Платежная система «Мир» со своей стороны никак не ограничивает работу с зарубежными партнерами. Решение об операциях с картами «Мир» банки других государств принимают самостоятельно, заявили в пресс-службе Национальной системы платежных карт (НСПК). Похоже на хорошую мину при плохой игре. Вынужденно.
Позицию НСПК подтвердили, уточнив её, в российском Центробанке. «Мы продолжаем работать с дружественными странами по приему карт „Мир“ в их инфраструктуре. При этом решение о приеме карт каждая страна принимает самостоятельно», — цитирует ТАСС представителя регулятора.
Ключевое слово — «дружественными». Всё дело в политике? Похоже, да. Разъяснения банкиров понадобились после демарша Армении. Большинство кредитных организаций этой страны с 30 марта прекратит обслуживание карт «Мир». Продолжит работать с нашим пластиком лишь местная «дочка» ВТБ, имеющий в Армении 53 отделения и 190 банкоматов.
А вот на Кубе — наоборот. Прием карт «Мир» станет там обязательным условием для работы любого заведения. Для этого придётся перепрограммировать POS-терминалы во всех торговых точках острова.
На данный момент карты «Мир» уже принимают около 20 тысяч точек, а будут все без исключения. Почему так? Куба — не Армения, Гавана — не Ереван…
Армения по многим направлениям всё более явно поворачивается к лесу передом, к России задом. Стремление некоторых местных политиков заполучить «кружевные трусики» от ЕС, подогретое обидой за Карабах, толкает страну к отказу от ОДКБ, заигрыванию с американскими и французскими военными. А сегодня в Ереван и вовсе прибыл генсек НАТО.
Как не сделать новому большому боссу подарок, объявив заранее об отказе от российского экономического проекта в пользу европейского и американского? Да, на первый взгляд не по профилю, но это признак, показатель, в какую сторону стремятся армянские политики. Стратегическая переориентация Еревана на Запад ставит крест и на картах «Мир» тоже.
Гавана же никуда сбегать не собирается. Куба, как жила все 30 постсоветских лет по-своему, так и продолжает. А глобальное восстание против Запада, начатое вдруг Москвой, делает её новым старым нашим союзником, вынуждает строить новые связи, развивать экономические контакты, включая туризм. Отсюда и зелёный свет картам «Мир».
Только что Сергей Лавров встретился в Москве с вице-премьером Кубы Рикардо Кабрисасом. А на днях заседала совместная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Вот и результат. Ранее президент Путин и его кубинский визави Мигель Диас-Канель Бермудес осудили «несправедливые односторонние санкции», которым подверглись обе страны.
Это и про НСПК, попавшую под американский санкционный каток в конце февраля. Ограничения были направлены на сжатие ареала действия карт «Мир» вне России. И хотя отслеживание американцами нарушений своих санкций — дело нелёгкое, расчёт был на то, что банки других стран предпочтут не связываться с потенциально проблемными клиентами.
Как видим, аналитики нашего геополитического противника своё дело знают. Теперь все советы о том, как поступать россиянам за рубежом в новой реальности, сводятся к одному — кэшу. Российская карта плюс наличность — только в этом случае можно чувствовать себя уверенно. Даже для стран, где карты «Мир» ещё принимают. Вот только зачем тогда карта?
Ещё один возможный вариант: для оплаты покупок и снятия наличных за рубежом можно оформить кобейджинговую карту «Мир"—UnionPay, которая будет приниматься как в России, так и ещё в 180 странах, поддерживающих работу китайской Union Pay. Как долго китайцы смогут (и захотят ли?) сопротивляться санкциям, если США их введут, неизвестно.
До недавнего момента карта «Мир» помимо Армении и Кубы принималась в Абхазии, Белоруссии, Вьетнаме, Венесуэле, Казахстане, Киргизии, на Мальдивах, в Таджикистане и Южной Осетии. Скоро обещают в Мьянме. Функционал разный. Снятие наличных, оплата покупок и услуг где-то доступны без ограничений, а где-то местами. Не густо.
Несколько лет назад постоянно приходили сообщения об использовании карт «Мир» во всё новых и новых странах, то теперь этот процесс развернулся вспять. Регресс. Например, возникли проблемы в Турции, в Узбекистане. На сайте НСПК даже убрали соответствующий список. Верный признак того, что всё плохо и в ближайшее время вряд ли наладится.
Отказ работать в России Visa и Mastercard, а также «обнуление» функционала этих карт для россиян за рубежом, делает картину более чем красноречивой. Впрочем, это было предсказуемо. Ведь сама карта «Мир» появилась в ответ на отказ Visa и Mastercard работать в Крыму в 2014 году. Тогда у нас своей системы не было вообще.
Серьёзных международных платёжных систем в мире всего несколько, и все они жёстко привязаны к геополитическим, экономическим и технологическим центрам силы. Глобальный рынок карт фактически поделен между американскими Visa и American Express, европейской Mastercard, японской JCB и китайской UnionPay.
Российской НСПК в этой компании грандов места, увы, не нашлось. Захват мира картами «Мир» пока отменяется. Скорее всего, НСПК в будущем станет в большей степени национальной платёжной системой, нежели международной. Точнее «национальной плюс» — Россия и близкие ей страны. Русский мир, как он есть.
В этом смысле накачивание НСПК ресурсом через обязательные проводки через неё пенсий, стипендий, всех видов социальной помощи и прочих жизненно важных постоянных платежей оправдано и технически, и экономически, и политически. Чем мощнее центр, тем более развитой становится периферия. Тем интереснее «Мир» будет другим.