Декабрь каждого года — традиционно время экономических прогнозов на следующий год. Впрочем, в России ряд ведомств и организаций начинают делать прогнозы на следующий год еще в начале предыдущего. А потом в течение года могут их несколько раз корректировать — с учетом прогнозных оценок по текущему году.
Традиционно наиболее оптимистичные прогнозы дает Минэкономразвития (по ходу отмечу, что если ретроспективно просматривать прогнозы Минэкономразвития, то оптимизм ведомства почти никогда не сбывался). Это ведомство в следующем году ожидает роста ВВП Российской Федерации на 2,3% в базовом сценарии и на 1,4% в консервативном.
Это последняя (октябрьская) версия прогноза, предыдущая была в апреле, и цифра базового сценария равнялась 2,0%. Оптимизма экономическому ведомству придало то, что в текущем году российская экономика развивалась несколько быстрее, чем ожидало ведомство. Осенью Минэкономразвития повысило прогноз по росту ВВП в 2023 году до 2,8% с 1,2% в апрельской версии. При всем своем оптимизме министерство признает, что в следующем году развитие экономики несколько замедлится по сравнению с нынешним годом.
Несколько более сдержанно оценивает ближайшее будущее Центральный банк РФ. Предпоследняя (июльская) версия прогноза ЦБ давала оценку роста ВВП в 2023 году на уровне 1,5−2,5%. Октябрьская версия прогноза сохранила этот диапазон без изменения. А вот прогноз на 2024 год в последней версии был несколько скорректирован в сторону понижения. ЦБ снизил верхнюю границу интервального прогноза роста российской экономики в 2024 году — 0,5−1,5% против 0,5−2,5% в июльской версии. Опять же из этих цифр вытекает, что ЦБ ожидает некоторого замедления экономического развития в следующему году по сравнению с текущим.
Очень популярны в России прогнозы МВФ по российской экономике. Кстати, Фонд также корректирует свои прогнозы как на текущий, так и на следующий год. Градус оптимизма Фонда по части России рос в течение года. Напомню, что еще в октябре 2022 года Фонд прочил падение ВВП России на 2,3%. В январе этого года Фонд уже поменял минус на плюс: он оценивал прирост ВВП в России в текущем году в размере 0,3%. В апреле было уже 0,7%; в июле — 1,5%. И вот, наконец, в октябре последняя корректировка, которая повысила прогнозную оценку на текущий год до 2,2% (IMF. World Economic Outlook. October 2023). Такие радикальные корректировки не часто случаются в практике Международного валютного фонда. Видимо, российская экономика для экспертов Фонда является труднопознаваемым объектом, «вещью в себе».
Корректировал Фонд и прогнозы российской экономики на 2024 год — естественно, в сторону повышения оценок. Так, июльская оценка была 1,1%, а октябрьская — 1,3%. Суть этих оценок Фонда в том, что в следующем году должно произойти замедление экономического развития России по сравнению с нынешним годом. Т.е. понижательный тренд, прогнозируемый Фондом, в целом совпадает с прогнозными оценками Минэкономразвития и Банка России. Кстати, МВФ дает прогнозы по России и на последующие несколько лет. В 2025 и 2026 гг. годовые приросты ВВП РФ оцениваются в 1,0%. А в 2027—2028 гг. — в 0,9%. Фонд рисует картину экономического затухания России.
Чтобы в полной мере оценить прогнозные оценки по России на следующий год (следующие годы), желательно их сравнить с прогнозными показателями в целом по мировой экономике и показателями отдельных стран. Вот прогнозные оценки МВФ по отдельным странам на 2023 и 2024 гг. (прирост ВВП, %): Китай — 5,0 и 4,5; Индия — 6,3 и 6,3; Бразилия — 3,1 и 1,5; США — 2,1 и 1,5.
Некоторым утешением для России могут быть оценки по Германии, у которой они хуже, чем у России. В 2023 году ВВП Германии должен сократиться на 0,5%; в следующем году вырасти на 0,9%.
Мировой ВВП, согласно последнему (октябрьскому) прогнозу МВФ, в этом году должен вырасти на 3,0%, а в следующем — на 2,9%. Следовательно, темпы экономического развития России в 2023—2024 гг. существенно ниже среднемировых. А отсюда вытекает, что позиции России в мировой экономике будут слабеть. По оценкам МВФ, доля России в мировом ВВП (расчет по паритету покупательной способности рубля к доллару США) равнялась (%): 2020 г. — 3,09; 2021 г. — 3,07; 2022 г. — 2,91. В 2023 г., согласно предварительной оценке МВФ, она опустится до 2,89%, а в 2024 году, согласно прогнозу, — до 2,84%. За этими цифрами скрывается серьезная угроза России. Сегодня все наперебой стали говорить о необходимости восстановления и укрепления национального суверенитета России. Но как его можно восстанавливать и укреплять при существовании описанных выше экономических тенденций?
Традиционные прогнозы экономики России (Минэкономразвития, ЦБ РФ, МВФ) в ноябре нынешнего года были дополнены прогнозом Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Он, пожалуй, самый мрачный (выражаясь политкорректно — самый консервативный). Экономику России, по мнению АКРА, в 2024 году ожидает существенное замедление темпов роста — ВВП увеличится лишь на 0,5−1,3%. В этих цифрах, образно выражаясь, в два раза меньше «оптимизма», чем в цифрах Минэкономразвития.
Между прочим, достаточно странная ситуация. В стране образовалось несколько источников официальных, «авторитетных» прогнозов. На какие цифры, скажем, должны ориентироваться участники рынков и экономической деятельности? Такая прогнозная «какофония» — источник неопределенности и хаоса в экономической жизни страны.
Забавно, что Минэкономразвития свою бурную и пропитанную оптимизмом прогностическую деятельность иногда называет такими умными словами, как «индикативное планирование». Мол, министерство не просто прогнозирует, а «планирует», правда планирование не директивное (как это было в СССР), а индикативное (модное словечко, которое пришло к нам с Запада). На самом деле, ведомство занимается «гаданием на кофейной гуще» и «астрологией» (предсказаниями будущего «по звездам»).
Приведенные выше прогнозные оценки на 2023 и 2024 гг. лишний раз свидетельствуют о том, что нынешняя экономическая модель России обрекает ее на медленное умирание. Необходимы срочные и радикальные реформы отечественной экономики. Которые, между прочим, должны предусматривать отказ от «астрологии» и переход к директивному планированию экономики.