Большинство западных компаний заявили об отказе от титана из России. Однако, как сообщила американская Washington Post, они только увеличили закупки этого метала у крупнейшего в мире производителя — российской компании ВСМПО-Ависма, которая к тому же находится под американскими санкциями.
Эксперты Washington Post объясняют это тем, что в западных странах растут опасения: заводы оборонной и авиакосмической отрасли рискуют остаться без сырья. Поэтому титан покупают еще и впрок, а количество миллионов долларов, которые за это получает Россия, увеличивается уже не на проценты — в разы.
По данным американских аналитиков, наиболее зависимы от российского титана авиастроители — Airbus и Boeing, называются также Rolls-Royce и Safran.
Титан — далеко не самый редкий метал на планете — он занимает 9 место по количеству запасов. Самыми большими из них располагает Китай, на втором месте Россия, далее следуют Австралия, США, Казахстан, Индия, Украина, страны Скандинавии.
Однако в земной коре титан содержится только в виде оксида, который либо смешан с глиной, либо имеет кристаллическую форму. Этим соединениям требуется сначала переработка в диоксид, затем — в титановую губку. Большинство добывающих стран, включая Казахстан и Индию, на губке и останавливаются, а переработать ее в слитки, профили и тем более — детали, могут только самые технологически продвинутые государства.
О том, почему Airbus и Boeing не могут заменить российский титан американским или австралийским, «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
«СП»: Константин Сергеевич, запасы титана на Земле большие, почему именно российский так востребован, что западные авиапроизводители покупают его тайно, вопреки санкциям?
— А у кого еще покупать титан? Китай в ответ на западные санкции, которые применяют против него в области микроэлектроники, ввел запрет на продажу ряда металлов в США, ЕС и некоторые другие страны. Титан — в числе этих запрещенных для коллективного Запада товаров. Многие страны, имеющие месторождения, этот металл не добывают. А Австралия, на которую рассчитывали Airbus и Boeing, как оказалось, уже имеет длительные контракты с авиапромом Бразилии.
Кроме того, титан используется не только в авиастроении.
Но вопрос не только в металле. В конце концов, в американских самолетах нашего титана только 30%, а во французских — даже меньше. Заместить можно. Но дело в том, что из этого металла производят. Мы же продаем для Airbus и Boeing не только титановый прокат или слитки, но и готовые детали для самолетов.
В свое время наша «Ависма» и корпорация Boeing создали совместное предприятие по производству металлоконструкций для самолетов. Оно расположено в России. Теперь американские авиастроители из него вроде бы вышли, но другого предприятия по изготовлению этих деталей просто не существует.
Построить новое, не в России, — это вопрос денег и нескольких лет. И что теперь — несколько лет не выпускать целую линейку самолетов, которые востребованы на рынке?
«СП»: А какие самолеты невозможно выпустить без титановых изделий из России?
— В первую очередь — «Боинг мечты» — Boeing 787 Dreamliner. Он признан лучшим дальнемагистральным пассажирским самолетом в мире. О его популярности говорит такой факт, что всего за десятилетие — от начала производства и до 2022 года — продано более 1100 лайнеров по ценам от $250 до $400 млн (в зависимости от комплектации и модификации) за единицу.
Несущая балка, вокруг которой собирается фюзеляж «лайнера мечты» — российского производства. Это высокотехнологичное титаново-композитное изделие, замены которому не существует. Через некоторое время после введения санкций против «Ависмы» производство этих самолетов было приостановлено, но вскоре возобновилось. Очевидно — нашли обходные пути доставки необходимых изделий из России в США.
В «лайнере мечты» много и других изделий из России. Американские инвесторы вложили большие деньги в наше производство.
Но вообще-то без российских несущих титановых балок будет затруднено производство всех без исключения широкофюзеляжных самолетов в мире, а не только «Боингов».
«СП»: Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то получается, что Россия может оставить на несколько лет Запад без новых самолетов, если мы захотим. А почему бы этого не сделать?
— Есть российское предприятие, которое выпускает эти изделия и зарабатывает деньги для России. Доллары и евро нам пока еще нужны, мы от них полностью не отказались. Лучше их получать, чем закрыть предприятие, разогнать рабочих, создать социальные проблемы.
«СП»: Путин говорил не раз, что торговать за доллары и евро — сейчас это риск: западные «товарищи» могут получит товар, а деньги не заплатить, или как бы заплатить, но заморозить и не отдать. А уж в условиях схем, обходящих санкции, риск лишь усиливается. Как гарантировать, что Airbus и Boeing нам заплатят?
— На этот вопрос очень хорошо однажды ответил российский банкир Андрей Костин. Он заявил, что мы знаем, как это сделать, у нас есть схема для этого, но о ней никому знать не нужно. В это я верю.