Месторождения лития по всему миру национализируют — этот металл объявлен стратегическим, так как производство аккумуляторов и спрос на них быстро растут.
В России прямо противоположная картина, в бизнес запустили олигархический капитал. К гадалке не ходи — вскоре наш литий будут вывозить из страны. Как обычно, в виде сырья.
Планы производства из него конечной продукции откровенно нереализуемые, а место для завода выбрано как-то очень странно.
Россия вошла в тройку мировых лидеров про запасам лития — разведано Колмозерское месторождение редких металлов, где его очень много. И ещё там есть ниобий, тантал, бериллий, рубидий, цезий
Лицензию на добычу отдали ООО «Полярный литий» — это совместное предприятие ГМК «Норильский никель» и «Росатома». Госконтора тут скорее для прикрытия, так как данный вид деятельности для неё не профильный. А вот олигархическая компания имеет огромный опыт экспортных операций.
Во всём мире месторождения лития нынче национализируют, так уже поступили Чили, Индонезия, Мексика и не только.
«Мы собираемся национализировать литий, чтобы его не могли эксплуатировать иностранцы. Ни из России, ни из Китая, ни из США. Нефть и литий принадлежат нации, народу Мексики», — заявил президент страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор.
И подписал соответствующий указ. Аналогично в Чили. А в Индонезии до кучи ещё и забрали в собственность государства все запасы никеля. В Боливии литий тоже контролируют власти, хотя иностранцев пускают — поработать под присмотром. Пока пускают — пока таковые нужны…
«Добыча сырья будет вестись на основе суверенной модели, предполагающей осуществление контроля со стороны государства. Зарубежные инвестиции будут направлены, в том числе, на строительство заводов, которые впоследствии станут производить из добытого сырья литиевые батареи», — говорит боливийский министр углеводородов Франклин Молина.
Грамотная политика, реальные планы. В РФ вроде как тоже собираются что-то производить. Осенью прошлого года в городе Неман (Калининградская область) начали монтировать цеха завода по производству литий-ионных аккумуляторов. Но это больше всего похоже на откровенную «обманку».
Во-первых, область находится практически в блокаде, более неудобное место для организации производства нужно ещё поискать. Вроде как у нас огромная страна, можно было бы найти и иное место.
Во-вторых, территория очень уязвима — из соседних стран Прибалтики в любой момент могут прилететь дроны, как это уже было в случае с военным аэродромом в Пскове или в портовой Усть-Луге. Тогда никакой обещанной «ответки» врагам не последовало, значит, в любой момент они всё повторят. Если, конечно, в этом будет нужда.
В-третьих, что именно на нём собираются делать, пока в принципе не понятно. И собираются ли?
Поставлять готовую продукцию в КНР? Даже не смешно, себестоимость российских изделий будет в разы, если не в десятки раз, выше китайских. Плюс логистика через половину Земного шара. Значит, не на экспорт, а для внутреннего потребления. Впрочем, об этом уже объявили.
«Сегодня открывается новая страница в истории электротранспорта России. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта.
Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.
Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники.
Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра.
В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят.
«Зимой снижается температура окружающей среды, в итоге электромобиль начинает тратить энергию, которую получил на электрозарядке, на обогрев как салона, так и самого себя. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии. То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Например, когда ты видишь, что заряд подходит к концу — зимой это особенно актуально — можно померзнуть, выключить печку и проехать дополнительно необходимые 30−50 километров. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов.
Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно? Может, проще понастроить много хороших транспортных средств с обычными ДВС?
Стационарные системы накопления энергии — для них в Калининграде тоже собираются делать аккумуляторы — аналогичная фантастика. Тут также требуется электроника, причём даже более сложная и намного мощней. Её в РФ, как несложно догадаться, в принципе не производят.
И для кого эти самые системы накопления? Та же «народная» солнечная энергетика в РФ не получила распространения даже в благоприятных для неё регионах по причине того, что власти сделали всё, чтобы таковая не появилась.
Постановление правительства РФ № 299
Окупить домашнюю солнечную электростанцию невозможно — её просто не подключат к сетям, и точка. Поэтому никто эти микрогенерации не создаёт — дурных нема.
На больших солнечных электростанциях накопители не нужны, таковые требуются только в системах автономного «энергоэффективного» дома. Но таковые по означенной выше причине невозможны — их не дают окупать. Посему никакого спроса на накопители быть не может, и точка.
Кстати, очень интересно — какие именно «современные технологии» собираются использовать на заводе в Немане?
Ещё свежи воспоминания о том, как «Роснано» скупило за копейки устаревшее оборудование для производства солнечных батарей, в десятки раз завысила его стоимость, а потом открыла производство никому не нужных изделий. При «конской» цене их энергоэффективность по сравнению с современными аналогами ужасает, товар сбывают лишь по попильным госконтрактам.
Таким образом, всё в совокупности попахивает «маниловщиной». Литий добывать будут, но что и зачем производить из него станут в итоге — вопрос. Даже не факт, что завод достроят, сколько таких примеров уже было. Как обычно, чиновники всё спишут на санкции проклятых западников, а сырьё начнёт утекать из страны.
Как это происходит с никелем, который, по идее, должен использоваться в России — для производства нержавеющей стали, которой у нас не хватает. Однако выпуск нержавейки продолжает уменьшаться, а потоки никеля за рубеж — в основном в недружественные страны — наоборот, растут. И вот теперь олигархическая компания, похоже, займётся ещё и торговлей литием.