Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
30 марта 2011 11:46

Дороги в России будут строить за счет «дураков»

Всю тяжесть финансирования дорожного строительства государство перекладывает на население и бизнес

57

В среду, 30 марта, Совет федерации рассмотрит закон, создающий правовые основания для воссоздания в России пресловутых дорожных фондов. То есть, этот закон уже фактически принят — утвержден Госдумой в начале февраля. Бюджетный кодекс предлагается дополнить новой статьей, которая предусматривает закрепление понятия дорожного фонда как части бюджета, «подлежащей использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности, под которой понимается проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог».

В государственном бюджете будет сформирован Федеральный дорожный фонд, кроме того, дорожные фонды создаются в каждом регионе — для этого регионам необходимо принять соответствующие законы не позднее 1 января 2012 года, сообщает агентство РИА «Новости». Также законопроект разрешает и муниципалитетам создавать собственные дорожные фонды.

Фонды, которые лопнули

Стоит напомнить, что дорожные фонды уже существовали в России в 90-х годах. Но в начале 2000-х министр финансов Алексей Кудрин добился отмены признанного «вредным для экономики» оборотного налога на пользователей автодорог, а заодно, по причинам непрозрачности и коррупционности, были распущены и наполнявшиеся этим налогом дорожные фонды. И в последующие годы Минфин упорно боролся с попытками Минтранса и дорожников восстановить их. Но в июле прошедшего года предложение министра транспорта Игоря Левитина о воссоздании дорожных фондов неожиданно поддержал президент Дмитрий Медведев. Минфин был вынужден пойти на попятную.

По замыслу чиновников, Федеральный фонд будет состоять из двух частей: базовой, которая будет создана из бюджетных ассигнований в размере 254,1 млрд рублей, а также из поступлений от налогов и доходов за счет платежей пользователей, то есть населения.

Законопроект также определяет источники доходов, которые пойдут на формирование федерального и региональных дорожных фондов. Предполагается, что доходы от акцизов на нефтепродукты в 2011 году на 30% будут зачисляться в федеральный бюджет, в 2012 году — на 23%, в 2013 году — на 28%. По новому законопроекту, с 1 января 2014 года в федеральный бюджет будут поступать 28%, а в бюджеты субъектов — 72% доходов от уплаты акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла.

Кроме того, предлагается с 1 января 2012 ввести плату за возмещение вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами с разрешенной массой свыше 12 тонн. Эта плата будет зачисляться в Федеральный дорожный фонд и составит, из расчета 0,24 рубля с одного килограмма массы транспортного средства, от 4,206 тыс. до 13,736 тыс. рублей в год в зависимости от типа транспортного средства.

При этом вводятся штрафы от 5 до 140 тыс. рублей за невнесение платы, а в случае повторного правонарушения штраф может составить от 105 до 343 тыс. рублей. В итоге, общая сумма поступлений в доход федерального бюджета будет составлять 3 млрд рублей в 2012 году, а в 2013 году — уже 10 млрд рублей.

В общем, на словах, как всегда, все выглядит хорошо, вопрос в том, как будет на деле. В ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме представители «Справедливой России», которая, кстати, сама выступала за воссоздание дорожных фондов, его начисто раскритиковали. Как заявил депутат Геннадий Гудков, во-первых, смущают источники формирования дорожных фондов. Чтобы обеспечивать деньгами эти фонды, федеральные и региональные власти начнут активно увеличивать размер арендной платы, учащать штрафные санкции и так далее. В результате, например, размеры штрафов для грузовиков могут запросто подкосить многих отечественных перевозчиков.

Кроме того, вся тяжесть финансирования нового дорожного строительства, по мнению «эсеров», перекладывается на население и бизнес. И если раньше это был налог, который платили все, то теперь будут платить отдельные категории граждан и предприятий. При этом в стране фактически вводятся платные дороги для грузовиков. А это первый шаг к введению в России платных дорог вообще, что очень опасно в социальном плане.

«Вводить платные дороги — это вообще весьма опасная затея. В итоге получится, что те, у кого есть деньги, будут ехать по хорошей платной дороге, а те, у кого нет — по канавам в объезд. Потому что бесплатные дороги уже не будут поддерживаться в хорошем состоянии, — заявил „СП“ вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. — В итоге, это нарушает принцип социальной справедливости, и в условиях нынешней и без того нестабильной ситуации в стране, когда уже бастуют защитники Химкинского леса, рыболовы и многие другие, нам никак нельзя делать акцент на платные дороги».

Дороги с «откатами»

Другой опасностью является отсутствие в законопроекте контрольных механизмов. Ведь сейчас средние «откаты» в дорожном строительстве составляют 40−50%, а по отдельным программам достигают и 70−80%. При таких объемах воровства не стоит удивляться, что российские дороги самые дорогие в мире.

Большинство экспертов согласны с тем, что создание дорожных фондов в России своевременно, но оно не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность их работы — деньги попросту разворуют, как это уже было в 90-х годах. По их мнению, необходимо сначала наладить контроль и отчетность фондов за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле. Для этого должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество и стоимость дорожного покрытия.

«Прежде чем создавать дорожный фонд и вкачивать в него миллиарды рублей, нужно научиться контролировать их расходование, — заявил „СП“ председатель Экспертного совета „ОПОРы России“ Никита Кричевский. — А для начала надо обратить внимание на стоимость услуг, которые оказывают подрядчики родному государству, а они у нас просто запредельные».

Однако, как полагает аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов, только лишь государственные контрольные меры в данной ситуации не сработают, либо сработают не полностью. «Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве, во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед», — считает эксперт.

Также, по мнению экспертов, необходимо привлечь к дорожному строительству частных инвесторов. А для этого можно, например, разрешить дорожным фондам отводить придорожные земли под инфраструктуру для «сопутствующего» бизнеса. В общем, вариантов много — было бы у чиновников желание действительно строить дороги, а не просто «осваивать» государственные деньги.

«Несколько лет назад фракция КПРФ выступала за отмену дорожных фондов, и в конечном счете мы от этого избавились. Но, к великому нашему сожалению, российские дороги от этого не стали лучше, — заявил «СП» депутат фракции КПРФ в Госдуме Алексей Багаряков. — При этом, деньги на дороги выделяются огромные, но на качество дорог это не влияет. Поэтому большинством депутатов было принято решение вернуться к формированию дорожных фондов в России. Однако наша фракция видит принципиально другой механизм расходования средств фондов, поэтому мы не одобрили законопроект в нынешнем его виде.

Очевидно, что средства фондов будут формироваться из поступлений денег налогоплательщиков, но сегодня нет четкого механизма контроля за их расходованием. Непонятно, где и как они будут аккумулироваться, и вообще, хватит ли денег на создание и поддержание хороших дорог в России. То есть, как всегда, сначала принимаем закон, а потом будем считать деньги, необходимые для его финансирования. Вот и выходит, что этот закон нужный, но сырой и во многом не продуманный".

Фото: auto.vesti.ru

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня