Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
4 апреля 17:14

Титановый крючок для Boeing 787 Dreamliner: Самолет не взлетит, если не получит детали из России

Airbus и Boeing не просто делаются на треть из нашего титана — РФ производит узлы для лайнеров, замены которым нет

14765
Титановый крючок для Boeing 787 Dreamliner: Самолет не взлетит, если не получит детали из России
Фото: AP/TASS
Материал комментируют:

Большинство западных компаний заявили об отказе от титана из России. Однако, как сообщила американская Washington Post, они только увеличили закупки этого метала у крупнейшего в мире производителя — российской компании ВСМПО-Ависма, которая к тому же находится под американскими санкциями.

Эксперты Washington Post объясняют это тем, что в западных странах растут опасения: заводы оборонной и авиакосмической отрасли рискуют остаться без сырья. Поэтому титан покупают еще и впрок, а количество миллионов долларов, которые за это получает Россия, увеличивается уже не на проценты — в разы.

По данным американских аналитиков, наиболее зависимы от российского титана авиастроители — Airbus и Boeing, называются также Rolls-Royce и Safran.

Титан — далеко не самый редкий метал на планете — он занимает 9 место по количеству запасов. Самыми большими из них располагает Китай, на втором месте Россия, далее следуют Австралия, США, Казахстан, Индия, Украина, страны Скандинавии.

Читайте также
Билл Гейтс отступает из России, отгрызая прибыли наших программистов Билл Гейтс отступает из России, отгрызая прибыли наших программистов Каковы перспективы замещения западного ПО российским?

Однако в земной коре титан содержится только в виде оксида, который либо смешан с глиной, либо имеет кристаллическую форму. Этим соединениям требуется сначала переработка в диоксид, затем — в титановую губку. Большинство добывающих стран, включая Казахстан и Индию, на губке и останавливаются, а переработать ее в слитки, профили и тем более — детали, могут только самые технологически продвинутые государства.

О том, почему Airbus и Boeing не могут заменить российский титан американским или австралийским, «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.

«СП»: Константин Сергеевич, запасы титана на Земле большие, почему именно российский так востребован, что западные авиапроизводители покупают его тайно, вопреки санкциям?

— А у кого еще покупать титан? Китай в ответ на западные санкции, которые применяют против него в области микроэлектроники, ввел запрет на продажу ряда металлов в США, ЕС и некоторые другие страны. Титан — в числе этих запрещенных для коллективного Запада товаров. Многие страны, имеющие месторождения, этот металл не добывают. А Австралия, на которую рассчитывали Airbus и Boeing, как оказалось, уже имеет длительные контракты с авиапромом Бразилии.

Кроме того, титан используется не только в авиастроении.

Но вопрос не только в металле. В конце концов, в американских самолетах нашего титана только 30%, а во французских — даже меньше. Заместить можно. Но дело в том, что из этого металла производят. Мы же продаем для Airbus и Boeing не только титановый прокат или слитки, но и готовые детали для самолетов.

В свое время наша «Ависма» и корпорация Boeing создали совместное предприятие по производству металлоконструкций для самолетов. Оно расположено в России. Теперь американские авиастроители из него вроде бы вышли, но другого предприятия по изготовлению этих деталей просто не существует.

Читайте также
«Аэрофлот» заходит на посадку по новой схеме: 5 минут сэкономят топливо, но что будет с безопасностью? «Аэрофлот» заходит на посадку по новой схеме: 5 минут сэкономят топливо, но что будет с безопасностью? Олег Смирнов: «Авиаторам приходится исправлять в воздухе градостроительные ошибки, допущенные на земле»

Построить новое, не в России, — это вопрос денег и нескольких лет. И что теперь — несколько лет не выпускать целую линейку самолетов, которые востребованы на рынке?

«СП»: А какие самолеты невозможно выпустить без титановых изделий из России?

— В первую очередь — «Боинг мечты» — Boeing 787 Dreamliner. Он признан лучшим дальнемагистральным пассажирским самолетом в мире. О его популярности говорит такой факт, что всего за десятилетие — от начала производства и до 2022 года — продано более 1100 лайнеров по ценам от $250 до $400 млн (в зависимости от комплектации и модификации) за единицу.

Несущая балка, вокруг которой собирается фюзеляж «лайнера мечты» — российского производства. Это высокотехнологичное титаново-композитное изделие, замены которому не существует. Через некоторое время после введения санкций против «Ависмы» производство этих самолетов было приостановлено, но вскоре возобновилось. Очевидно — нашли обходные пути доставки необходимых изделий из России в США.

В «лайнере мечты» много и других изделий из России. Американские инвесторы вложили большие деньги в наше производство.

Но вообще-то без российских несущих титановых балок будет затруднено производство всех без исключения широкофюзеляжных самолетов в мире, а не только «Боингов».

«СП»: Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, то получается, что Россия может оставить на несколько лет Запад без новых самолетов, если мы захотим. А почему бы этого не сделать?

— Есть российское предприятие, которое выпускает эти изделия и зарабатывает деньги для России. Доллары и евро нам пока еще нужны, мы от них полностью не отказались. Лучше их получать, чем закрыть предприятие, разогнать рабочих, создать социальные проблемы.

«СП»: Путин говорил не раз, что торговать за доллары и евро — сейчас это риск: западные «товарищи» могут получит товар, а деньги не заплатить, или как бы заплатить, но заморозить и не отдать. А уж в условиях схем, обходящих санкции, риск лишь усиливается. Как гарантировать, что Airbus и Boeing нам заплатят?

— На этот вопрос очень хорошо однажды ответил российский банкир Андрей Костин. Он заявил, что мы знаем, как это сделать, у нас есть схема для этого, но о ней никому знать не нужно. В это я верю.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня