У Киева заканчиваются деньги на борьбу с Россией, пишет Bloomberg. И пытается проанализировать меры, на которые может пойти руководство Украины, если новое западное финансирование так и не будет предоставлено в достаточном объеме.
Вариантов — признает издание — немного. И все они «сопряжены с рисками».
Один из них — повышение налоговых поступлений. Что по мнению Bloomberg, станет очевидной проблемой «для потрепанной военными действиями экономики» страны. Другой — сокращение расходов на социальные нужды, но украинское общество и без того находится в отчаянном положении.
Есть еще варианты с девальвацией гривны или включением печатного станка по решению Центробанка. Между тем, как заявил агентству министр финансов Украины Сергей Марченко, такие меры будут иметь «негативные последствия». В частности, приведут к росту инфляции. Опять же, напоминает Bloomberg, МВФ, который в следующем году намерен выдать Украине кредиты на 5,3 млрд долларов, установил ограничение на ее печатный станок: не более 50 млрд гривен в квартал.
Киев все еще надеется в следующем году покрыть дефицит бюджета, который составляет более 40 млрд долларов, за счет внешних финансовых вливаний. При этом на данный момент подтверждено получение извне меньше трети от этой суммы.
И как сообщила в этой связи главный экономист киевского инвестиционного банка Dragon Capital Елена Билан, «если дефицит поступающей из-за рубежа помощи превысит несколько миллиардов долларов США, у властей останутся на выбор только неприятные варианты».
Bloomberg отмечает, что Владимир Зеленский поехал на этой неделе в Вашингтон как раз для того, чтобы выступить в Конгрессе США со срочным призывом к республиканцам разблокировать предложенное президентом Джо Байденом выделение Киеву более 60 млрд долларов. Но уже понятно, что свое красноречие пан атаман тратил понапрасну.
Лидер республиканского меньшинства в сенате Митч Макконнелл дал понять, что в этом году Украине не стоит ждать денег из США. В лучшем случае — в феврале-марте следующего. И, скорей всего, ни о каких 60 млрд речь не идет. Потому что, как заявил официальный представитель Белого дома Джон Кирби, «горшочек пуст» — то есть, деньги на помощь Киеву заканчиваются.
Впрочем, кое-что Байден все же положил в протянутую руку киевского гетмана, а именно, целых 200 млн долларов из неподотчетных парламентариям фондов. Но это — на оружие.
Между тем, схожие процессы, пишет Die Welt, идут в Европе. Газета напоминает, что 14 декабря в Брюсселе состоится саммит глав государств и правительств ЕС, на котором должна быть согласована денежная поддержка Украины в размере 50 млрд евро. Но премьер-министр Венгрии Виктор Орбан угрожает наложить вето на это решение.
Если это произойдет, сокрушается издание, Киев суммарно лишится 100 млрд евро из США и Европы. Для страны, ВВП которой ещё до начала боевых действий составлял всего 190 млрд евро, это экзистенциальная угроза. Украина может не пережить следующий год не в военном, а в финансовом плане.
Но так ли это? Опять же, к чему эти лицемерные стенания, если именно стараниями Запада Украина превратилась в страну-содержанку, которая считает, что ей должны все?
Прокомментировать возможное снятие незалежной с довольствия «СП» попросила ведущего научного сотрудника Института стран СНГ, кандидата экономических наук Александра Дудчака:
— Действительно, без внешнего финансирования Украина может существовать крайне недолго, если еще при этом она будет вести боевые действия. Единственный для нее выход в таком случае — пойти на капитуляцию. Альтернативный вариант сложно найти.
Но говорить о том, что всё, Украину сняли с довольствия и теперь она будет существовать на свои кровные, наверное, было бы неверно. Да, есть задержки с деньгами. Но пока республиканцы в американском Конгрессе бодаются с демократами по тому, что они называют «помощью» Киеву, поддержка ВСУ все равно продолжается. Очередные 200 млн дали. Недавно дали еще 100 млн. Кроме того, Япония уже сказала, что выделит помощь Украине в размере 4,5 млрд долларов — часть напрямую, часть — через Всемирный банк.
Собственно, и в самой Америке особых противоречий нет по поводу финансировать незалежную или нет. Просто есть требование республиканцев включить в список расходных статей еще и траты на безопасность границы. На эту тему там как раз и идут баталии, поэтому бюджет США до сих пор не принят.
Расхождение единственно в этом. А так большинство республиканцев совсем не против спонсировать Украину, тем более это, как говорят, помогает американскому ВПК.
«СП»: В этом плане позиция европейцев чем-то отличается?
— В Европе как бы свои проблемы. Там 50 млрд евро из пакета помощи Украине хотели растянуть до 2027 года. Но Виктор Орбан, а теперь еще и словацкий премьер Роберт Фицо выступают резко против этого решения Брюсселя.
Правда то, что может не получиться через наднациональные европейские структуры, скорей всего, будут пытаться пробивать через отдельные страны, которые станут, так сказать, вносить свой посильный вклад.
Но с этим тоже не все просто. И Германия, которая обещала четыре миллиарда, а потом даже восемь, как-то особо не торопится. Видимо, какая-то пробуксовка там случилась.
По любому, сокращение финансирования Украины, конечно, может быть. Только никакое повышение налогов ее в этом случае не спасет — там действующих предприятий почти не осталось. А сокращение социальных выплат ударит, в первую очередь, по простым жителям, которые еще остаются на этой территории. Там и так уже МВФ требует поднять тарифы для населения на 40% - за электроэнергию и 70% - за газ.
Впрочем, когда еще прошлый бюджет верстали, Зеленский заявлял, что, если не будет финансовых вливаний от западных «партнеров», придется сократить выплаты пенсионерам и бюджетникам. Так что эту «меру» вполне могут реализовать. Да, уровень жизни будет понижаться, но в этом плане деградация может идти очень долго.
При этом я бы не стал говорить о том, что ВСУ сразу «посыплются». Это было бы замечательно, но лучше пока не расслабляться.
«СП»: Почему?
— Потому что армию финансировать будут. На Западе уже смотрят на Украину как на свою территорию. Поэтому требуют переходить к обороне, фиксировать линию фронта. И начинают муссировать тему переговоров и заморозки конфликта. Хотя Зеленский по-прежнему отвергает возможность отказа от территорий в пользу Москвы.
С другой стороны, мне кажется, американцев бы устроило, чтобы под российский контроль окончательно уже перешли все территории, которые Россия считает своими.
Публично они могут говорить что-то иное, но по факту, я думаю, это так. Главное, чтобы у киевского режима (нынешнего или такого же следующего) оставались огромные территории с выходом к морю.
Американцев это вполне устраивает. Поскольку, в общем-то, уже распределили земли, которые пока еще формально относятся к Украине. На самом деле там уже все поделено между транснациональными корпорациями и Соединенными Штатами.
«СП»: До какой точки должна дойти Украина, чтобы западные спонсоры поняли, что никакие деньги ее не спасут?
— «Точка» эта — отсутствие у ВСУ возможности сопротивления на линии фронта.
То есть, будет рушиться инфраструктура, метро уходить под воду, у людей не будет связи, света и тепла — это все детали. Процесс деградации, который был неизбежен в нынешних условиях.
Но на то, как живет население, им, по большому счету плевать. Это не будет каким-то особым фактором, который повлияет на принимаемые решения в Вашингтоне и Брюсселе.
Другое дело, когда обрушится линия фронта. И эта тенденция намечается, просто не хочется раньше времени что-то говорить по этому поводу. Но факты есть. ВСУшники чаще сдаются в плен, начинают отступать.
Над Марьинкой в Донецкой народной республике наши ребята подняли флаги России и Победы.
Понятно, процесс сложный. И хотя время работает не на них, но и нам не хочется его терять.