Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
3 апреля 2024 13:01

Сообразили на троих, без России: Катар, США, Австралия поделили и рынок СПГ, и танкеры

Хоронить российскийскую «трубу» рано, события в мире могут больно ударить по морскому транспорту

11933
Сообразили на троих, без России: Катар, США, Австралия поделили и рынок СПГ, и танкеры
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС
Материал комментируют:

QatarEnergy подписала долгосрочные тайм-чартерные соглашения с четырьмя международными судовладельцами на эксплуатацию 19 новых ультрасовременных судов для перевозки сжиженного газа. Об этом сообщает пресс-служба компании.

Соглашения предусматривают эксплуатацию шести судов CMES, шести судов Shandong Marine Energy и трех — компании MISC Berhad, которые строятся на верфи Samsung Heavy Industries в Южной Корее.

Оставшиеся четыре судна будут эксплуатироваться совместным предприятием Kawasaki Kisen Kaisha и Hyundai Glovis и строятся на заводе Hanwha Ocean также в Южной Корее. Каждый из газовозов будет иметь вместимость 174 тыс. м3.

«Эти суда поддержат наши мощности по производству СПГ на месторождениях North в Катаре и Golden Pass в США, а также удовлетворят наши долгосрочные потребности по замене флота», — сказал министр энергетики Катара и глава госкомпании Саад Шерида Аль-Кааби.

Читайте также

Общее количество танкеров, по которым с 2022 года компания подписала тайм-чартер, достигло 104 судов. Катару необходимо больше газовозов, поскольку он планирует увеличить производственную мощность «Северного» месторождения с 77 млн тонн СПГ в настоящее время до 142 млн тонн к 2030 году, сообщает Bloomberg.

По данным издания, в последние годы проекты в Австралии и США привели к тому, что все три страны экспортировали примерно одинаковый объем, теперь Катар планирует восстановить доминирование на мировом рынке СПГ.

В свою очередь правительство РФ одобрило подписание соглашения с «Новатэком» о намерениях для развития в России оборудования производства СПГ до 2030 года. Как ранее заявил вице-премьер Александр Новак, Россия планирует в 2030 г. увеличить СПГ до 110 млн тонн в год, что позволит занять 20% мирового рынка этого топлива. В 2023 г. его производство составило около 33 млн тонн.

Непонятно только, каким образом удастся достичь этих показателей в условиях американских санкций против проекта «Арктик СПГ-2». Компания уже испытывает нехватку танкеров и вынуждена снизить добычу.

Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что пока «Арктик СПГ-2» испытывает сложности, однако, он полагает, что работа над выстраиванием новой логистической схемы идет.

— Плохо, что они заранее не подготовились к этому. То есть были какие-то гарантии, которые были нарушены со стороны наших так называемых западных партнеров.

Думаю, они работают над решением вопроса, варианты есть. Они займут больше времени, чем планировалось при предыдущих вариантах, но какое-то решение будет найдено.

«СП»: Может ли он серьезно подвинуть конкурентов, учитывая, что в последнее время те же американцы серьезно нарастили мощности?

— Американцы опередили катарцев. В целом по количеству инвестиционных решений и строящихся заводов США все равно опережают Катар, но они будут основными источниками дополнительных поставок СПГ на мировой рынок в ближайшие годы.

«СП»: Мировое производство СПГ сейчас сильно растет?

— В последнее время особо не растет, потому что завершилось строительство предыдущих объектов и только сейчас принимаются новые инвестиционные решения, которые будут реализованы на горизонте 2027−2030 гг. Сейчас прирост очень небольшой.

«СП»: Производство и экспорт СПГ не похоронит трубопроводный газ?

— Думаю, нет. Большая часть СПГ после транспортировки морем поступает в газотранспортную систему и поставляется по газопроводам потребителям. Соответственно, если есть возможность доставить этим же потребителям газ по газопроводу, есть для этого географические условия, то на расстояние до 4−5 тысяч километров газопроводный газ гораздо эффективнее, и эти проекты будут реализовываться.

Конечно, есть определенные политические решения. Это элемент политического давления и одна из форм недобросовестной конкуренции. Она приводит к ому, что у тех, кто такие решения принимает, происходят энергетические кризисы и экономические проблемы.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что сейчас в мире есть три крупных производителей СПГ — США, Австралия и Катар.

— Все эти страны имеют планы по расширению производства СПГ. Это синхронизировано с планами закупки новых танкеров. Их в основном строит Южная Корея, также Китай, возможно, в перспективе другие страны, например, РФ.

У Катара есть очень крупное месторождение «Северное». В стране активно присутствуют американские инвесторы. И, кстати, не все суда, которые возят катарский СПГ, являются их судами, используются судоходные компании и других стран, в том числе западных.

Есть масштабные планы по введению во второй половине текущего десятилетия новых мощностей по сжижению газа в США. США — это энергетическая сверхдержава, по крайней мере, углеводородная. Планы по добыче там огромные и, скорее всего, в значительной степени будут реализованы.

Читайте также

С Австралией более спорный момент. Там идет очень быстрое удорожание заявленных проектов, поэтому прирост добычи и производства возможен, но не в таких масштабах как в США и Катаре.

Существует риск переполнения рынка из-за перепроизводства газа. Но будет оно или нет, зависит от того, какой будет спрос во второй половине текущего десятилетия и начале 30-х годов. Есть разные прогнозы, в том числе связанные с Китаем.

Это все надо учитывать, особенно имея в виду наши масштабные планы по СПГ. Надо учитывать, что на рынке есть весьма серьезные конкуренты.

«СП»: А как это отразится на трубопроводных поставках?

— Все зависит от того, какую часть мира мы рассматриваем.

Чем больше конкуренция со стороны СПГ, тем в большей степени это приходится учитывать компаниям, которые продают газ по трубе. Россия поставляет в Китай по «Силе Сибири», хочет поставлять по новому проекту «Сила Сибири-2», который до сих не согласован. Есть газопровод в Китай из Мьянмы, есть газопровод «Средняя Азия — Китай», по которому идет газ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

Все надо учитывать, в том числе в формуле цены. Например, по «Силе Сибири» было официально сказано, что привязка идет к стоимости нефти.

Китайцы наверняка на фоне возможностей получения СПГ будут уговаривать Россию согласиться на формулу цены, которая будет, например, привязана к углю. Это для нас менее интересно. У нас свои аргументы, например, что в Китае будет расти спрос, газ будет нужен и, главное, возможность поставлять СПГ через несколько лет в мире может быть ограничена военными конфликтами.

Условно говоря, газа у США много, но не факт, что он дойдет до Китая, если, например, будет обострение вокруг Тайваня. В этом случае Китаю было бы логично иметь поставки газа из России по новой трубе, но этот аргумент в Пекине пока не услышан и никакого контракта по «Силе Сибири-2» нет.

«СП»: У нас есть «Сила Сибири» в Китай. Рост предложений СПГ может привести к тому, что этот газопровод окажется просто невыгоден?

— «Сила Сибири» работает и постепенно будет выходить на полную мощность — 38 млрд кубометров в год. Это ориентировочно будет в следующем году. Есть возможность установки дополнительного оборудования, которое может позволить увеличит поставки по этой трубе.

Она, кстати, качает больше. Часть газа идет на переработку на Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» и технологически связанный Амурский комплекс компании «Сибур».


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня