Антироссийские санкции США препятствуют поставке трех газовозов ледового класса японской компании Mitsui OSK Lines Ltd. (MOL) российскому заводу по производству сжиженного природного газа, производимого «Арктик СПГ-2» (проект компании «НОВАТЭК»). Об этом сообщает Bloomberg.
Японская компания зафрахтовала три судна для транспортировки топлива, строительство первого из которых должно завершиться в этом году, однако не может предоставит их для использования. При этом в контракте есть обязательство продать суда «Арктик СПГ-2», если MOL не сможет оказывать транспортные услуги, но этому, по словам президента компании Такэси Хасимото, также мешают санкции.
Он отметил, что MOL «работает с правительствами США и Японии над поиском решения».
Как пишет Bloomberg, без японских газовозов «НОВАТЭКу» будет сложно вывести завод на запланированные мощности. В декабре из-за рестрикций США «НОВАТЭК» уже уведомил некоторых покупателей топлива с «Арктик СПГ-2» о форс-мажоре. В конце декабря, по информации газеты «Коммерсант», иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» — французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC — также объявили форс-мажор по участию в проекте.
Тем не менее вице-премьер России Александр Новак заявил 25 января о готовности «НОВАТЭК» к началу поставок с первой линии проекта.
«По информации, которую нам компания дает, это, наверное, где-то февраль», — сказал он.
Примечательно, что сетования японского бизнеса о проблемах и возможных убытках происходят на фоне заявлений Токио о работе над антироссийскими санкциями.
«Япония продолжит работать с международным сообществом, включая G7, над принятием таких мер, как введение строгих санкций против России», — заявила 7 февраля глава МИД Ёко Камикава на «Общенациональном митинге за возвращение северных территорий».
При этом Токио, по ее словам, готово обсуждать с Россией и вопросы рыболовного промысла у Южно-Курильских островов, которые Москва не согласовала из-за антироссийской позиции Японии, и мирный договор, который японские власти также хотят заключать на своих условиях, забывая, что суверенитет России над Курильскими островами закреплен в нашей Конституции, а значит, «территориальный вопрос» закрыт.
Как заметил кандидат исторических наук, доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Османов, японские власти «не очень вольны» принимать самостоятельно серьезные решения, однако сильного удара по японскому бизнесу проблемы с танкерами или рыбным промыслом не нанесут.
— Доля России в торговле с Японией всегда была ничтожно мала. Даже на пике наших положительных отношений где-то в 2013 году она составляла не более 5% от общего товарооборота. Какие-то убытки Япония терпит, терпят убытки японские компании, например, те, кто был завязан на российское сырье, рыбопромышленные, но там всегда был очень сильный теневой рынок.
Ну, а к тому, что заявляет тот же японский МИД, надо уже привыкнуть. Риторика у них, как заезженная пластинка и меняться не будет.
«СП»: Но есть хоть какая-то вероятность, что Токио все-таки изменит нынешнюю конфронтационную политику в отношениях с Россией на более если не дружественную, то прагматичную? Или суверенитет уже полностью утрачен?
— Самостоятельно Токио не может изменить эту политику. Никто им это не даст сделать. Если сделать хоть какой-то шаг навстречу России или попытаться обойти какую-то часть санкций, то Токио скажут, что он не имеет права это делать, поскольку нарушает договоры о стратегической безопасности и прочее. Самостоятельно они точно ничего не сделают.
Гипотетически, должно произойти что-то очень серьезное, чтобы что-то изменилось — либо рухнуть американо-японский альянс, либо у США должны улучшиться отношения с Россией. Посмотрим, что покажут выборы.
Честно говоря, в ближайшее время ни то что прорыва в отношениях с Японией, а даже минимального выхода из застоя, кризиса я не вижу.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что на ситуацию с газовозами для «Арктик СПГ-2» влияет общая токсичность проекта после введения против него американских санкций.
— На это американцы и рассчитывали. Они записали этот проект и саму компанию в SDN-лист. Это значит самые жесткие санкции — никакие контакты с этой структурой не разрешены. Даже старые контракты, которые давно подписаны, на продажу газа, его вывоз, обслуживание — выполнять нельзя.
Важен момент, в каком из звеньев цепи происходит разрыв. Японская компания заказала три газовоза на южнокорейской верфи. Это исполнять можно. Верфь имеет право передать их японской компании. А дальше встает вопрос — куда девать эти газовозы? Они арктического класса и ни одному проекту в мире такие танкеры не нужны.
Таких танкеров построено в мире только 15 штук для «Ямал СПГ». Шесть строилось в Южной Корее для «Арктик СПГ-2»: три — под заказ японской компании, еще три заказывал «Совкомфлот», но он сам попал под санкции, и чтобы корейцы не отказались строить газовозы, контракт был переоформлен на какую-то другую структуру.
Еще 15 газовозов «НОВАТЭК» заказал у нашей дальневосточной верфи «Звезда», но она тоже сотрудничает с южнокорейскими судостроителями, а так как «Звезда» тоже попала под санкции, то южнокорейцы отказались и уже два года «Звезда» пытается заменить их на китайских, которые бы присылали, по сути, готовые судокомплекты, из которых можно собрать газовоз. Но пока перспективы еще хуже.
Наилучший сценарий для «НОВАТЭКа», чтобы японцы получили эти три газовоза, а потом кому-то продали. А так как никого желающих купит не будет, то «НОВАТЭК» вполне может создать какую-то структуру, которая выкупит у японцев эти газовозы и сам будет вывозить продукт «Арктик СПГ — 2».
Ждем, когда южнокорейская верфь сдаст газовозы заказчику, то есть японцам, и посмотрим, в какой юрисдикции они будут консолидированы.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».