариваются на этой торговой площадке, не идёт недорогое топливо? Тут всё просто — цены эти можно «нарисовать» какие угодно. Благо, единственными поставщиками горючего на биржу являются эти самые ВИНКи.

Биржа — в принципе жульническая структура. Любая. К примеру, на фондовой бирже внезапно несколько акций какой-нибудь никому не нужного Усть-Перезвездюйского чапельникового завода продались по миллиону долларов за штучку. Но это вовсе не означает, что у предприятия случился технологический и финансовый прорыв, а производство процветает и поставки сковородников идут аж в Южный Гондурас. Просто некие жулики в каких-то своих целях провели «нерыночную сделку». И обоих её участников стоило бы тут же взять за жабры с последующей отправкой в солнечный Колымский край на трудотерапию.

Так и тут. Своя рука владыка, и ВИНКи могут творить на бирже всё, что угодно. И «рисовать» любые цены, хоть высокие, хоть низкие. Судя по всему, никаких объёмов дешёвого топлива на торговой площадке нет, в противном случае у «независимых» оно бы появилось. И цены на их АЗС упали бы до приемлемого уровня. Они же не дураки держать свои заправки без клиентов…

«Есть факты, что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок существенно не увеличилось с момента введения запрета на экспорт», — объясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

То есть обманка, топлива на бирже тупо нет. А где горючее? А там же — ушло за кордон. ВИНКи его продали, на биржу положили, а их сообщники что-то там втирают нам про «невидимую руку рынка». Для маскировки данного процесса чиновники выдумывают очередные имитации активной деятельности. Например, собираются бороться с так называемым серым экспортом. Дескать, некие неведомые зловредные перекупщики берут бензин и солярку у производителя, а потом сами отправляют топливо за бугор. Какие нехорошие!

Читайте также
Андрей Бунич: В какие политические игры играют Минфин и Минэкономики? Андрей Бунич: В какие политические игры играют Минфин и Минэкономики? Новые экспортные пошлины дискредитируют реформы в российской экономике

Учитывая то, что на российском рынке ГСМ существует чёткая «вертикаль власти» — в плане бизнеса — это звучит просто смешно. Для кого-то из обывателей, наверное, прокатит, однако дураков нынче немного. Особенно что касается денег. Всем понятно, что за границу ГСМ сбывают ВИНКи и никто больше.

«Либеральное» лобби выступает за увеличение «обратного акциза» («демпфера») — некой «компенсации» нефтяникам за то, что они вообще продают ГСМ на внутрироссийском рынке. А не вывозят все 100% в США и Евросоюз. Механизм сам по себе не просто циничный, это верх экономического вредительства. Но нефтяные олигархи наглеют не по дням, а по часам. И рукотворный топливный кризис — наглядное тому подтверждение.

Никаких «рыночных» способов его разрешения нет в принципе. В данном случае вариант обеспечить Россию бесперебойными поставками ГСМ по низким ценам только один — национализация «нефтянки». Точнее, нефтегазовой отрасли в целом. Ещё точнее — всего топливно-энергетического комплекса. А далее можно и других олигархов начинать щемить за фаберже.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня