Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
26 мая 2024 14:29

«Газ на колесах» всюду не успевает: Цистерны-газовозы внезапно стали дефицитом

Энергетики и железнодорожники спорят, хватает ли транспорта для перевозки топлива

3221
"Газ на колесах" всюду не успевает: Цистерны-газовозы внезапно стали дефицитом
Фото: ТАСС/ Александр Рюмин
Материал комментируют:

На российском топливном рынке возникла значительная нехватка цистерн для доставки сжиженного углеводородного газа (СУГ) нефтехимическим предприятиям, утверждает «Коммерсант».

По данным издания, с января по апрель не удалось отгрузить несколько партий топлива объемом в 50 тысяч тонн, в мае — 19 тысяч тонн. Как сообщает Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК, всего в марте для предприятий нефтехимической отрасли было отгружено 293 тысячи тонн сжиженного пропан-бутана, из них 207 тысяч тонн было доставлено железной дорогой.

В 2025 году, по оценке источников «Коммерсанта», для перевозки произведенного СУГ (примерный объем оценивается 3,3 млн тонн) потребуется в общей сложности 40 тысяч цистерн, а в 2028-м — 45 тысяч. Следует учесть, что в период 2025—2028 гг. будет списано 2,5 тысячи вагонов.

Читайте также
Что за "Волга" без руля: Мишустин попросил сделать родной хотя бы "баранку" Что за «Волга» без руля: Мишустин попросил сделать родной хотя бы «баранку» Дмитрий Абзалов: Если проект «Волги» провалится, но мы сделаем руль, который будет востребован на рынке — это уже неплохо

Непростая ситуация с отгрузкой вызвана в первую очередь ростом числа списания старых вагонов, а также низким уровнем закупки новых. Скажем, в 2018 году стоимость цистерны для перевозки сырья составила немногим менее 4 млн рублей, а сегодня достигает уже 9 млн рублей.

Для многих производителей СУГ и перевозчиков эти суммы явно не по карману. В настоящее время заинтересованными сторонами ведутся переговоры об изготовлении 1,5 тысячи вагонов, но компании-производители готовы выпустить их только в 2025—2026 гг.

Но даже указанные 1,5 тысячи вагонов все равно не удовлетворят всех потребностей в перевозке СУГ, поскольку в марте на совещании в Минпромторге РФ представители РЖД сообщали, что дефицит цистерн составляет около 3,6 тыс. В качестве меры, которая могла бы снизить остроту проблемы, в компании предложили уменьшить срок загрузки-разгрузки цистерн, что позволит увеличить их оборот.

В общем, железнодорожники ненавязчиво возражают нефтехимикам и энергетикам, заявляя, что ситуация не так уж плоха.

Следует напомнить, что еще в марте текущего года руководители ряда нефтегазовых компаний («ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Татнефть», «НОВАТЭК») направляли письмо вице-премьеру Александру Новаку с просьбой решить вопрос с вагонами-цистернами для СУГ.

В письме заявлялось, что их дефицит увеличивался с 2022 год из-за списания большого числа вагонов. Кроме того, срок оборота вагонов после введения антироссийских санкций и переориентации транспортных потоков внутри страны вырос на 13 процентов в 2023 году по сравнению с 2021-м.

В письме отмечалось, что данная ситуация привела к тому, что за последние пару лет перебои с обеспечением вагонами-цистернами для отгрузки СУГ и нефтепродуктов выросли, что привело к недопоставкам топлива потребителям, а также снижению объемов переработки на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях. Все это создает риски дестабилизации российского топливного рынка, говорилось в документе.

Авторы письма предложили свои варианты выхода из ситуации — в частности, снятие запрета на продление срока службы вагонов-цистерн (на три-пять лет) без проведения их модернизации (разумеется, в случае их полной технической исправности), инвентаризацию планов вагоностроительных предприятий, а также принятие мер по снижению стоимости производства цистерн.

Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов не согласился с пессимистичной оценкой ситуации, пояснив «СП», что никакой нехватки цистерн не существует.

— Просто у нас часто смешивают такие явления, как нехватка и подорожание чего-либо. У нас в данном направлении нет дефицита чего бы то ни было, просто цена продукции выше той, что была вчера.

В настоящее время никто не будет производить эти вагоны, так сказать, на перспективу, поскольку нет гарантии, что этот газ не пойдет на дополнительную переработку еще куда-то. Кроме того, есть еще специальные контейнеры, в которых вполне можно доставлять сырье. Вариантов логистики сжиженных углеводородных газов довольно много и выход найти можно.

Публицист, редактор онлайн издания «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич считает, что истина в негласном споре о нехватке цистерн между энергетиками и железнодорожниками уже в ближайшее время, видимо, будет где-то посередине.

Читайте также
Бензин на экспорт: В баках какой техники и в какой стране окажется в итоге наше топливо? Бензин на экспорт: В баках какой техники и в какой стране окажется в итоге наше топливо? На Запад из «русской бензоколонки» снова потёк хороший и недорогой бензин

— В конце нынешнего года будет введено эмбарго на поставки СУГ в Европу и можно представить, каков будет дальше маршрут цистерн и сколько составит их пробег, он увеличится вдвое-втрое. Получается, то, что очевидно производственникам, не слишком очевидно РЖД. В таком случае вопросы должны задаваться железнодорожникам, но никак не производственникам.

«СП»: В РЖД как раз говорят, что вагонов-цистерн вполне хватает.

— На сегодняшний день, пока поставки в Польшу не прекращены, ситуация вполне приемлемая. Надо полагать, в РЖД не могут произвести необходимые расчеты, что будет потом, после того, как начнут действовать введенные ограничения.

Напомню, СУГ отгружают из Западной Сибири, откуда идет отлаженный маршрут в сторону Польши, где пока еще находится основной хаб. Но уже довольно скоро СУГ предстоит изменить маршрут — двигаться из Западной Сибири не в сторону Европы, а на Дальний Восток. Пробег вырастет минимум в два раза, а то и больше. Следовательно, нужно большее количество цистерн, нехватка которых очевидна, если здраво оценить географию нашей страны.

«СП»: Что же делать?

— Резко наращивать производство вагонов-цистерн. Иного пути не просматривается. А со стороны железнодорожников я вижу попытку снять с себя ответственность.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Дмитрий Ежов

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России

Александр Романов

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня