Страны «Большой семерки» (G7) намерены продолжить давление на Россию, в том числе пытаться снизить ее доходы от продажи энергоресурсов. Об этом говорится в заявлении по итогам виртуального саммита G7, который прошел на минувшей неделе.
«Мы продолжим оказывать значительное давление на доходы России от энергоносителей и других сырьевых товаров», — говорится в документе.
Страны G7 обещают и дальше предпринимать шаги по ужесточению соблюдения предельных цен на нефть, угрожая нарушителям этих мер дополнительными санкциями. Они также намерены препятствовать развитию Россией будущих энергетических проектов и разработке альтернативных способов доставки энергоносителей.
К антироссийским рестрикциям в этом направлении относятся очередные санкции в отношении российской судоходной компании «Совкомфлот», о введении которых было объявлено 23 февраля американским Минфином. Кроме, собственно, компании, под санкции попали 14 танкеров, которые перевозят сырую нефть.
По словам первого заместителя министра финансов США Уолли Адейемо, Запад планирует меньше внимания уделять соблюдению ценового потолка на российскую нефть в 60 долларов.
«Считаю, сейчас это имеет меньшее значение, чем вначале. Потому что Россия решила попытаться выстроить вокруг потолка цен альтернативную «экосистему» (танкерный флот и его страхование — ред.). Для нас это означает, что мы хотим увеличить цену выстраивания этой «экосистемы», — заявил он.
Американский чиновник отметил, что сейчас США принимают меры против «теневого флота». При этом танкеров из-за проблем в Красном море и вынужденным обходом вокруг Африки не хватает — продолжительность рейсов увеличилась, как следствие, цены резко выросли, сообщает агентство Bloomberg.
Между тем, в 2023 году Россия нарастила экспорт нефти в дружественные страны до 86%, а нефтепродуктов — до 84%.
Директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Белогорьев считает, что Запад продолжит вводить вторичные санкции против компаний, которые владеют или управляют танкерами, не исполняющими требования по так называемому ценовому потолку.
— Такие случаи участились. Если до этого США мало что делали, не решались на масштабные действия, то, начиная с осени, мы видим много примеров введения таких санкций. Они пока затрагивают небольшую часть «теневого» флота.
На саму перевозку нефти они влияют не сильно, поскольку «теневой» флот на то и «теневой», что находится в юрисдикции, которая слабо чувствительна к вторичным санкциям, но к этим санкция болезненно относятся некоторые страны потребители, например, Индия, а она сейчас ключевой наш партнер по объему.
С конца ноября и по текущий момент сохраняются проблемы с поставкой нефти дальневосточной марки Sokol на индийский рынок. Индия долгое время не принимала эти суда и значительная часть их в итоге ушла в Китай. Партии этой нефти были перекуплены независимыми китайскими НПЗ, которые известны тем, что готовы покупать любую нефть, вопрос лишь в цене. Эти объемы удалось пристроить.
Индия — потенциально проблемный рынок, потому что потребление там сильно зависит от ценовых дисконтов России. Не менее важная составляющая — чувствительность к санкциям, потому что Индия много раз доказывала, что не готова брать на себя риски вторичных санкций. Также было, например, с Венесуэлой. США это прекрасно знают и будут в какой-то степени использовать.
Другое дело, что США не заинтересованы в резком общем снижении российского экспорта нефти и нефтепродуктов, потому что это отразится на балансе на мировом рынке — заместить «изъятые» объемы чрезвычайно сложно. А поскольку сейчас в США еще и выборный год, то, думаю, администрация Байдена будет достаточно осторожно подходить к санкциям, чтобы они не привели к росту мировых цен на нефть.
«СП»: Что будет в 2025 году?
— Что будет в 2025 году, одному Богу известно. США и другие западные страны пытаются придерживать какие-то санкционные меры на перспективу, чтобы предъявить их и собственным избирателям и партнёрам в случае дальнейшей эскалации, связанной с Россией.
В целом вторичные санкции — это достаточно грозный инструмент, хотя его эффективность и не стопроцентна. Есть пример Ирана и Венесуэлы, против нефти которых введены фактически блокирующие меры. Это привело действительно к сокращению их экспорта, но он продолжается. Тот же «теневой флот», «серые» схемы поставок. В случае с Россией такие санкции применить сложнее в силу того, что объемы экспорта больше.
«СП»: Эти вторичные санкции не приведут к тому, что судовладельцы будут отказываться работать с нашей нефтью?
— Мне кажется, что если говорить о судовладельцах, то все, кто испугался, уже ушли. За последние два года сильно изменилась структура флота, перевозящего российские нефтеналивные грузы. Не думаю, что вторичные санкции оставшихся могут сильно испугать.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что «теневой флот никуда не денется».
— Думаю, что ни американцы, ни британцы, ни Евросоюз своими довольно синхронными санкциями против «теневого» флота (в том, что касается российской нефти) не преследуют цели победить флот, чтобы его не было и прийти к системе, когда только международный флот должен возить.
Они понимают, что это, во-первых, крайне сложно сделать и если пытаться применять для этого все инструменты, а этого не получится, то это возникнет опасный прецедент. Все увидят, что американские санкции оказывается нет смысла исполнять. Опасно идти в санкционный ва-банк — если провалишься, то вся санкционная система будет под вопросом и ее, возможно, начнут игнорировать все.
Второй момент — если сильно давить на «теневой» флот, на Россию, то что будет, если Россия не сможет пользоваться этим флотом, а по-другому либо не сможет, либо не захочет перевозить? Тогда Россия сократит экспорт, добычу и на рыке возникнет дефицит, цены пойдут вверх. Мы это видели в 2022 году, когда из-за санкций цена нефти на бирже поднималась до 120 долларов за баррель. Россия тогда заработала, а пострадали страны, вводившие ограничения.
Передавливать сейчас, наверное, не в интересах Западных стран, есть риск, что Россия сократит экспорт, а значит, вырастет цена. Они не пытаются снизить «потолок» цены, а пытаются все время держать в напряжении российский экспорт и постоянно давать повод для сохранения высокой стоимости фрахта, высокой скидки на российскую нефть.
Смысл «потолка» в том, чтобы Россия много экспортировала, но при этом много не зарабатывала. Думаю, это они будут и дальше делать.
Они, думаю, знают все танкеры, которые перевозят нашу нефть. Одно из международных агентств подсчитало, что ее вывозят 509 разных танкеров. Явно, что и санкционные регуляторы это знают. В конце прошлого года была волна санкций — против примерно 50. А их 500 с лишним!
Думаю, что лишь 50 именно для того, чтобы поддерживать напряженность, чтобы издержки при экспорте нашей нефти оставались высокими, чтобы Россия не могла зарабатывать, но при этом сохраняла объемы. Но и это сделать довольно сложно, потому что с каждым разом пугаются все меньше.
Эффективность запугивания постоянным пополнением санкционных списков будет каждый раз снижаться. Тем более когда отработается схема переоформления танкера на другую компанию.
«СП»: Могут эти санкции привести к тому, что России придется обращаться к европейским судовладельцам, и это даст возможность контролировать «потолок»?
— Проблема, еще одна, действительно в том, что европейские компании, в том числе греческие, боятся перевозить российскую нефть. Когда только ввели «потолок» 5 декабря 2022 года, компании, которые обычно перевозили российскую нефть не хотели ее перевозить, даже если она стоила 10 долларов за баррель. Как доказать, что они исполняли «потолок» цены? Собственник должен дать справку, сколько нефть стоила, когда закачивалась в танкер. Ну, российская компания выдаст справку, что 10 долларов. А обязан ли собственник танкера проверять достоверность этих данных? Большой вопрос. Как ему доказывать, что он исполнил требование по «потолку» цены? Да лучше он не будет перевозить.
«СП»: Что Россия, «Совкомфлота» могут предпринять в ответ?
— В идеале строить собственный флот, танкеры. Мы видим, что возможность доступа к танкерам нам могут перекрывать. Пока этого не происходит, но это риск. Пополнять «теневой» флот за счет подержанных, обеспечивать у себя обслуживание танкеров — бункеровку, ремонт. Создавать собственные трейдинговые подразделения. Максимальная самообеспеченность. Не надо на других надеяться, надо самому не плошать.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».