Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
4 июня 08:05

Италия возмущена: Литва — это просто беспредел. Откуда у них вино, что они торгует им с Россией больше нашего

Витторио Торрембини пожаловался на таможенный произвол Вильнюса и Варшавы

9680
Италия возмущена: Литва – это просто беспредел. Откуда у них вино, что они торгует им с Россией больше нашего
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Материал комментируют:

Польские и литовские таможенники творят произвол, незаконно блокируя на своих границах грузы, которые идут из Италии в Россию. Об этом заявил президент Ассоциации итальянских предпринимателей в РФ (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини.

В преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который пройдет в северной столице с 5 по 8 июня, глава GIM Unimpresa дал интервью РИА «Новости». И рассказал, как Вильнюс и Варшава сообща вставляют палки в колеса итальянским компаниям, торгующим с Россией.

«Со стороны Польши и Литвы наблюдается явная дискриминация. Их таможенники могут, например, просто-напросто заблокировать грузы, идущие в Россию из Италии, хотя грузы несанкционные и все документы исправны», — посетовал Торрембини.

При этом свои грузы, по его словам, они легко пропускают через границы. «Не странно ли, что Литва превратилась сегодня в одного из главных экспортеров вина в Россию. А разве в Литве есть вино? Они что, самые умные?», — задался он вопросом.

Читайте также
Золотая страна: Россия увеличила продажу драгоценного металла в 100 раз Золотая страна: Россия увеличила продажу драгоценного металла в 100 раз Константин Смирнов: Золото перестало быть украшением. Сейчас это — промышленный металл, на который есть высокий спрос во всем мире

Действительно, о литовских виноградниках никто никогда не слышал. Однако, как следует из базы данных статистики международной торговли ООН Comtrade, по итогам января — июля 2023 г. Литва отправила в Россию вина на 121,9 млн долларов, а Италия — на 72,7 млн. Та же тенденция отмечалась с августа 2023 по январь 2024 года.

Но к чему сокрушаться? Это последствия антироссийских санкций Запада, из-за которых вся мировая торговля перевернулась с ног на голову. Итальянские власти не могут этого не понимать. Тем не менее, в ущерб собственным интересам продолжают следовать указаниям из Вашингтона по наращиванию санкционного давления на Россию.

Результат: товарооборот между Италией и РФ сократился с 30 млрд евро до 9 млрд. А итальянская экономика потеряла порядка 10−15 млрд евро, что по словам Торрембини, является «чувствительным ударом».

И это не преувеличение. Весь бюджет страны в текущем году рассчитан на сумму около 28 млрд евро. А тут еще союзнички такой беспредел учиняют — не дают итальянским бизнесменам зарабатывать. Вроде как традиционно русским хотят напакостить, а вредят, получается, своим, буржуинским…

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, специалиста по странам Балтии, главного редактора ИА BALTNEWS Андрея Старикова:

— Есть известное выражение «дружба дружбой, а табачок врозь». И если мы смотрим на внешнеэкономическое поведение прибалтов, то эта поговорка — их поведенческая максима.

Италия далеко, но есть союзники ближе некуда. Я вспоминаю момент, как одна из прибалтийских республик целенаправленно разбирала железнодорожные пути под предлогом ремонта (хотя никакого ремонта им не требовалось), чтобы соседка не могла направлять по ним как раз таки грузы в порты.

Где-то три-четыре года назад Латвия так вела себя в треугольнике отношений — Латвия, Литва, Белоруссия.

Когда литовцы, руководствуясь какими-то политическими соображениями, воевали с Белорусской АЭС, Латвия, не будучи стороной этого конфликта, всеми силами пыталась приманить к себе — в Рижский порт и порт Лиепая — белорусские грузы из литовской Клайпеды.

Открывала у себя постпредства, на свои деньги приглашала белорусские делегации промышленников и предпринимателей, готовился даже визит Александра Лукашенко в Ригу.

Притом что в отношении белорусского руководства были введены европейские и американские санкции, а результаты электоральных процессов в Белоруссии коллективным Западом не признавались.

Тем не менее, Латвия вела себя настолько дружелюбно по отношению к Минску, потому что объемы белорусских грузов когда-то шли через литовский порт Клайпеда. А это большие транспортные доходы. Но в итоге все ушло на Северо-Запад России.

Такие они, «прибалтийские сестрицы»…

Абсолютно так же себя ведут поляки. Когда речь идет о деньгах, когда есть потенциал столкновений экономических интересов, когда можно либо не заплатить (это касается совместных инфраструктурных проектов), либо что-то отнять, что мы всегда наблюдали в системе транзитных отношений, тут идет такая жесткая конкуренция, что летят пух и перья. А вся риторика о партнерстве, союзничестве, едином и неделимом блоке, общих региональных интересах пропадает.

Это видно на межгосударственном уровне, в отношении этих партнеров между собой. Но и внутриполитическая система данную модель отражает.

«СП»: Поясните.

— Давайте вспомним бизнес премьер-министра Эстонии Каи Каллас, которая воевала с Москвой как никто не воевал. Но ее муж параллельно на отношениях с Россией зарабатывал.

Литва воюет с Россией как никто, наверное, не воюет (Украину вынесем за скобки), тем не менее, очевидно и понятно, что второй рукой литовцы зарабатывают на этом. И это касается всей Прибалтики.

У Эстонии просто космические объемы водки, виски и коньяка, которые, конечно, она не производит, а реэкспортирует. И надо понимать, что такой бизнес, это не рука рынка. Потому что предпринимателям здесь запрещают работать с Россией и Белоруссией. А если это идет, то, как говорится, кому-то нужно.

Но это не может быть вне интересов и покровительства силовиков и политиков на самом-самом высоком республиканском уровне.

Читайте также
Вся оборонка Урала у нас давно под санкциями, а  ВСУ мы давим по всему фронту Вся оборонка Урала у нас давно под санкциями, а ВСУ мы давим по всему фронту Запад грозится «засыпать песок в шестеренки российской военной машины»

Поэтому они пользуются этим, корыстно зарабатывают. И плюют на все, что говорят своей аудитории, европейским партнерам об этой всей заукраинской солидарности и необходимости сдерживать Россию.

Рассказывая подобные байки, они извлекают политическую прибыль. А участвуя в организации логистических цепочек — экономическую, и хорошо еще на этом зарабатывают.

«СП»: Итальянцы, получаются, здесь лишние?

— Отдельные итальянские компании страдают, потому что не включены в эти коррупционные цепочки. Кто проплатил литовским политикам и силовикам (равно как латвийским политикам и силовикам), те могут свободно перевозить свои грузы в Россию и Белоруссию. И даже зарабатывать в условиях нерыночной конкуренции и коррупционно-административных барьеров.

Поэтому если итальянцы хотят в этом участвовать с помощью прибалтов, то надо включаться в политико-коррупционные цепочки. Другого способа просто нет — там не действует рынок, не действует закон. Формально работать с Россией и Белоруссией нельзя никому, иначе прессуют, возбуждают уголовные дела. Но кто заплатил кому надо, могут это делать.

«СП»: А в каком состоянии сейчас находится порт Клайпеда? Антироссийская политика Вильнюса отразилась на его работе?

— Понятно, что объемы перевалки падают, и снижение грузопотока связано прежде всего с прекращением транзита грузов из России и Белоруссии. Я смотрел статистику за второй квартал по трем портам Латвии, которые были включены в систему отношений Восток — Запад.

Среднее падение за текущий период этого года — 12%. По железной дороге — 25%. Это не значит, что в 2023 все росло и было хорошо. Грузооборот ушел в пике еще в ковидные годы и падение продолжалось все последующие.

Такая же динамика и такая же тенденция в Клайпеде. Потому что белорусы ушли, а кто придет? С Китаем они переругались. Казахстан? Но там не те объемы и не диверсифицированные маршруты.

Опять же, кто пользовался Клайпедский портом и что оттуда транспортировалось? Во многом это удобрения — калийные белорусские и азотные собственного производства. Но самый крупный производитель азотных удобрений в Литве — компания Achema — в прошлом году заявила о банкротстве.

В свое время компания производила колоссальные объемы удобрений, торгуя с Западной Европой. Загружала Клайпедский порт, обеспечивала рабочие места и налоговые отчисления, очень немаленькие, по литовским меркам. Но производство удобрений газоемкое, а от дешевого трубопроводного газа из России литовские власти отказались.

Грандиозные планы масштабировать порт в Клайпеде, построить там терминалы для всех видов грузов тоже забыты. Пора ставить вопрос об эффективности этого порта. Потому что если такие мощности простаивают, их очень дорого обслуживать, а без вложений они деградируют. Инвесторов литовцы за несколько последних лет так и не нашли.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня