Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

В российских гостиницах будет «всё включено» — даже крепостное право

Постояльцев хотят лишить возможности отказываться от услуг недобросовестных отельеров

7818
В российских гостиницах будет «всё включено» – даже крепостное право
Фото: Александр Саверкин/ ТАСС

Российские отельеры пролоббировали изменения в законодательстве, которые способны принести им огромные прибыли. Бронирование номеров в гостиницах хотят сделать невозвратным, то есть платить придётся в любом случае — смогли вы заселиться или нет. Таким образом владельцы отелей хотят окончательно закрепить правило, что клиент всегда неправ. При этом никаких новшеств, защищающих интересы постояльцев, естественно, не предусмотрено.

В законы «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности», а также в первый пункт 782 статьи Гражданского Кодекса собираются внести изменения, согласно которым бронирование номеров в так называемых коллективных средствах размещения могут сделать безвозвратным. Точнее, появится возможность ввести подобную «услугу». Сейчас в случае отмены бронирования с туриста реально удержать в лучшем случае сумму за сутки проживания, а номер, куда не заехал постоялец, может простоять пустым 5−7 дней, утверждают работники отрасли.

Читайте также
Зерновая сделка: Украина переиграла Россию в Египте, предложив арабам на 7 долларов меньше Зерновая сделка: Украина переиграла Россию в Египте, предложив арабам на 7 долларов меньше Почему все российские экспортеры предложили одинаковую и слишком высокую цену за пшеницу?

Инициатива идет от Минэкономразвития, которое ныне курирует туристическую индустрию. «В перспективе можно будет выбрать невозвратный тариф и забронировать номер по более низкой цене, или выбрать возвратный тариф и снизить риски, связанные с возможной отменой поездки. Рассчитываем, что принятие законопроекта увеличит доступность проживания для гостей благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки», — заявили в Минэкономразвития.

Мифическая выгода постояльцев оценивается примерно в 10−15%, что, как несложно догадаться, неадекватно мало. Цены в российских отелях давным-давно превзошли мировые, особенно в пересчёте на доходы населения. И откуда растут ноги у перспективного законопроекта совершенно очевидно — постарались отельеры.

Тех сверхприбылей, которые они получают, особенно на югах, владельцам гостиниц явно мало.

«Гостиничный бизнес терпит убытки из-за отмены туристами бронирований за несколько дней до или в день заезда. В последнюю неделю до заезда отменяется каждый десятый номер и не всегда его удается реализовать заново. Поэтому, такой отказ — это прямой убыток отеля, что при низкой рентабельности гостиничного бизнеса и высокой „сезонности“ снижает доходы средств размещения и инвестиционную привлекательность бизнеса», — плачется президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.

С инвестиционной привлекательностью данного бизнеса как раз всё прекрасно, строительство инфраструктуры в туристических регионах идёт. Правда, крупный бизнес, который захватил в собственность построенные ещё в Советском Союзе гостиницы, пансионаты и дома отдыха, это как раз не радует. Так называемые гостевые дома, которые нынче собираются узаконить, дико злят отельеров.

В настоящее время законопроект № 409713−8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых дома» готовится ко второму чтению и его всячески пытаются торпедировать. Или хотя бы выхолостить — лишить смысла. Правда, получается пока не очень, да и проблема, как говорится, перезрела.

«На территории субъектов Российской Федерации — участников предлагаемого эксперимента расположено большое количество таких индивидуальных жилых домов. Отсутствие регулирования деятельности таких средств размещения негативно влияет на уровень обеспечения защиты прав потребителей, их безопасность, создает правовую неопределенность в вопросе предъявляемых к собственникам таких средств размещения требованиям, приводит к потерям бюджета», — означено в пояснительной записке к законопроекту.

Согласно этому документу «гостевым может считаться индивидуальный жилой дом или его часть, в котором номера и помещения вспомогательного характера используются для осуществления деятельности по предоставлению гостиничных услуг, в том числе услуг питания, бытового обслуживания, обеспечения досуга и отдыха туристов.

Гостевой дом должен отвечать следующим требованиям: общая площадь не превышает 1000 квадратных метров, количество номеров не превышает 15, гостевой дом поставлен на государственный кадастровый учет, соответствует категории «без звезд» и размещается на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства".

«Пилотные» регионы — Краснодарский край, Крым, Севастополь, Дагестан, Алтайский край и Горный Алтай. Там гостевых домов уже огромное количество, и власти, по сути, намерены лишь узаконить то, что и так существует. И будет существовать, несмотря ни на что.

Легализация гостевых домов — «проблема для обычных гостиниц уровня 3* и выше. Им явно не нравится конкуренция со стороны жилых гостевых домов на ИЖС с номерами уровня 3−5*, но без нагрузки на инфраструктуру и большого количества персонала. При этом с ёмкостью мест, превышающей ёмкость мест всех имеющихся гостиниц», — объясняет руководитель общественной организации «Курортный Крым» Александр Бурдонов.

В том же Крыму новые большие отели никто не строит, крупный российский бизнес, зачастую имеющий тесные связи с Западом, не хочет рисковать. При этом старые советские гостиницы испытывают серьёзную конкуренцию со стороны гостевых домов. Впрочем, в других регионах крупного гостиничного строительства тоже не замечено, зато вывод капиталов из РФ только нарастает…

Читайте также
«Илья Муромец»: от Сикорского до Путина «Илья Муромец»: от Сикорского до Путина При создании первого многомоторного бомбардировщика не обошлось без Шкалика

«Частники», напротив, вовсю строятся и готовы принимать постояльцев.

Судя по всему, именно поэтому отельеры и решили зайти с другой стороны, а именно — повысить норму прибыли за счёт невозвратного бронирования. Что совершенно реально, особенно если учесть, что никаких норм по «скидкам» за эту самую стопроцентную предоплату номеров не предполагается.

Собственно, таковых и не может быть — тут бизнес, по идее, должен сам предлагать привлекательные условия.

Что в наших реалиях — ненаучная фантастика. Если закон примут (проект пока даже не передан в Госдуму), то внезапно может оказаться, что большая часть номеров, если не все, вдруг станут «невозвратными». Иначе отечественный бизнес, к сожалению, просто не умеет.

Правда, вскоре последует неизбежный откат в лучших традициях народной поговорки: «жадность всегда ведёт к бедности». Постояльцы удерут в гостевые дома или вообще на съёмные квартиры, и отельеры останутся с носом.

Законодательное закрепление права российских гостиниц предлагать невозвратный тариф позволит клиентам получать сервис того же качества по меньшим ценам; потребителям были бы выгодны и другие варианты гибких тарифов, например отказ от некоторых предоставляемых гостиницей услуг ради сокращения издержек, вещает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Читайте также
От Chery Arrizo8 до «Патриота» и "автохлама": Что, за сколько и где сейчас можно купить От Chery Arrizo8 до «Патриота» и «автохлама»: Что, за сколько и где сейчас можно купить Авторынок свертывается — россияне откладывают приобретение машин до лучших времён

Аж расплакаться хочется от умиления, какие российские бизнесмены добросердечные и предупредительные. На деле проблема предоставления (точнее, непредоставления) гостиничных услуг — одна из основных в российской сфере гостеприимства. Которую таковой вообще назвать сложно.

Чем «круче» отель, тем больше вероятность, что вас пошлют со всякими «просьбами несуразными». Например, на тему неисправной сантехники в номере, грязного белья или питания. В причерноморских гостиницах, работающих по системе «всё включено», тот самый «шведский стол» могут заменить обычным «порционным» питанием. Вариантов обмана самое великое множество, и справедливости не добиться — как работает Роспотребнадзор известно всем: никак.

То есть в целом получается игра в одни ворота — клиента хотят заставить «жрать то, что дают». Сейчас, если вам не понравился отель — свинскими условиями, хамским персоналом, дополнительными поборами и т. д. — вы можете собрать манатки и моментально переехать в соседний. Деньги, если вы их заплатили вперёд, вам вернут, обязаны. И этой возможности нас хотят лишить.

К тому же при полной предоплате резко возрастает риск мошенничества. Так, недавно в Питере судили трёх жуликов, которые продавали путёвки в несуществующий санаторий и брали при этом небольшую предоплату. Общий ущерб составил всего 3,3 млн рублей — копейки. А теперь представим, что заработал новый закон с невозвратным бронированием. Счёт потерь граждан шёл бы на десятки миллионов рублей.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня