Санкции, похоже, начали работать против Запада. У Москвы лопнуло терпение, и она начала отвечать симметрично. Итогом стали арестованные у Deutsche Bank российские активы и имущество.
Россия долго терпела и почти не предпринимала ответных мер, когда Запад заблокировал наши золотовалютные активы, когда внаглую стал распоряжаться процентными накоплениями от этих активов, передав их Украине. Россия ничем не ответила, когда США отобрали российскую дипломатическую недвижимость, когда Германия с Польшей присвоили себе заводы Газпрома…
Продолжаться бесконечно это не могло. Настало время ответных мер. 29 мая Российский суд принял решение о взыскании с Deutsche Bank 238,126 миллиона евро по иску «Русхимальянса». Кроме того, суд постановил выплатить российской компании неустойку, которую начислят на сумму основного долга по ставке 1,5% годовых за каждый просроченный день. Помимо этого Deutsche Bank обяжут выплатить «Русхимальянсу» компенсацию госпошлины: 200 тысяч рублей издержек за подачу иска и еще 3 тысячи рублей за подачу заявления об его обеспечении.
С чего все началось?
ООО «РусХимАльянс» — это компания специального назначения по реализации проекта газоперерабатывающего завода в составе Комплекса переработки этансодержащего газа в районе Усть-Луги.
«РусХимАльянс», консорциум Linde и ООО «Ренейссанс Хэви Индастрис» в 2021 году заключили ЕРС-контракт на строительство газоперерабатывающего завода в Ленинградской области. РХА перечислил Linde аванс, но та в мае 2022 года уведомила заказчика о приостановке работ в связи с санкциями ЕС.
Причина: дескать, банки-гаранты отказываются исполнять свои обязательства, поскольку платеж в адрес российской компании может нарушить европейские санкции. Но это уже, как говорится, ваши проблемы, господа. Точнее, проблемы, которые вы сами себе создали.
Российская сторона ждала долго. Но в конце концов, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение взыскать с Deutsche Bank AG в пользу ООО «РусХимАльянс» (РХА) 238,126 миллиона евро задолженности по банковской гарантии. Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представленную судом резолютивную часть решения.
Это стало, пожалуй, первым серьезным ответом России на введенные Западом санкции.
Возникает естественный вопрос: каковы перспективы взыскания? То есть, проще говоря, деньги где? У нас или их успели вывести?
«Это чисто политическое решение и наш закономерный ответ на санкции. Наши власти при этом действуют совершенно законно. Кстати, замечу, что сам факт введения санкций против России как-то странно прошел мимо Совета безопасности ООН. И это знак Западу: у нас есть механизм, как решать санкционные вопросы на уровне корпораций. Это корпоративные долги. Будем скорее всего забирать активы корпораций, расположенных на территории России», — пояснил «СП» политолог Андрей Суздальцев.
Однако некоторые экономисты высказывают предположения, что Deutsche Bank AG уже мог вывести за пределы России деньги, которые были вложены в ООО «РусХимАльянс».
«Да, деньги, скорее всего частично вывели. Едва ли на счётах в России у этих компаний есть такие деньги. Думаю, речь будет идти о том, чтобы в обеспечение этих исков забрать собственность этих иностранных компаний в России. Так что это просто попытка ответить на санкции.
Однозначно могу сказать, что решение суда направлено на то, чтобы отобрать активы у компании и реквизировать их в пользу государства. Может возникнуть и такая ситуация: на Западе могут не признать решение российского суда", — объяснил «СП» аналитик, кандидат экономических наук Николай Кульбака.
Однако решение суда — это реальное основание для действий в отношении должника.
«Должник либо сам передает деньги, либо ФСИН начинает реализовывать механизм взысканий. Тут, конечно, возникает вопрос: а вдруг денег у должника не окажется? Однако, есть варианты: наши организации будут добиваться взыскания долга через суды стран, в которых банк-должник зарегистрирован.
Если и так решить вопрос не удастся — будет арестовано имущество банка в России. Других вариантов не вижу", — сказал «СП» проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Судя по всему, российской стороне, вконец, надоело терпеть правовой беспредел, связанный с санкциями. Напомним, 23 мая с.г. президент подписал Указ № 442. Своим волевым решением Владимир Путин разрешил российским судам изымать активы США, находящиеся в нашей юрисдикции, дабы компенсировать потери, полученные от изъятия наших активов американцами.
Таким образом, изыматься будет все движимое и недвижимое имущество, принадлежащее американским компаниям и физическим лицам, то есть американским гражданам. Кроме того, изъятию подлежат ценные бумаги, доли в российских компаниях и, вообще все, что связано с любыми американскими активами в России.
Это стало зеркальным ответом на принятый президентом США Джо Байденом закон Repo Act, который позволяет конфисковать суверенные активы России, находящиеся под юрисдикцией страны без решения суда. Кстати, напомним: после начала специальной военной операции Европейский Союз и США заморозили активы российского Центробанка в виде ценных бумаг и наличных на сумму около 260 миллиардов евро.
Взыскание с Deutsche Bank 238,126 миллиона евро по иску «Русхимальянса» — это, вероятно, только начало вполне закономерного процесса, который должен показать: санкции Запада работают прежде всего против него. И отвечать за не выполненные обязательства все равно придется. По закону.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».