QatarEnergy подписала долгосрочные тайм-чартерные соглашения с четырьмя международными судовладельцами на эксплуатацию 19 новых ультрасовременных судов для перевозки сжиженного газа. Об этом сообщает пресс-служба компании.
Соглашения предусматривают эксплуатацию шести судов CMES, шести судов Shandong Marine Energy и трех — компании MISC Berhad, которые строятся на верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее.
Оставшиеся четыре судна будут эксплуатироваться совместным предприятием Kawasaki Kisen Kaisha и Hyundai Glovis и строятся на заводе Hanwha Ocean также в Южной Корее. Каждый из газовозов будет иметь вместимость 174 тыс. м3.
«Эти суда поддержат наши мощности по производству СПГ на месторождениях North в Катаре и Golden Pass в США, а также удовлетворят наши долгосрочные потребности по замене флота», — сказал министр энергетики Катара и глава госкомпании Саад Шерида Аль-Кааби.
Общее количество танкеров, по которым с 2022 года компания подписала тайм-чартер, достигло 104 судов. Катару необходимо больше газовозов, поскольку он планирует увеличить производственную мощность «Северного» месторождения с 77 млн тонн СПГ в настоящее время до 142 млн тонн к 2030 году, сообщает Bloomberg.
По данным издания, в последние годы проекты в Австралии и США привели к тому, что все три страны экспортировали примерно одинаковый объем, теперь Катар планирует восстановить доминирование на мировом рынке СПГ.
В свою очередь правительство РФ одобрило подписание соглашения с «Новатэком» о намерениях для развития в России оборудования производства СПГ до 2030 года. Как ранее заявил вице-премьер Александр Новак, Россия планирует в 2030 г. увеличить СПГ до 110 млн тонн в год, что позволит занять 20% мирового рынка этого топлива. В 2023 г. его производство составило около 33 млн тонн.
Непонятно только, каким образом удастся достичь этих показателей в условиях американских санкций против проекта «Арктик СПГ-2». Компания уже испытывает нехватку танкеров и вынуждена снизить добычу.
Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что пока «Арктик СПГ-2» испытывает сложности, однако, он полагает, что работа над выстраиванием новой логистической схемы идет.
— Плохо, что они заранее не подготовились к этому. То есть были какие-то гарантии, которые были нарушены со стороны наших так называемых западных партнеров.
Думаю, они работают над решением вопроса, варианты есть. Они займут больше времени, чем планировалось при предыдущих вариантах, но какое-то решение будет найдено.
«СП»: Может ли он серьезно подвинуть конкурентов, учитывая, что в последнее время те же американцы серьезно нарастили мощности?
— Американцы опередили катарцев. В целом по количеству инвестиционных решений и строящихся заводов США все равно опережают Катар, но они будут основными источниками дополнительных поставок СПГ на мировой рынок в ближайшие годы.
«СП»: Мировое производство СПГ сейчас сильно растет?
— В последнее время особо не растет, потому что завершилось строительство предыдущих объектов и только сейчас принимаются новые инвестиционные решения, которые будут реализованы на горизонте 2027−2030 гг. Сейчас прирост очень небольшой.
«СП»: Производство и экспорт СПГ не похоронит трубопроводный газ?
— Думаю, нет. Большая часть СПГ после транспортировки морем поступает в газотранспортную систему и поставляется по газопроводам потребителям. Соответственно, если есть возможность доставить этим же потребителям газ по газопроводу, есть для этого географические условия, то на расстояние до 4−5 тысяч километров газопроводный газ гораздо эффективнее, и эти проекты будут реализовываться.
Конечно, есть определенные политические решения. Это элемент политического давления и одна из форм недобросовестной конкуренции. Она приводит к ому, что у тех, кто такие решения принимает, происходят энергетические кризисы и экономические проблемы.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что сейчас в мире есть три крупных производителей СПГ — США, Австралия и Катар.
— Все эти страны имеют планы по расширению производства СПГ. Это синхронизировано с планами закупки новых танкеров. Их в основном строит Южная Корея, также Китай, возможно, в перспективе другие страны, например, РФ.
У Катара есть очень крупное месторождение «Северное». В стране активно присутствуют американские инвесторы. И, кстати, не все суда, которые возят катарский СПГ, являются их судами, используются судоходные компании и других стран, в том числе западных.
Есть масштабные планы по введению во второй половине текущего десятилетия новых мощностей по сжижению газа в США. США — это энергетическая сверхдержава, по крайней мере, углеводородная. Планы по добыче там огромные и, скорее всего, в значительной степени будут реализованы.
С Австралией более спорный момент. Там идет очень быстрое удорожание заявленных проектов, поэтому прирост добычи и производства возможен, но не в таких масштабах как в США и Катаре.
Существует риск переполнения рынка из-за перепроизводства газа. Но будет оно или нет, зависит от того, какой будет спрос во второй половине текущего десятилетия и начале 30-х годов. Есть разные прогнозы, в том числе связанные с Китаем.
Это все надо учитывать, особенно имея в виду наши масштабные планы по СПГ. Надо учитывать, что на рынке есть весьма серьезные конкуренты.
«СП»: А как это отразится на трубопроводных поставках?
— Все зависит от того, какую часть мира мы рассматриваем.
Чем больше конкуренция со стороны СПГ, тем в большей степени это приходится учитывать компаниям, которые продают газ по трубе. Россия поставляет в Китай по «Силе Сибири», хочет поставлять по новому проекту «Сила Сибири-2», который до сих не согласован. Есть газопровод в Китай из Мьянмы, есть газопровод «Средняя Азия — Китай», по которому идет газ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
Все надо учитывать, в том числе в формуле цены. Например, по «Силе Сибири» было официально сказано, что привязка идет к стоимости нефти.
Китайцы наверняка на фоне возможностей получения СПГ будут уговаривать Россию согласиться на формулу цены, которая будет, например, привязана к углю. Это для нас менее интересно. У нас свои аргументы, например, что в Китае будет расти спрос, газ будет нужен и, главное, возможность поставлять СПГ через несколько лет в мире может быть ограничена военными конфликтами.
Условно говоря, газа у США много, но не факт, что он дойдет до Китая, если, например, будет обострение вокруг Тайваня. В этом случае Китаю было бы логично иметь поставки газа из России по новой трубе, но этот аргумент в Пекине пока не услышан и никакого контракта по «Силе Сибири-2» нет.
«СП»: У нас есть «Сила Сибири» в Китай. Рост предложений СПГ может привести к тому, что этот газопровод окажется просто невыгоден?
— «Сила Сибири» работает и постепенно будет выходить на полную мощность — 38 млрд кубометров в год. Это ориентировочно будет в следующем году. Есть возможность установки дополнительного оборудования, которое может позволить увеличит поставки по этой трубе.
Она, кстати, качает больше. Часть газа идет на переработку на Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» и технологически связанный Амурский комплекс компании «Сибур».
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».