В нашей недавней статье «Куда завели игры с кредитами на жилье» мы привели несложный расчет, во сколько обойдется российскому бюджету поддержка субсидируемой ипотеки по итогам 2023 года. У нас получилось, что как минимум в 400 млрд рублей. Мы исходили из того, что только за первые восемь месяцев текущего года государство потратило на поддержку ипотеки порядка 200 млрд рублей, а в последние четыре месяца траты должны увеличиться как минимум вдвое из-за роста ключевой ставки. На тот момент ставка составляла 12%, увеличившись на 4.5 процентных пункта (п.п.) по сравнению с первой половиной года.
Уже после выхода статьи состоялось заседание ЦБ, по итогам которого произошло еще одно повышение ключевой ставки — на 1.0 процентного пункта (п.п.) до 13%. Это должно было дополнительно увеличить государственные расходы на компенсации банкам по всем действующим льготным кредитам также на 1.0 п.п.
Однако за пару дней до заседания ЦБ было опубликовано постановление правительства, согласно которому размер компенсации банкам по субсидируемой ипотеке будет сокращен на 0.5 п.п. Теперь в случае двух основных программ субсидируемой ипотеки — льготной ипотеки на новостройки под 8% и семейной ипотеки под 6% — размер государственной субсидии банкам по ипотеке на приобретение жилья рассчитывается как разница между льготной ставкой и ключевой ставкой ЦБ, увеличенной на 2.5 п.п.
Тем не менее, даже с учетом этого сокращения расходы бюджета на поддержку ипотеки за 2023 год будут еще выше, чем мы прогнозировали, так как размер выплачиваемой банкам компенсации будет выше на 0.5 п.п. по сравнению с нашими расчетами из указанной статьи. Скорее всего, с учетом быстрого роста суммарной задолженности по субсидируемой ипотеке из-за большого объема выдачи таких кредитов, можно ожидать суммарных расходов порядка 450—500 млрд рублей по итогам года.
Еще более информативно оценить затраты государства на поддержку ипотеки на следующий год, и теперь мы можем это сделать, основываясь на среднесрочном прогнозе ЦБ, опубликованном по итогам упомянутого заседания. Согласно этому прогнозу, в среднем за 2024 год ключевая ставка составит 11.5—12.5%. Для нашего грубого расчета можно взять середину диапазона — 12%.
При таком предположении, по всем действующим кредитам льготной ипотеки на новостройки под 8% государство будет компенсировать банкам в среднем за 2024 год порядка (12 + 2.5) — 8.0 = 6.5 п.п. Аналогично, по льготной ипотеке, взятой до 2023 года под 7.0% и 6.5%, компенсация составит порядка 7.5 и 7.0 п.п. соответственно, а по семейной ипотеке под 6% - аж 8.5 п.п. И это, я подчеркиваю, в среднем за весь следующий год. То есть в среднем на каждый рубль льготной ипотечной задолженности государство ежемесячно будет тратить на компенсацию банкам в два-три раза больше средств, чем в первой половине 2023 года. А значит, логично ожидать, что по итогам 2024 года расходы бюджета на субсидирование ипотеки составят порядка 500—600 млрд рублей.
Теперь посмотрим, какой объем компенсации банкам по субсидируемой ипотеке заложен в проекте бюджета на 2024 год. Оценки составителей бюджета несколько скромнее, чем у нас, но тоже внушительные: только на две основные программы субсидируемой ипотеки — льготную и семейную — заложенные в бюджет расходы в сумме составят 453.8 млрд рублей. Разница в наших с ними оценках, по-видимому, объясняется тем, что расчеты в бюджете основаны на более низком среднегодовом значении ключевой ставки, ведь когда шла работа над составлением бюджета, упомянутый выше среднесрочный прогноз ЦБ еще не был опубликован.
Но даже если принять бюджетную версию прогноза расходов на субсидирование ипотеки, то 453.8 млрд рублей — это по меркам бюджета 2024 года колоссальная сумма.
Для сравнения: бюджетные ассигнования по направлению «Национальная экономика» запланированы в объеме 3.9 трлн рублей. И это на поддержку всех отраслей, включая всё критически важное импортозамещение, где во многих случаях производство надо создавать с нуля, притом, что его рентабельность сравнительно низкая и сроки окупаемости проектов длинные.
Кстати, эти 3.9 трлн рублей на «Национальную экономику» в реальном выражении лишь немного больше, чем планировалось на 2024 год в трехлетнем бюджете 2023—2025 годов; там было 33.5 трлн рублей. Между тем, в нынешних условиях жесткой денежно-кредитной политики (гораздо более жесткой, чем ожидалось год назад) экономике и, особенно, импортозамещающим отраслям, потребуется гораздо больше бюджетной поддержки, чем ожидалось ранее.
Более того, некоторые статьи направления «Национальная экономика» даже сократились: например, субсидии на проекты стимулирования производства комплектующих сокращаются на 5.4 млрд рублей, а затраты на государственные НИОКР в радиоэлектронной промышленности — на 7.6 млрд рублей по сравнению с планом на 2024 год в прошлом трехлетнем бюджете.
Что же касается всех остальных незащищенных статей, то в новом бюджете их финансирование в реальном выражении сократилось. По сути, был проведен десятипроцентный секвестр большинства таких статей бюджета.
На этом фоне расходы на поддержку ипотеки резко выделяются. Они оказались одной из немногих статей бюджета, финансирование которых кратно вырастет в реальном выражении и по сравнению с 2023 годом, и по сравнению с планом на 2024 год в трехлетнем бюджете 2023—2025 годов, и, уж тем более, как доля в расходной части бюджета и как процент от ВВП (пожалуй, единственный другой пример — это «Национальная оборона», рост расход на которую в нынешних условиях объективно необходим).
В прошлом трехлетнем бюджете на поддержку льготной и семейной ипотеки в 2024 году предполагалось направить 119.4 млрд рублей, то есть в нынешнем бюджете на 2024 год эта цифра выросла в 3.8 раза!
Таким образом, через механизм субсидируемой ипотеки строительная отрасль оттягивает на себя львиную долю бюджетных расходов, которые государство в нынешних условиях может себе позволить направить на поддержку экономики.
Более того, стройка оттягивает на себя не только ресурсы бюджетной поддержки, но и трудовые ресурсы, еще более усугубляя имеющий место сейчас дефицит кадров, особенно в рабочих специальностях. Между тем, для многих производств именно дефицит кадров, а не высокие процентные ставки, является сейчас основным ограничивающим фактором.
Так что теперь, глядя на новый федеральный бюджет, уже точно можно сказать, что рост в строительной отрасли у нас достигается во многом за счет других отраслей — причем отраслей, гораздо более важных для страны в условиях санкций и технологической изоляции.