Первым шагом приватизации 2.0 может стать продажа в частную собственность крупнейшего российского поставщика этилового спирта «Росспиртпром». Минфин хочет провернуть это дело до конца 2023 года. В результате отрасль полностью окажется вне контроля государства, что чревато такими же проблемами, что сейчас наблюдаются на рынке нефтепродуктов. Если «добро» будет получено, по следующим шагом может стать передача в собственность непонятно кому РЖД, «Транснефти» и прочих жизненно важных компаний.
Хотят, понятное дело, как лучше — типа заботятся о державе в целом и компании в частности:
— Позиции компании на рынке ослабевают. Если в 2022 году «Росспиртпром» был ведущим производителем в отрасли, имея долю рынка в 46,6%, то уже в первом квартале текущего года она снизилась до 42,5%. Кроме того, наблюдается падение спроса со стороны изготовителей крепкой продукции. За I квартал 2023 года объем продаж спирта снизился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 10,6 млн декалитров. Кроме того, часть экспортных направлений закрылась, а на рынке ужесточилась конкуренция.
Для сохранения роли АО «Росспиртпром» как крупнейшего российского производителя и поставщика этилового спирта необходимы более гибкая маркетинговая политика, управление рентабельностью продаж, возможность оперативно принимать решения по значимым для компании сделкам.
Предлагаемый способ приватизации — аукцион — позволит привлечь к участию в торгах наибольшее количество заинтересованных в приобретении акций инвесторов, а также максимизировать поступления в федеральный бюджет, — говорится в документах Минфина. Направленных в правительство.
Где-то мы всё это уже слышали… Дескать, частный бизнес лучше управляет заводами и фабриками. Именно под эту нехитрую песенку Чубайс, Гайдар и их подельники в начале 90-х обманули народ. Большую часть предприятий тут же закрыли и уничтожили на корню, остальные стали грабить. Собственно, этот процесс продолжается и по сей день, из страны утекают триллионы долларов и масса всевозможного сырья. По сути, бесплатно.
Все сырьевые компании — а больше ничего в РФ не осталось — де-юре контролируются олигархами. Де факто — американцами, которые держат контрольные пакеты акций этих структур. И рукотворный топливный кризис, который мы сейчас видим — наилучшее тому доказательство.
«Речь идет о стратегических и социально значимых напитках — водке и ликероводочных изделиях, для которых „Росспиртпром“ производит ректификованный этиловый спирт. Скорее всего, государство отдаст такой актив в руки доверенного владельца», — считает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Да, спирт и водка — сырьё стратегическое. Как можно отдавать единственного государственного производителя в частные руки? Ведь понятно, что дефицит водки в нужный момент способен взорвать страну гораздо более быстро и верно, чем перебои с ГСМ. Если все спиртзаводы станут частными, и по чьей-то указке они вдруг разом прекратят работу, то в России исчезнет алкоголь. Со всеми вытекающими последствиями. Помните, как при Горбачеве водка попала в разряд дефицита? И что потом было?
Помнят ли это власти? Просчитывают ли последствия? Не факт. В Минфине, надо полагать, помнят и просчитывают, а вот многие другие высшие чиновники особым умом и сообразительностью не отличаются. И не могут соразмерить деньги и риски. 30 млрд рублей — в такую смехотворную с точки госбюджета сумму оценивается «Росспиртпром». А вот ценой приватизации этого стратегически важного актива может стать социальный взрыв, как уже было в самом конце 80-х.
«Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность. Отечественный бизнес накопил значительный инвестиционный потенциал. Деньги в стране есть. Об этом свидетельствуют и массовое возвращение активов из зарубежных юрисдикций, и огромный интерес российского частного капитала к приобретению западных компаний, покидающих (как правило, не по собственной воле) наш рынок», — вещал весной сего года глава ВТБ Андрей Костин.
Тогда помимо РЖД и «Транснефти» предлагалось отдать в руки иностранных акционеров «Россети», «Росатом», «Ростелеком» и ещё ряд жизненно-важных компаний. В обществе поднялся шум и тему замяли. Но только временно.
Что же касается «эффективности», то мы все на своей шкуре ежедневно её чувствуем. Да и на государственном уровне, в общем-то, тоже — помимо «трубы» и прочих сырьевых проектов в РФ практически ничего не осталось.
«Задачей российской экономики сегодня является развитие отраслей, за которые частный бизнес обычно не берется, поэтому вопрос о новой большой приватизации на повестке дня сегодня не стоит. Государственный капитал в экономике обычно исполняет роль ледокола, очищающего путь для частного бизнеса, и другие схемы в России не работают. При этом никто и никогда не доказал, что бизнес управляет компаниями лучше государства, так как частный капитал основной целью ставит максимизацию прибыли. Бизнес заинтересован в приватизации наиболее успешных государственных компаний в собственную пользу, с целью продолжения их хозяйственной деятельности без приложения значимых усилий», — говорит кандидат экономических наук Михаил Беляев.
На данный момент казёнными остались лишь оборонные (не все!), инфраструктурные и откровенно стратегические предприятия вроде «Росспиртпрома». На них-то и нацелились «либералы», собираясь повторить то же самое, что сделали 30 лет назад. Есть большое подозрения, что эти многомиллиардные активы могут в итоге оказаться, например, у тех же американцев. Ну, и наши чиновники, слуги народа, свою копеечку не упустят.
«У нас есть список компаний, которые можно было бы включить дополнительно в следующую трехлетку в приватизацию», — заявил на днях министр финансов Антон Силуанов.
Правда, не очень понятно, с какой это радости именно Минфин решает, что именно стоит продать, а что — оставить в государственной собственности. В данном случае мнение Минобороны было бы куда более интересным, или, к примеру, МВД. Даже несмотря на имеющиеся претензии к этим ведомствам. Но Минфин-то тут при чём? Их дело — считать поступившие в казну денежки, а не фонтанировать сомнительными идеями.
Тем более, что вредительский эффект приватизации-2 очевиден. По планам Минфина, в 2024 году госбюджет может получить от продажи стратегических активов всего 1,2 трлн рублей, в 2025-м и 2026-м — тоже по 1,2 трлн рублей. При этом один только «демпфер» нефтяникам — по сути, дань олигархам и стоящим за ним американцам — в текущем году составит 4 трлн рублей. А выплаты по госдолгу, держателем которого являются также янки и прочие недружественные страны, сожрут 1,6 трлн рублей.
«С точки зрения социальной справедливости, вся приватизация была тотальным воровством — как по методу её проведения, так и по реализации. Я не знаю ни одной приватизационной сделки, которая бы проводилась в соответствии с теми формальными правилами, которые действовали на тот момент. А причина банальна — все знали, что сделка всё равно состоится, так зачем мучиться и всё оформлять аккуратно? И нарушения даже задним числом не были исправлены. Так что с точки зрения общества вся эта приватизация была тотальным воровством. И до тех пор, пока эта проблема не решена, выстроить у нас капиталистические отношения будет невозможно. Потому что народ будет говорить: „Ребята, хорошо, давайте строить капиталистические отношения, давайте поделим то имущество, которое было во времена СССР, между людьми“. Вспомним Егора Гайдара, который ликвидировал сбережения граждан по банальной причине. Как мне позднее рассказывал один из его соратников, ключевой задачей Гайдара было не допустить того, чтобы был выполнен уже принятый закон, по которому граждане своими сбережениями 80-х могли участвовать в приватизации», — объясняет экономист Михаил Хазин.
Кстати, как было сказано выше, в ситуации с «Росспиртпромом» может быть некий «доверенный владелец». Будет аукцион, не будет — уже не столь важно, в конце концов все знают, как они проводятся.
От чубайсовско-гайдаровского жульничества данная сделка отличаться ничем не будет. Да и не факт, что владелец этот будет конечным… Не исключаю, что за данной российской структурой будет стоять американский капитал. То есть Россию оставят без русской водки!