Группа «Аэрофлот» и «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» внедрили ускоренные схемы захода самолетов на посадку в аэропортах столичной зоны — Шереметьево и Внуково.
Некоторые часто летающие пассажиры еще в конце марта заметили, что время от объявления о начале снижения до приземления сократилось на 5 минут. В тестовом режиме на некоторых рейсах ускоренная схема прибытия стала применяться с 19 марта, а теперь она распространяется уже на все лайнеры компании.
Как сообщили в группе «Аэрофлот», посадка по короткой схеме допускалась и раньше, но — только по запросу пилота, причем так называемое спрямление маршрутов разрешали лишь в исключительных случаях. А сейчас короткий заход доработали (в период с июля 2023 по март 2024) и узаконили.
Это позволит экономить не только 5 минут времени, но и более 18,6 тыс. тонн топлива для лайнеров «Аэрофлота», а для дочерних «России» и «Победы» еще — 7,4 тыс. и 5,6 тыс. тонн соответственно.
В пересчете на рубли экономия превысит 3 млрд в год.
О том, как отразится такая экономия на безопасности полетов, и — смогут ли воспользоваться опытом ускоренной посадки другие авиакомпании и аэропорты, «Свободной Прессе» рассказал член Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
— Экономия топлива — это один из самых больных вопросов экономического состояния любой авиакомпании мира, потому что его расход исчисляется десятками тонн за рейс, а цены на авиакеросин постоянно растут. Поэтому все ищут такие схемы полета, чтобы сэкономить хоть несколько минут.
В теории экономия топлива должна снижать и цену на билет для пассажира.
«СП» Может ли такая экономия негативно отразиться на безопасности?
— Схема управления воздушным движением в Московском регионе очень сложна, здесь много ограничений и наземных пунктов, над которыми запрещено летать.
Но госкорпорация и «Аэрофлот» нашли возможность усовершенствовать траекторию захода на посадку не просто так, а за счет переоснащения аэропортов и лайнеров более современными навигационными системами.
И когда спрашивают: почему не догадались сократить время в пути раньше? Ответ прост — старое оборудование позволяло использовать короткую посадку только в особых случаях.
Любое усовершенствование схем воздушного движения — результат модернизации систем навигации самолета и радиолокационного оборудования на земле, и — организации более жесткого контроля за самолетами.
«СП»: Если Шереметьево и Внуково обновили наземное оборудование, то вслед за «Аэрофлотом» короткую посадку смогут использовать и другие авиакомпании?
— Наверное, если это позволяют их самолеты. В любом случае разрешение на использование новых схем будет давать госкорпорация под контролем Росавиации.
«СП»: В одном из комментариев на эту тему довелось прочитать: «Теперь топлива будут заливать меньше». А если из-за каких-то обстоятельств его не хватит?
— Я не вижу в этом проблем, потому что количество топлива рассчитывается командиром корабля перед вылетом на все случаи жизни. Его должно хватать до запасного аэродрома в случае если аэропорт прибытия не принимает.
«СП»: Смогут ли воспользоваться столичным опытом ускоренной посадки другие аэропорты страны?
— Это уже было сделано в Пулково, еще раньше, чем в московском регионе. Аэропорты, прошедшие модернизацию, могут сократить маршруты заходов на посадку. Это постоянно делается совместно с авиакомпаниями и органами управления воздушным движением.
«СП»: У столичных аэропортов есть еще потенциальные возможности для сокращения времени прибытия и улета?
— Есть множество возможностей, которые следует согласовывать, прежде всего, с градостроителями. А градостроители порой ведут себя, мягко говоря, неосмотрительно. Особенно это раньше было. Строили жилье там, где проходили маршруты самолетов при заходе на посадку.
А потом начинаются жалобы: «Ой, шумно, над головой в 2 часа ночи проходит лайнер. Пустите его в обход района». А это все — результат градостроительных ошибок, за которые приходится расплачиваться дополнительными минутами в воздухе.