Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
30 октября 2023 12:30

Роберт Аристов: Импорт — это серьезно

Почему тщательный подход к логистике и растаможиванию требует особого внимания при ввозе товаров

593
На фото: эксперт по внешнеэкономической деятельности Роберт Аристов.
На фото: эксперт по внешнеэкономической деятельности Роберт Аристов.

В последние два года предприниматели во всем мире и в нашей стране сталкиваются с многочисленными проблемами импорта и экспорта. Между тем, Всемирная торговая организация (ВТО) подчеркивает, что поддержание стабильности цепочек поставок «имеет решающее значение для бесперебойного функционирования международной экономики и торговли». Как предпринимателям организовать перевозку и растаможивание, чтобы вовремя получить груз и снизить издержки, особенно в ситуации, когда многие международные логистические компании перестали работать в России, банки попали под санкции, а курс рубля сильно меняется? Ответ на этот вопрос знает эксперт по внешнеэкономической деятельности, спикер профессиональных конференций и форумов, посвященных логистике, экс-менеджер отдела закупок международной компании indesit Cummiins, автор книги «ВЭД — это легко», талантливый предприниматель, основатель и генеральный директор компании «ИЗИВЭД-ГРУПП», бывший директор по международным закупкам «Вартон» и «Юнитекс», эксперт по внешнеэкономической деятельности Роберт Аристов.

В практике Роберта есть выдающиеся результаты, такие как сокращение сроков доставки и затрат на перевозку — в первые же месяцы работы в одном из ведущих предприятий на российском рынке мебели «Юнитекс». Не каждый управленец может достичь таких результатов даже за годы работы.

Кроме того, для российского лидера рынка светотехнического оборудования «Вартон» Аристову удалось отсудить 1 млн долларов от Федеральной таможенной службы (ФТС). До его прихода компания, импортируя товар, испытывала проблемы с оформлением документов по всем правилам, поэтому ее грузы ФТС регулярно задерживала до выяснения обстоятельств. Роберту Аристову удалось добиться того, чтобы «Вартон» включили в список импортеров с пониженным риском и больше не блокировали его грузы. Импортер с пониженным риском — это компания, которая фактически всегда тщательно соблюдает таможенное законодательство, и вероятность того, что при проверке обнаружатся какие-либо нарушения, ничтожно мала.

«СП»: Роберт, ваши выдающиеся результаты в сфере внешнеэкономической деятельности достигнуты в условиях российской логистики. Почему она считается профессионалами одной из самых сложных в мире?

— Главная причина — величина территории России при недостаточно развитой транспортной системе. Это приводит к большим затратам при импорте товаров, например, из Китая. Везти контейнер на расстояние 6800 км из Шанхая в Москву втрое дороже, чем преодолеть 10 тысяч километров до Лос-Анджелеса. Чтобы доставить груз из Китая в Москву, нужны автодорожный, морской и железнодорожный транспорт, в то время как в Лос-Анджелесе достаточно морского и автомобильного пути. Поэтому организация логистики в России требует глубоких знаний специфики внешнеэкономической деятельности в РФ и опыта для оптимизации маршрутов и сокращения затрат.

Процедура таможенного декларирования в России и в СНГ тоже считается одной из самых сложных в мире. Для успешного импорта товаров в эти регионы необходимо быть знакомым с деталями Таможенного Кодекса и понимать, какие таможенные посты больше подходят.

Третьим существенным фактором, осложняющим логистику в России, являются международные санкции. Они затрагивают не только товары двойного назначения, но также оказывают влияние на импорт продовольствия. Проблемы начинаются от трудностей с финансовыми переводами и заканчиваются ограничениями на выбор транспортных компаний в связи с последними событиями и уходом крупных западных игроков с рынка России.

«СП»: Выступая на международных и всероссийских конференциях для профессионалов в сфере внешнеэкономической деятельности и логистики, вы неоднократно говорили о важности создания должности таможенного декларанта внутри компаний-импортеров. Это, несомненно, ваша управленческая инновация: ведь обычно все привыкли пользоваться услугами подрядчиков-таможенных брокеров. Как к вам пришла идея такого новшества?

— Подрядчик-таможенный брокер — в определенных случаях может быть предпочтительнее штатного сотрудника. Например, в случаях, когда компания импортирует немного товаров и не так часто, держать отдельного работника на окладе может не иметь смысла. То же самое касается фирм, у которых нет никакого опыта в организации ввоза грузов из-за рубежа: когда никто из персонала не разбирается в этой теме, лучше делегировать растаможивание подрядчикам. Деятельность брокеров лицензируется, у них в штате есть профильные специалисты (иначе компании не дадут лицензию).

Но в ситуациях, когда компания импортирует регулярно и много, затраты на таможенных брокеров могут сильно отягощать бюджет. Одно дело — заплатить подрядчику двадцать или пятьдесят тысяч рублей раз за 3 года, а другое — при больших объемах закупок перечислять сотни тысяч рублей каждый квартал ежегодно на протяжении нескольких лет.

Парадоксально прозвучит, но недостаток таможенных брокеров в том, что они заинтересованы оказать услугу качественно. Казалось бы, в этом ничего плохого, но, как говорится, «дьявол в деталях». Оказание качественной услуги в данном случае — это правильное оформление документов, чтобы ФТС пропустила груз. Соответственно, таможенный брокер работает на то, чтобы повысить вероятность пропуска груза, не задумываясь о том, как это повлияет на ваш бизнес целиком. Например, есть товары, которые можно задекларировать несколькими способами, и, в зависимости от того, какую категорию указать в документах, налог будет различаться. Таможенные брокеры часто выбирают такой вариант декларирования, который вызывает меньше вопросов и возражений у ФТС, но подразумевает более высокий налог. То есть, ваши затраты на закупку товара увеличиваются, и, соответственно, вам придется продавать его потребителям по более высокой цене, что снижает вашу конкурентоспособность (либо вы можете оставить низкую цену, но тогда уменьшится ваша прибыль).

Таким образом, получается, что подрядчик-таможенный брокер, даже очень профессиональный (правильнее сказать: «особенно, если очень профессиональный»), — не работает на укрепление вашего бизнеса.

«СП»: Поэтому вы разработали, внедрили такую управленческую инновацию как создание штатной должности таможенного декларанта, обучаете ей других профессионалов сферы внешнеэкономической деятельности, логистики, закупок?

— Именно так. Я вижу своей миссией — стимулировать компании создавать собственные внутренние отделы по внешнеэкономической деятельности с таможенными декларантами. В силу сложности таможенной системы, полезно, когда в штате есть специалисты, способные не просто хорошо знать и применять таможенное законодательство, а увязывать его со стратегией бизнеса. По моему опыту, это способствует избежанию конфликтов с Федеральной таможенной службой и значительно сокращает расходы на импорт.

По этой причины я обучаю предприятия самостоятельно проводить таможенные декларации, минуя посредников. Такой подход помогает снизить комиссионные платежи и стоимость импорта. Более 30 судебных дел, в которых я участвовал, свидетельствуют о том, что правильное самостоятельное таможенное декларирование может способствовать защите интересов компании.

«СП»: Вы также выступали в роли эксперта на форуме для активных игроков логистического рынка «Лидеры Логистики». Там вы говорили про внедрение декларантов в компании?

— Да, на форуме я говорил о том, как получить ощутимый экономический эффект при разумном подходе к декларированию, а также о преимуществах работы по принципу «Сам себе декларант». Такой подход к работе помогает построить более четкие бизнес-процессы и избавить от давления через брокерскую печать. В качестве примера я приводил компанию «Вартон», которая за 2018 год сэкономила почти 14 миллионов рублей.

«СП»: Вы автор книги «ВЭД — это легко». Профессионалы из сфер международных закупок, логистики отмечают, что это одно из лучших пособий по внешнеэкономической деятельности. Когда начинали писать ее, вы ожидали, что она станет пользоваться такой популярностью?

— Я тогда не задумывался о популярности: просто хотелось понятным языком рассказать о том, какие нюансы, зачастую скрытые от глаз даже профессионала, существуют в управлении международными закупками. Как оценить зарубежного поставщика, как прописать условия в договоре, выбрать оптимальный путь транспортировки, рассчитать рентабельность сделки, ввезти груз, осуществить растаможивание — на каждом из этих этапов можно «споткнуться», потерять деньги. После того, как книга вышла и стала пользоваться популярностью, некоторые основатели фирм-таможенных брокеров даже говорили мне: «Зачем ты раскрыл все карты и сделал ВЭД доступным и понятным? Теперь к нам станут меньше обращаться».

«СП»: Таким образом ваша книга «ВЭД — это легко» уже помогла сотням компаний-импортеров сохранить свои деньги и снизить риски. У вас внушительный опыт успешного управления международными закупками в больших компаниях. Планируете писать пособия для крупного бизнеса?

— Да, вы угадали. Я приступил к написанию книги «Мастерство внешнеэкономической деятельности». В ней освещу методы управления процессами внешнеэкономической деятельности в крупных компаниях. Сфера внешнеэкономической деятельности вообще, а в России особенно, содержит много подводных камней. Ошибки в этой сфере могут поставить под серьезную угрозу экономическую целесообразность импорта товаров и привести к административным или даже уголовным последствиям для руководителей, принимающих стратегические решения внутри организации. Из этого следует, что к важным факторам успеха крупного импортера относится грамотное выстраивание международных закупок. Если управлять процессами приобретения, транспортировки и растаможивания товаров правильно, можно сэкономить много денег, увеличив таким образом оборотные средства компании и усилив свое конкурентное преимущество.

«СП»: Что бы вы посоветовали тем предпринимателям, которые только начинают импортировать?

— Правильно определяйте код продукции в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Когда ввезли и растаможили груз, храните все документы: Федеральная таможенная служба иногда проводит дополнительные проверки. Формируйте грамотную команду, тщательно и главное — заранее — просчитывайте бюджет. И, конечно, соблюдайте таможенное законодательство.

30.10.2023

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня